341 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как укоротить цепь на велосипеде без выжимки

Содержание

Инструкция по укорачиванию велосипедной цепи

4 mins Автор: Михаил Скворцов 73

Укорачивать цепь обычно требуется при провисании — после долгого использования, серьёзной нагрузки или при смене набора звёздочек. Как укоротить велосипедную цепь, и как определить её правильную длину?
Всё просто:

  1. Переключаемся на самые крупные звёзды спереди и сзади.
  2. Размыкаем одно звено цепи.
  3. Максимально стягиваем цепь так, чтобы суппорт находился в горизонтальном положении.
  4. Добавляем одну пару звеньев и получаем искомую длину.

Во многих магазинах при покупке велоцепи предоставляется услуга по её подгонке — стоит ей воспользоваться, обычно у техников есть и инструмент, и должный опыт.

Инструмент

Интернет-специалисты и знатоки советских баек обычно рекомендуют гвоздь и камень, но прогресс не стоит на месте и лучше приобрести выжимку цепи (chaintool) — несложный инструмент, напоминающий детские тиски без станины, приобрести который можно за 500-1000 р.

Держать выжимку в рюкзаке есть смысл только при сложных многодневных походах, обычно это инструмент мастерской, потому при выборе не стоит обращать внимание на облегчённые версии и выжимки в мультитулах — обычно они ненадёжны и выбрасываются через 5-10 применений.

Если выжимки рядом не оказалось — поможет молоток, пара гаек и гвоздь, но об этом позже.

Последовательность действий

Рассмотрим, как укоротить велоцепь конструкции Галля (именно такая используется на 95-99% всех современных велосипедах).

Разъединяем

  1. Устанавливаем выжимку так, чтобы её стержень был ровно по центру пина (валика).
  2. Плавно вращаем ручку выжимки, пока валик не выйдет до уровня второй внутренней пластины.
  3. Разъединяем звено, не вынимая до конца пин.

Удаляем лишние звенья

  1. Фиксируем необходимую длину и определяем пин для выжимки, учитывая, чтобы освобождаемые пластины звена совпали с пластинами уже выжатого.
  2. Повторяем последовательность из п. №1, полностью выжав валик.

Соединяем

Сводим цепь и аккуратно, отцентрировав выжимку на старте и контролируя процесс каждые 0,2-0,3мм, вжимаем пин в освобождённое в п. №2 звено.
Некоторые предпочитают снять цепь — в таком случае перед соединением следует проверить, продета ли она в переключатели.

Проверяем работоспособность

  1. Сам запрессованный ролик. Если наблюдаются скрипы или проблемы с подвижностью на звене — устанавливаем пластины на место, изгибая цепь вдоль плоскости звена до прекращения щелчков, хватит силы рук, инструмент не потребуется.
  2. Вся укороченная цепь. Пробуем сделать несколько оборотов на самых маленьких звёздочках — если есть проблемы, это будет заметно сразу.

Для цепи повторяющегося типа (half-link, с одной парой повторяющихся пластин) — процесс упрощается, выбирать парность не надо. Укоротить цепь облегчённых моделей и некоторых спортивных вариантов можно только специализированным инструментом, и порядок укорачивания описывается в фирменной документации.

Особенности работы при отсутствии выжимки

Отсутствие выжимки — тоже не беда. Вместо выжимки достаточно штыря — гвоздя, сверла, дюбеля, чуть меньше валика диаметром, и молотка, которым этот штырь будет выбивать пин. Главное — это аккуратность действий, важно чтобы удары не согнули пластины звена — для этого под цепь и внутрь звена прокладывают гайку или иной усилитель.

Если укорачивание без выжимки будет производиться впервые — рекомендуется потренироваться на неиспользуемом звене, так как работа потребует сноровки. Кроме того, без выжимки цепь в любом случае придётся снять с велосипеда, так как потребуется твёрдая опора.

