14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как собрать руль на велосипеде

Содержание

Рулевая колонка велосипеда: устройство, виды и характеристики, установка и смазка

Чтобы понять устройство рулевой велосипедной колонки, начать нужно с понимания рулевого механизма велосипеда, в принципе. А рулевой механизм — это целый комплекс деталей, который позволяет направлять движение транспортного средства в нужную велосипедисту сторону.

В него входят:

  • руль (перекладина или же какая-то более сложная конструкция) с точками хвата и закрепленными аксессуарами, грипсами;
  • вынос (труба) с креплениями для руля и рулевой трубы;
  • рулевая труба, соединяющая вынос или руль с короной вилки и заходящая в стакан и рулевую колонку;
  • рулевая колонка, состоящая из двух чашек, подшипников (верхнего и нижнего), колец (опционно) и позволяющая трубе свободно поворачиваться в стакане;
  • рулевой стакан или часть рамы с нарезанными по определенному стандарту фасками внутри, куда вставляются подшипники колонки и ее чашки.

Рулевые колонки

Эти части рулевого механизма велосипеда могут быть нескольких типов:

  1. Резьбовые. Это «классика» рулевого велосипедного жанра, которую сегодня можно встретить разве что на бюджетных моделях байков. Легкие, неприхотливые и недорогие колонки, давно используемые и неплохо себя зарекомендовавшие. Минусами их считаются сложность в настройке и претензии пользователей к надежности. В верхней чашке такой колонки нанесена резьба. А рулевая труба крепится в ней контргайкой.
  2. Безрезьбовые. Это колонки современного стандарта, которые еще называют Aheadset — по имени компании-производителя, впервые представившей их веломиру. Такая конструкция не имеет резьбы и не принимает на себя фиксирующую нагрузку вилки. Любая безрезьбовая колонка состоит из чашек (верхней и нижней), запрессованных в рулевой стакан. В каждой чашке установлен подшипник, закрытый кольцом качения. В этих колонках сначала ставятся простановочные кольца и вынос, и только потом фиксируется рулевая труба. Такие конструкции в стандартной комплектации традиционно называют «неинтегрированными».
  3. Полуинтегрированные. Любая рулевая колонка этого типа включает подшипники (обычно оба промышленные, но возможны и вариации в данном вопросе), а также чашки, полностью находящиеся внутри стакана. Снаружи видны остаются лишь пыльники. Такие устройства достаточно сложны конструкционно и дороги, но именно эта колоночная конструкция считается одной из лучших, поскольку не выходит за стаканные пределы и позволяет выставить ту высоту руля, которая необходима конкретному велосипедисту.
  4. Интегрированные. Это целый модельный ряд безрезьбовых колонок, и от любых других такие колонки отличает абсолютное отсутствие чашек в конструкции. У них подшипники запрессовываются в раму напрямую. Нет также канавок качения, поэтому для производства подобных рулевых колонок используются исключительно промышленные подшипники.

Интегрированные модели сложны в ремонте (если браться самому, а не обращаться в мастерскую), хотя отличаются легкостью и простотой настройки. Кроме того, доставляет неудобство пользователям большой разброс в их размерах.

Стандарты производителей

Если говорить о каких-то существующих стандартах рулевых колонок, то практически у каждого авторитетного велопроизводителя они свои. Это связано и с попытками защитить модели собственного производства от копирования, и с желанием зафиксировать за брендом какие-то новаторские разработки, и с многими другими вещами. Однако чаще всего на велосипеды массового производства ставятся классические варианты колонок. А вот интегрированные конструкции компании-производители ставят очень редко.

Так, например, используют для установки следующие варианты:

  1. Campagnolo — стандарт полуинтегрированный с подшипником и чашкой конической формы. Эта колонка потребует специальной обработки рамы.
  2. Perdido — этот полуинтегрированный набор на целых 4 мм отличается от полуинтегрированного же ZeroStack, считающегося стандартом.
  3. Columbus — классика от Aheadset, «заточенная» под собственный уникальный диаметр.
  4. Onepointfive Standard, предназначенный для экстремальных велодисциплин — неинтегрированный стандарт от группы производителей, созданный под широкую трубку руля.