Как правильно укорачивать цепь на велосипеде с выжимкой и без нее

Велоспортом на любительском уровне увлекаются многие. Но внезапно провисшая цепь способна сильно испортить удовольствие от прогулки. Чтобы этого не произошло, за транспортным средством нужно правильно ухаживать, а также своевременно выяснить, как укоротить цепь на велосипеде и приобрести все необходимые для этого инструменты. Работу вполне можно выполнить самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов.

Зачем разбирать цепь

Только цепь, натянутая без провисаний и перекосов, обеспечивает эффективную передачу крутящего момента с педалей на заднюю велосипедную ось. Необходимость разобрать и укоротить ее может быть обусловлена следующими причинами:

Читать еще:  Как поменять шину на велосипеде

Пройдите опрос

  1. Замена вследствие сильного износа или поломки. Новая цепь – это стандартные 114–116 звеньев. На обычных шоссейных велосипедах она, как правило, используется целиком, на горных – приходится укорачивать ее на 8–10 звеньев. У байка для триала оставляют только необходимый минимум.
  2. Конструктивные изменения. После модернизации велосипеда цепь нередко начинает болтаться, прокручиваться, спадать со звездочек, невзирая на качественный уход.
  3. Провисание вследствие длительной эксплуатации, интенсивной нагрузки, смены набора звездочек.

Чтобы определить оптимальную длину, необходимо переключить передачу так, чтобы спереди и сзади цепь лежала на самой большой звездочке. Затем звенья размыкают, подтягивая ее до упора. Сделав отметку, добавляют еще 2–3 звена, чтобы не допустить повышенных нагрузок на трансмиссию.

Тем, кто не уверен в собственных силах, настоятельно рекомендуется обратиться в специализированный магазин. Там можно получить и грамотную консультацию, и профессиональную техническую помощь.

Замена цепи может потребоваться вследствие сильного износа или поломки
Довольно часто цепь начинает болтаться или прокручиваться после модернизации велосипеда
Провисание цепи возможно в связи с длительной эксплуатацией либо сменой набора звездочек

Необходимые инструменты

Специалисты в области различных лайфхаков и те, кто начал заниматься велоспортом еще в советское время для того, чтобы разъединить цепь, рекомендуют применить камень и гвоздь. Но, поскольку прогресс не стоит на месте, для этого давно создан специальный инструмент – выжимка (chaintool). Она напоминает небольшие тиски без станины. Стоимость устройства более чем демократичная – 500–1000 рублей.

Практика показывает, что выжимки в «мультитулах» (особенно в дешевых) выдерживают максимум 3–5 применений. Поэтому для многодневного похода по местности со сложным рельефом лучше иметь в рюкзаке качественный инструмент, сделанный из высокопрочной стали.

Механизм действия выжимки предельно прост. Имеющийся упор не дает пластинам звеньев на цепи деформироваться и выгнуться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина). Поворотный винт без приложения значительных усилий его выдавливает.

Кроме основного инструмента, для того чтобы укоротить цепь велосипеда, потребуются ветошь, керосин и любая смазка (например, WD-40). Перед началом работы необходимо тщательно очистить механизм переключения передач. «Непрофессиональные» приспособления – молоток, гайки, гвозди и так далее используют только в крайнем случае.

Выжимка
Керосин
WD-40

Инструкция по укорачиванию

При наличии выжимки ответ на вопрос, как укоротить на велосипеде цепь, очевиден. Если же ее нет, процесс превращается в лотерею. Возможно, операция увенчается успехом. Но также вероятно, что велосипедист останется без транспортного средства.

С выжимкой

Чтобы разомкнуть цепь с замыкающим звеном и укоротить ее, нужно действовать согласно следующей инструкции:

  1. Поставить велосипед на стойку. При ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх.
  2. С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки.
  3. Найти замыкающее звено («замок»). Производители обычно существенно облегчают задачу, делая его немного темнее или светлее прочих. Еще один отличительный признак – наличие выступающих валиков, скрепленных наружной пластиной, и большого овального отверстия вокруг 1–2 из них.
  4. Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями. Это существенно облегчает доступ к нему.
  5. Раскрыть замыкающее звено на велосипедной цепи. Конструктивно это можно сделать по-разному, поэтому нужно заранее ознакомиться с инструкцией. Чаще всего валик извлекают путем вращения на шарнирах или открывают звено сгибанием. Реже оно одноразовое, тогда нужно снимать элемент, например, острогубцами.
  6. Определить, сколько звеньев потребуется снять. Лучше убрать меньше, чем переборщить. Установить их обратно новичкам проблематично.
  7. Зажимом или зажимным механизмом выжимки зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее.
  8. Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена. Начать его выдавливать, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке. До конца извлекать его нельзя, иначе потом собрать цепь будет практически невозможно. Валик должен показаться снаружи, но быть все еще надежно зафиксирован внутри звена.
  9. Повторить со вторым валиком, полностью разобрав это звено. Снять внешнюю пластину, открывая доступ к центральной части, где фиксируется уже следующее. Продолжать до того момента, пока не будет снято нужное число звеньев. Перед тем как укоротить цепь скоростного велосипеда, необходимо убедиться, что после снятия на ее концах остаются звенья разного типа. Узкое вставляют между «ушками» широкого. Чтобы разобрать цепь велосипеда без замка, начинать можно с любого звена.
  10. Собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца. Удобнее делать это с помощью плоскогубцев и отвертки. Совместить их так, чтобы можно было защелкнуть валики. Если замыкающее звено одноразовое, необходимо заблаговременно приобрести новое.
  11. Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта. Вращать ручку против часовой стрелки, пока с противоположной стороны не покажется головка. Длина выступающих частей обоих валиков должна быть одинаковой.
  12. Слегка ослабить цепь, установив звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижав ее штифт к валику. Провернуть ручку примерно на четверть оборота.
  13. Тонким равномерным слоем нанести на цепь смазку.
Читать еще:  Велосипед как ездить зимой

Чтобы после укорачивания соединить цепь определенных брендов, например, Shimano и Campagnolo, требуются особые валики для ее сборки. При их отсутствии приступать к процедуре не имеет смысла – собрать звенья в цепь заново все равно не получится.

Поставить велосипед на стойку, а при ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх
С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки
Найти замыкающее звено («замок»)
Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями, чтобы облегчить доступ к нему
Раскрыть замыкающее звено, следуя инструкции
Определить, сколько звеньев потребуется снять
Зажимом или специальным механизмом зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее
Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена и выдавить его, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке
Повторить действие для второго валика, полностью разобрав это звено
Используя плоскогубцы и отвертку, собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца
Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта
Слегка ослабив цепь, установить звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижать ее штифт к валику
Тонким слоем нанести на цепь смазку

Без специального приспособления

Чтобы не пришлось думать, как размыкается велосипедная цепь без специальных приспособлений, настоятельно рекомендуется брать с собой необходимый инструмент даже в непродолжительные поездки. Попытки разбирать цепь без выжимки – это всегда риск погнуть или замять звенья без возможности последующего их восстановления. Но когда другого выхода нет, можно попробовать расцепить ее, действуя так (метод подойдет и для велосипедных цепей без замка, и при наличии замыкающего звена):

  1. Подходящий штырь (гвоздь, сверло, дюбель, шило) толщиной чуть меньше валика звена приставить к пину (при его отсутствии – к любому звену).
  2. Подложить под цепь и внутрь звена гайку, шайбу, еще что-нибудь похожее. Это предмет, играющий роль «усилителя», не даст замяться звеньям.
  3. Молотком, камнем, иным оказавшимся под рукой предметом, осторожно ударять по штырю, пытаясь выбить соединение. Залог успеха – размеренность и аккуратность манипуляций.

Необходимо сначала потренироваться на звене, которое не используется. Это поможет приобрести необходимую сноровку. Цепь с велосипеда в любом случае придется снимать – для работы нужна твердая опора. В «полевых» условиях ею может стать плоский камень, кирпич.