Стаканы

Все вышеперечисленные колонки требуют под себя конкретной модели стакана рамы. Взаимозаменяемости нет ни для одного из указанных типов. Только свои параметры.

Существуют следующие виды стаканов:

  1. Интегрированные. Их характерные черты — вогнутая внутрь поверхность + усеченные фаски. Такие детали можно встретить 4-х размеров:
    • 1 дюйм (это 26.35 мм);
    • 1 и 1/8 дюйма (41.1 мм);
    • 1 и 1/8 Italian (41.95 мм);
    • 1 и 1.8 FSA Standard (41.6 мм).
  2. Полуинтегрированные. Это прямые трубы без всяких выпуклостей/вогнутостей. У таких прямая фаска под прямым углом глубиной 15 мм, не менее. Здесь тоже свои размеры, и разброс их чуть меньше, к тому же нет путаницы производителей в связи с долями дюйма:
    • 1 дюйм (это 41.35 мм);
    • 1 и 1/8 (43.95 мм);
    • 1.5 дюйма (55.9 мм).
  3. Стандартные. Они аналогичны по форме и размерам полуинтегрированным, но очевидно уже и меньше в большинстве случаев. Стандарты все те же, а размеры другие:
    • 1 дюйм (это 30.05 мм);
    • 1 и 1/8 (33.9 мм);
    • 1.5 дюйма (49.57 мм).

По указанным выше размерам возможны допуски — 0,5-1 мм. Однако следует таких допусков избегать, чтобы не допустить образования люфта вилки. В противном случае это непременно скажется на качестве езды в сторону его (качества) ухудшения.

Сборка и ремонт

Конструкционно любой рулевой веломеханизм (ну, или почти любой) достаточно прост. Плюс общая нагрузка на него не слишком велика. Благодаря этому не часто требуется ремонт и не нужно какое-то особенное для него обслуживание. Но кое-что велосипедист все-таки должен делать своими руками в этой области:

  1. Регулярно (хотя бы раз за сезон, не реже) разбирать рулевой блок, чтобы проверить состояние подшипников. И если появился абразив (это станет заметно при разборе), убрать его из канавок качения. Может потребоваться смазка. А изношенным деталям — замена.
  2. Изменение высоты. На безрезьбовых колонках это можно сделать с помощью проставочных колец, а на резьбовых конструкциях может потребоваться удлинитель руля.

Самостоятельная работа с рулевой колонкой — это несложно. Главное соблюдать последовательность сборки — в строго обратной последовательности разбору. И не допускать в процессе запрессовки перекосов. И лучше использовать при этом специальный инструмент (хоть его и редко получается купить), а не молотки и киянки, удары которых трудно сбалансировать и в результате можно повредить подшипник или чашку, а то и вовсе расколоть раму.

Совет: После ремонтных или профилактических работ с рулевым механизмом, надо обязательно проверять целостность всех деталей велосипеда, а также возможные люфты в колесе, которые, правда, легко исправить.

Рулевая колонка горного велосипеда

В рулевом механизме горных байков рулевая колонка — это самый сложный элемент. Однако и ее можно ремонтировать своими руками, если есть определенные знания или желание во всем разобраться самому.

То же самое можно сказать и о регулярном (ежесезонном) обслуживании горных велосипедов. Однако, когда речь идет о начинающих любителях экстремальной велосипедной езды или каких-то, по-настоящему серьезных поломках, лучше своевременно — ради собственной же безопасности — обратиться за помощью к квалифицированным специалистам в области велоремонта.

Как собрать руль велосипеда

Как собрать своими руками

велосипед ?

Купить велосипед — это только один из вариантов его обретения. Велосипед также можно собрать самому из отдельно добытых частей. Какое в этом преимущество? Такая сборка даёт гарантию, что на велосипеде не окажется ни одной недоброкачественной или нежелательной детали. Таким образом велосипедист получит именно то, что он хочет. Рассмотрим детали, из которых состоит велосипед. Как собрать своими руками этого «железного друга»?

Хотя стоит отметить, что собрать велосипед своими руками подойдёт только опытному ездоку, у которого выработались определённые предпочтения, а также он более трудоёмкий и требует навыков сборки.

В этой полезной статье вы сможете больше узнать о различных узлах и деталях велосипеда. Тогда вам будет легче определиться с выбором типа того или иного элемента. Также они могут помочь при сборке своего собственного велосипеда.

Знать, из чего состоит велосипед и какими бывают те или иные запчасти очень полезно, даже если вы не планируете самостоятельно собирать велосипед. Это пригодится, если, например, вы захотите что-то поменять в своём готовом «железном друге».

Итак, из чего состоит велосипед:

Рама

Рама является важнейшим элементом велосипеда, так как она составляет основу велосипеда, к которой крепится всё остальное. Поэтому, если вы собираетесь самостоятельно собирать велосипед, побеспокойтесь в первую очередь о подборе рамы.

Форма рамы главным образом определяется типом велосипеда. Материал рамы до сих пор является предметом дискуссий. Но, как правило, лидируют хроммолибденовая сталь, алюминий и титан. Хотя некоторые считают, что хорошую туристическую раму можно изготовить из любого материала, если придать ему правильную форму.

Подбирая раму важно учитывать размеры по росту. Именно пропорции рамы главным образом определяют, будет ли вам удобно ездить на велосипеде.

Вилка

Вилка проходит в головной трубе рамы и соединяет переднее колесо с рулём. Таким образом вилка делает возможным управление велосипедом. Вилки бывают двух видов — жёсткие и амортизационные. Если собрать велосипед планирует велотурист, то ему подойдет передняя амортизация. Амортизация необходима для бездорожья, поэтому второй тип вилки характерен для горных велосипедов. Но для езды по ровным дорогам желательна жёсткая вилка или наличие функции блокировки хода амортизационной вилки. Смотрите интересное видео: «Как правильно собрать велосипед с нуля».

Рулевая колонка

Рулевая колонка обеспечивает и удерживает свободное вращение штока вилки в головной трубе рамы велосипеда.

Руль велосипеда

Велосипедные рули могут быть самых разных размеров и форм — от самых прямых до изогнутых в форме крыльев бабочки. Также к ним можно присоединять «рога», то есть удлинители руля и лежаки для аэродинамической посадки. На руль крепятся зеркала заднего вида, тормозные рычаги, манетки (устройства для переключения передач) и даже велокомпьютеры.

Самостоятельно собирая велосипед, очень важно выбрать подходящий руль, так как от формы руля зависит удобство управления велосипедом и ездовая позиция. Если руль дает множество вариантов позиций для рук — руки будут меньше уставать и не будут болеть, что необходимо для велотуристов.

Седло велосипеда

Седло крепится к подседельному штырю, который, в свою очередь, вставляется в подседельную трубу рамы.

Неправильный выбор седла может стать причиной неудобства, сильных болей и вообще привести к отказу от езды на велосипеде. Поэтому велотуристу особенно важно подобрать для себя хорошее седло, ведь он проводит сидя в нём очень много времени.

Все опытные велопутешественники рекомендуют отказаться от так называемых гелевых сёдел, в которых можно восседать, как в мягком домашнем кресле. Они удобны только для коротких поездок на 1-2 км, затем могут начаться проблемы. Дальше можно выбирать между кожаными сёдлами и жёсткими сёдлами из искусственных материалов. Здесь важно знать преимущества и недостатки, а также правила обращения с различными сёдлами (особенно это касается кожаных сёдел, которые необходимо разнашивать).

Колёса велосипеда

Колёса являются самой подвижной частью велосипеда. В общем-то, именно они обеспечивают движение велосипеда. Выбор колёс при сборе велосипеда очень важен, так как он обеспечивает удобство движения по тому или иному ландшафту. Диаметр колёс в той или иной степени зависит от рамы — обычно это 26″ для горного стандарта или 28″ для дорожного стандарта.

Колесо велосипеда состоит из обода и втулки, скреплённых спицами, а также велосипедной шины. Очень важна правильная сборка колеса, от которой во многом будет зависеть, как долго оно прослужит без необходимости подстройки. Чтобы собрать колесо необходимо иметь не только все составляющие, но также обладать определёнными навыками и специальными инструментами. Колёса можно оснастить электроколесом и переделать в электровелосипед.

Обод

Это конструктивная часть колеса, которая обычно изготовлена из алюминиевого сплава. Велотуристам очень важно использовать надёжные ободья, чтобы в дороге не пришлось исправлять дефекты обода — «восьмёрки», «яйца» и «зонты».

Спицы велосипеда

Прочность колеса зависит от количества, толщины и качества спиц. Стандартное число — 32 или 36 спиц в велосипедном колесе, хотя в некоторых типах велосипедов используются разные количества. Прочность колеса напрямую зависит от количества в нем спиц — чем больше, тем прочнее. Поэтому для велосипедных путешествий используйте колёса с числом спиц не менее 36. Особенно это важно для заднего колеса, так как на него приходится основная нагрузка. Длину спиц необходимо рассчитывать при сборке колеса.

Втулка велосипеда

Втулка представляет собой сердцевину колеса, к которой сходятся все спицы, а внутри неё располагается ось. Втулка переднего колеса и втулка заднего колеса отличаются. На заднем втулка асимметрична, справа на ней располагается задняя звёздочка или кассета. Втулки могут иметь такие механизмы, как механизм переключения передач (планетарные втулки), встроенный ножной тормоз и механизм выработки электроэнергии (динамо-втулки).

Важно выбрать качественную втулку, потому что плохой выбор может привести к скорой поломке, а поломка втулки может привести к большим неприятностям. Основное внимание стоит уделить выбору задней втулки, так как на неё приходится основная нагрузка.

Путешественнику нужно сделать выбор при подборе задней втулки между обычной втулкой и планетарной. Последняя хороша для длительных путешествий тем, что включает полностью защищённый от пыли и грязи механизм переключения передач, надёжна и практически не требует обслуживания.

Шины велосипеда

Велосипедная шина представляет собой хитроумное устройство. Чаще всего оно состоит из покрышки и внутренней камеры. Шина помогает при движении и торможении, смягчает удары от неровностей дороги и способствует балансировке и управлению.

Выбор шины влияет на ходовые качества велосипеда. Если шина широкая, двигаться по бездорожью более комфортно, но менее комфортно по ровной дороге и наоборот. На ход движения велосипеда, кроме ширины шины, также влияет размер и характер протектора.

Например, шины с одним рисунком протектора хорошо двигаются по песку, другие предназначены для езды по гладкому асфальту. Следовательно, выбирая покрышку учитывайте то, по какой местности предстоит в основном ездить.

Рама может вместить шину только определённой ширины, поэтому она служит ограничителем в выборе ширины шины. Кроме рамы ограничивает выбор ширины шины необходимость установки крыла, а в большинстве случаев для путешествий она присутствует. Собирая своими руками велосипед следует соизмерять ширину шины с шириной обода, так как нельзя ставить слишком широкую покрышку на слишком узкий обод, и наоборот.

Каретка велосипеда

Каретка фиксируется в кареточном стакане рамы и обеспечивает вращение шатунов с педалями и звёздами.

Шатуны

Шатуны соединяют ось каретки с педалью и во время кручения педалей вращаются вокруг её оси. Выбирая шатуны следует обратить внимание на их длину, которая колеблется в пределах 165-180 см.

Кассета велосипеда

Кассета представляет собой набор маленьких задних звёздочек, который крепится на заднюю втулку велосипеда. В современных велосипедах количество звёздочек обычно колеблется от 7 до 10 штук. Звёздочки время от времени изнашиваются, и тогда их необходимо заменять. Для работы с кассетой — снять или установить ее, необходимы специальные инструменты.

Цепь велосипедная

Цепь велосипеда является предметом подробного обсуждения в рядах велосипедистов. Хотя, по сути, больше обсуждается не выбор цепи для самостоятельного сбора велосипеда, а вопрос, как ухаживать за ней, как смазывать с целью продления её жизни, а также когда ее вовремя заменить.

Механизм переключения скоростей

Механизм переключения скоростей содержит задний и передний переключатели, которые соединены посредством тросиков с манетками — устройствами переключения скоростей, расположенных на руле или раме. Переключатели направляют цепь вправо-влево и таким образом она перескакивает на соседние звёзды.

Большего внимания заслуживает задний переключатель, так как он является более ответственной и подверженной поломкам и загрязнению деталью велосипеда, нежели передний переключатель. Манетки могут быть разных видов и форм и могут по-разному крепиться на велосипед.

Тормоза

Разнообразие тормозов достаточно большое. Тормоза бывают механическими или гидравлическими, ободными или дисковыми. Выбор тормозов может зависеть от личных предпочтений велосипедиста, а также от характера рельефа, по которому в главным образом предстоит ездить.

Наиболее распространенными считаются тормоза типа V-brake. Также более популярными становятся дисковые тормоза, хотя велотуристов может отпугнуть сложность их починки в полевых условиях, а также трудность установки заднего багажника вместе с дисковым тормозом. См. «Почему тормоза скрипят».

Тросики

Хотя тросики могут показаться незначительной деталью, но они существенно влияют на качество торможения и переключения передач. Собирая велосипед своими руками важно правильно провести тросики и рубашки.

Больше узнав о различных узлах и деталях велосипеда, вам будет легче определиться с выбором типа того или иного элемента. Мы постарались подробно описать, из каких деталей состоит велосипед. Как собрать своими руками или починить велосипед, можно подробнее проконсультироваться у специалистов.

Читайте другие темы:

Как правильно поднимается руль на велосипедах с разными типами колонок

Как профессионалам, так и начинающим райдерам хочется, чтобы езда на двухколесном транспортном средстве была комфортной, безопасной. Важным критерием удобства является не только размер рамы, но и высота седла и руля. Когда все отрегулировано правильно, кататься на транспортном средстве легко, руки и спина не напряжены. Если настройка седла не вызывает сложностей, то вопрос как поднять руль на велосипеде возникает у большинства людей. Точной инструкции нет, все зависит от модели транспортного средства.

Варианты расположения руля

Корректировку высоты руля следует выполнять непосредственно перед каждым использованием или же после длительного простоя велосипеда. От настроек зависит степень физической нагрузки при езде. При правильной регулировке руля велосипеда мышцы меньше устают, не пережимаются сосуды в паховой области, человек может проехать большие расстояния.

Пройдите опрос

Существуют несколько вариантов расположения руля:

  1. Он совпадает с уровнем седла. Такой вариант отлично подойдет для езды на небольшой скорости.
  2. Находится ниже уровня седла. Подобное расположение нравится любителям экстремальных заездов.
  3. Положение выше седла. Вариант больше подойдет для неспешных прогулок.
  4. Расположен перпендикулярно переднему колесу. Такую регулировку выбирают исключительно профессиональные велосипедисты.

Крайне важно регулировать руль по высоте:

  1. На детской модели велосипеда. По мере взросления ребенка ему требуется установка элемента в соответствии с ростом.
  2. При появлении нетипичных звуков, а также неустойчивом положении (при торможении или спуске).

В зависимости от модели велобайка настройка руля имеет свою специфику. Подробная информация представлена в таблице.

Способ установки нужной высоты руля

На скоростном велобайке руль располагается низко. Это связано со спецификой езды. Отрегулировать высоту руля получится, изменив уровень седла.

Поднять руль как на велосипеде «Форвард», так и на некоторых других моделях крайне сложно. Наиболее оптимальным вариантом будет замена выноса или изделия на конструкцию с встроенным подъемным механизмом. В некоторых случаях руль велосипеда поднимается просто — гайкой.

Конструкция у велосипеда схожа с шоссейным вариантом, но уровень руля в горной модели соответствует седлу. Подъем производится при помощи регулируемого выноса транспортного средства.

При использовании изделия разными людьми разница в росте более 20 см является поводом для изменения высоты руля на велосипеде.

Шоссейный «Форвард» Горный

Алгоритм подъема для разных типов колонок

Зачастую регулировка высоты руля производится с помощью специальных конфигураций на колонке, которые имеются практически во всех моделях двухколесного транспорта. До подъема элемента нужно определить тип конструкции, установленный на конкретном велосипеде. Работу по регулировке стоит проводить согласно инструкции.

Резьбовая

Подобный тип крепления используется в профессиональных моделях, так как он облегчает всю конструкцию транспортного средства. К слову, старые образцы имели именно такую рулевую колонку. Конструкция состоит из специального фиксатора, закрепленного гайкой. Центральный болт при этом фиксирует само расположение. При таком простом варианте настройка высоты занимает минимальное количество времени. Как правильно поднять руль на велосипеде:

  1. Закрепить транспорт в неподвижном положении и ослабить болт выноса, расположенный в нижней части трубы.
  2. Выкрутить руль вращающими движениями, поднимая его при этом вверх.
  3. Поднять трубу, настроить высоту руля.
  4. Вставить фиксатор и закрепить все гайки.

При необходимости при регулировке осуществляется установка дополнительной трубы.

Закрепить транспорт в неподвижном положении и ослабить болт выноса, расположенный в нижней части трубы Выкрутить руль вращающими движениями, поднимая его при этом вверх Поднять трубу, настроить высоту руля Вставить фиксатор и закрепить все гайки

Безрезьбовая

Такой тип характерен для горного велосипеда. Вынос у него крепится на шток вилки. Он является непростым в сравнении с предыдущим, поэтому и настройка высоты руля на велосипеде происходит с некоторыми трудностями. Нужно выполнить следующие действия:

  1. Зафиксировать велосипед.
  2. Выкрутить верхний болт, снять крышку.
  3. Открутить болты, находящиеся сзади выноса.
  4. Аккуратно, неспеша вытянуть руль вместе с выносом.
  5. Поднять руль, добавив постановочные кольца. Опустить его можно, убрав лишние. Нужно помнить о том, что расстояние от последнего кольца до штока вилки не должно превышать 5 миллиметров, так как это влияет на способность фиксации конструкции.
  6. Поместить крышку сверху и подтянуть на болт на ней.
  7. Сравнять вынос по отношению к колесу и затянуть крепления на нем.

Затягивать болты на безрезьбовой конструкции нужно предельно аккуратно, чтобы детали не пришли в негодность.

Зафиксировать велосипед, с помощью торцевого ключа выкрутить верхний болт, снять крышку Ослабить стяжные болты в верхней части рулевой трубы и снять руль, следя за тем, чтобы не погнуть провода, прикрепленные к тормозам и переключателям Отрегулировать положение руля и и затянуть на нем крепления

Интегрированная и полуинтегрированная

Эти 2 вида колонок считаются редкими и имеют некоторые отличия. Полуинтегрированная состоит из чашки, подшипника, находящихся внутри рамы, снаружи находятся пыльник и качающее колесо. Подобного рода конструкция позволяет установить руль достаточно низко. Настройка элемента осуществляется примерно так же, как у безрезьбового. У интегрированной колонки чашки вовсе отсутствуют, поэтому руль велосипеда располагается в рамочной трубе.

Настройка выноса и угла наклона

Вынос — одна из значимых деталей велосипеда, которая соединяет непосредственно руль с вертикальным штоком вилки. Длина элемента напрямую влияет на качество управления транспортом. Определяется расстоянием от центра рулевой колонки до центра крепежа. Наиболее горизонтальную посадку обеспечивает вынос больших размеров. При этом если он имеет меньшую длину, то способствует лучшей маневренности и удобству поворота руля.

В зависимости от элементов крепления выносы подразделяются на:

  • одноболтовые;
  • двухболтовые;
  • четырехболтовые (при таком расположении болтов их лучше затягивать поочередно и по диагонали).

Изменение угла наклона возможно только в безрезьбовых колонках. Для того чтобы подобрать подходящий вариант смещения, нужно выполнить ряд действий:

  • открутить крепления выноса;
  • подобрать комфортный угол наклона;
  • затянуть болты обратно, убедившись, что вынос закреплен надежно.

Правильная регулировка выноса бывает 3 видов:

  1. Вертикальной — вариант настройки высоты, который был описан выше.
  2. Горизонтальной — с ее помощью возможно небольшое увеличение длины всего транспорта.
  3. Угловой — характеризуется установкой дополнительных конфигураций в виде аксессуаров, различных элементов.

Чтобы при катании не болели спина, ноги, руки, важно грамотно подобрать руля. Важно суметь настроить транспортное средство под себя, учитывая его конструкционные особенности. Это не только обеспечит комфорт, но и позволит избежать травм, натираний, снизит вероятность падений.

Типы рулевых выносов Изменение угла наклона выноса возможно только в безрезьбовых колонках

Видео


Устройство рулевой колонки велосипеда, ее виды, установка и смазка

7 минут Автор: Михаил Скворцов 192

Для начала следует конкретизировать велосипеды, ведь в интернете и в веломастерских иной раз происходят недопонимания из-за различий в терминах. Итак, чем управляется велосипед?

Рулевой механизм

Рулевой механизм – это устройство, содержащее весь комплекс деталей, позволяющих управлять направлением движения велосипеда. В него входят следующие элементы:

  • Руль – перекладина или более сложная конструкция, на которой находятся точки хвата. В примитивном варианте представляет собой прямую трубу, на которую крепятся аксессуары и грипсы.
  • Вынос – короткая труба с двумя болтовыми креплениями для руля и рулевой трубы.
  • Велосипедная рулевая труба – труба, соединяющая вынос (или сам руль) с короной велосипедной вилки. Заходит в рулевую колонку и стакан.
  • Рулевая колонка велосипеда – набор из двух чашек, верхнего и нижнего подшипников, опционально – нескольких колец, позволяющий рулевой трубе свободно поворачиваться в рулевом стакане. В верхней части трубы появляется якорь для распора под креплением выноса.
  • Рулевой стакан – часть рамы, представляющая собой короткую трубу с нарезанными внутри фасками по определённому стандарту, в которые вставляются чашки и подшипники колонки.

Итак, структура не так проста, как кажется на первый взгляд. К тому же, существует целый ряд стандартов, которые несовместимы между собой. Следует относиться к ним максимально внимательно.

Колонки

Резьбовая

Немного о том, какие бывают типы колонок.

В первую очередь, следует рассмотреть «классику» -– резьбовую колонку, встречающуюся сейчас на бюджетных велосипедах. Очень неприхотливая, лёгкая и недорогая, она используется уже несколько десятилетий. К минусам можно отнести меньшую надёжность и сложность настройки.

В данной конструкции на верхней чашке колонки нарезана резьба, а рулевая труба закрепляется в ней с помощью контргайки.

Безрезьбовая

Современный стандарт, называемый ещё Aheadset, по бренду компании, впервые его представившей. Данная конструкция не принимает на себя нагрузку фиксации вилки, и в ней отсутствует резьба.

Колонка состоит из верхней и нижней чашек, каждая из которых запрессовываются в рулевой стакан, а уже в неё устанавливается подшипник, который закрывается кольцом качения. В данной конструкции сначала производится установка простановочных колец и выноса, а затем уже фиксируется рулевая труба.

Стандартная компоновка также называется «неинтегрированной». Как же выглядит интегрированная и прочие колонки?

Полуинтегрированная

Полуинтегрированная колонка содержит подшипники (обычно оба промышленные, в других вариантах бывают комбинации) и чашки, полностью уходящие во внутрь стакана, снаружи можно увидеть только пыльники. Несмотря на чуть большую сложность устройства и стоимость, комбинация считается одной из лучших, так как не выступает за пределы стакана и позволяет выставить произвольную высоту руля.

Интегрированная

Целый ряд стандартов интегрированных безрезбовых колонок отличается от других полным отсутствием чашек. Т.е. подшипники напрямую запрессовываются в раму. Соответственно, нет никаких канавок качения, использовать можно только промышленные подшипники. Наряду с простотой и лёгкостью, модели такого типа отличаются сложностью в ремонте (особенно вне мастерской) и огромным разбросом размеров.

Стандарты производителей

Существует множество стандартов от конкретных производителей. Иногда это попытка защитить свои модели от модификаций, иногда – действительно, новаторские нововведения, которые просто пока не стали общепринятыми, и достаточно редко это бывает интегрированная колонка – обычно один из вариантов классики.

  • Campagnolo – полуинтегрированный стандарт, но составляющие ему подшипник и чашка выпускаются конической формы. Требует специальной обработки рамы.
  • Perdido – отличающийся от стандартного полуинтегрированного ZeroStack на 4 миллиметра полуинтегрированный набор.
  • Columbus – классический вариант Aheadset под собственный уникальный диаметр.
  • Onepointfive Standard – созданный консорциумом из производителей велосипедов для