Если заранее изучить конструктивные особенности модели велосипеда и приобрести все необходимые инструменты, проблем с тем, чтобы укоротить цепь, как правило, не возникает. Хуже ситуация, когда приходится пользоваться подручными средствами – это реальный риск серьезно повредить механизм. От поломок в пути никто не застрахован, поэтому лучше возить с собой все, что может потребоваться для экстренного ремонта.

Подложив под цепь и внутрь звена гайку, осторожно ударять молотком по штырю, пытаясь выбить соединение.

Видео


5 вариантов, как снять цепь велосипеда

Чаще всего, цепь с велосипеда снимают: либо, чтобы починить, либо заменить, либо почистить до «блеска». В данной статье я расскажу о том, какие инструменты понадобятся и можно ли снять цепь без спец оборудования.

Виды цепей

Существуют два вида цепей:

В первом случае, звено отличается от остальных. Оно имеет отверстие на подобие замка. Данный вид цепи легко снимать, впрочем, как и одевать.

Сплошная цепь — говорит сама за себя. Она не имеет замка. У нее все звенья одинаковые и для открытия такой цепи уже понадобятся инструменты. Какие именно, я расскажу ниже.

Как снять замочную цепь

Для снятия цепи такого вида, можно использовать подручные материалы. Главное правило — цепь должна быть не натянута. Расслабьте ее немного и тогда будет проще работать именно с этим звеном. Вот пару вариантов, что можно использовать, чтобы снять цепь.

1. Плоскогубцы. Необходимо согнуть цепь так, чтобы пассатижами можно было легко выдвинуть замок.

2. Нитка. Довольно странный способ, но достаточно действенный. Необходимо взять сдвоенную (сложенную вдвое) нитку, продеть с обеих сторон у замочного звена. Далее перекрутить оба конца накрест и чуть потянуть, словно завязываете узел.

3. Руки. Перекрутить цепь, как в первом способе, и просто надавить для сдвига элементов. Это скорее способ для сильных. Я же предпочитаю пользоваться различными инструментами.

Как снять сплошную цепь

С такой цепью работать чуть сложнее. В данном случае нам не обойтись без выжимки (выжиное устройство). Выжимка в виде штопора вкручивается в ось звена, освобождая пин.

Такой инструмент можно приобрести в любом специализированном магазине. Цена варьируется от 100 до 1500 рублей.

Читать еще:  Как надо ехать по дороге на велосипеде

Итак, как же работать с таким инструментом?

1. Выберите звено, которое будете разбирать.
2. Вставляем цепь в выжимку для выпресовки и запресовки оси звена.
3. Крутя ручку выжимки вытаскиваем ось. Выдавливать необходимо на себя, т.е. в сторону винта выжимки.
4. Пин необходимо достать не до конца. Если вытащить его полностью, то обратно будет тяжело вставить.
5. Аккуратно снимаете цепь и делаете все что вам потребуется.

Чтобы соединить сплошную цепь, делайте все в точности до наоборот.

Важно помнить, при последующем снятии цепи, необходимо использовать уже другое звено, так как выжимка расшатывает ось.

Болтается цепь и вам нужно ее укоротить, или же заменить какие-то звенья, да и просто снять, чтобы без трудностей очистить всю цепь. Теперь вы точно знаете, как можно снять любую цепь с велосипеда.

Пробуйте, используйте новые методы и если найдете что-то свое, делитесь в комментариях. Желаю удачи!

Выжимка для цепи и как снять цепь без выжимки

Что может быть лучше, чем день, проведенный загородом на велопрогулке! Однако, удовольствие может быть омрачено неожиданной поломкой цепи. Если отечественные велосипеды в большинстве своем состоят из разъемных участков цепи, замки между которыми без особого труда можно разделить, то в спортивных байках цепи зачастую неразъемные. О том, как снимается цепь, и какие для этого существуют приспособления, мы и поговорим сегодня.

В каких случаях с велосипеда снимают цепь?

Бывалые велосипедисты снимают цепь регулярно. Например, в случае, когда замена системы либо только кассеты повлекла за собой изменение числа зубьев, цепь придется укорачивать, снимая зубья, или удлинять, добавляя дополнительные. Кроме того, цепь снимают для того, чтобы:

  • помыть;
  • проварить в солидоле;
  • заменить (если ремонт уже невозможен).

Инструкция по самостоятельной замене цепи с выжимкой

Снятие цепи выжимкой .

Обычно для снятия с байка цепи используют вспомогательный инструмент – выжимку. С его помощью легко снять даже неразъемную цепь. Последовательность работ при этом такова:

  1. Определиться с участком цепи для разбора. В случае повторного разбора цепи, то предпочтительно взять не ремонтируемый участок цепи.
  2. Вставить в выжимку цепь таким образом, чтобы пин был напротив зажимной оси.
  3. Зафиксировать цепь рифленым винтом.
  4. Крутить ручку , выдавливая пин наружу.
  5. Убрать ненужные звенья с помощью выжимки, выпрессовывая пин целиком.
  6. Соединить звенья цепи. При этом штифт, находящийся в щечке, должен смотреть наружу по направлению к вам. Сначала нужно провести цепь сквозь задний и передний переключатели. Затем наложить звенья цепи один на другой так, чтобы пин совпал со втулкой.
  7. Разжать «щечки» плоскогубцами. После того, как концы цепи наймут свое место, выходящий наружу штифт не даст звеньям разъединиться.
  8. Вставить выжимку в звено, чтобы оси пина и штока идеально совпали, и вращать воронок, запрессовывая пин в отверстие.
  9. Проверить симметрию положения штифта и «щечек» звеньев. Откорректировать их положение, если это нужно.
  10. Проверить звенья на подвижность друг относительно друга. При необходимости увеличить подвижность плоскогубцами.

Последовательность действий по снятию цепи с велосипеда без выжимки своими руками

Выжимка – полезное приспособление. Однако, не всегда оно оказывается под рукой. Что же тогда делать? Перспектива остаться с нерабочем велосипедом посреди первозданной природы где-то за много км от города не выглядит привлекательной. Снять цепь с байка можно и без выжимки. Сделать это самостоятельно будет непросто, но вполне реально. Рассмотрим подробно варианты разбора цепи с замком и без него.

Модель с замком

Как проверить, есть ли у цепи замок? Проще простого! Беглого осмотра, чтобы увидеть, имеет ли цепь звено, которое отличается от соседних. Это и есть замок. Разъединить его можно путем сдвигания пинов на каждом из звеньев руками или пассатижами. Чтобы собрать цепь, нужно проделать аналогичные действия в обратной последовательности.

Модель без замка

В этом случае без выжимки придется непросто. И результат будет непредсказуемым. Но, если других вариантов нет, из 2 зол выбираем меньшую. Итак, снимаем цепь без замка с велосипеда подручным средствами в таком порядке.

  1. Привинтить к столу обыкновенные тиски.
  2. Зафиксировать в тисках цепь, подложив с одной стороны гайку, отверстие которого соотносится с пином.
  3. Прилепить с другой стороны небольшой шуруп шляпкой.
  4. Зажимая тиски, протолкнуть шариком пин в гаечную дырку.

Подводя итоги, можно уверенно заявить, что выжимка — незаменимая вещь в дороге для каждого велосипедиста. И если поломанную цепь с замком еще можно снять с велосипеда без этого приспособления, то, что касается цепи без замка, то без нее обойтись будет сложно. Впрочем, на случай форм-мажорных обстоятельств, можно воспользоваться приведенными выше инструкциями.

  • Машинка для мойки цепи (цепемойка). www.velosipedinfo.ru/mashinka-dlya-moyki-tsepi
  • Что делать если прокручиваются велопедали или слетает цепь? Узнать.
  • Как подтянуть цепь на велосипеде

Видео. Как разъединить, расклепать, разомкнуть, велосипедную цепь. Снять замок

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector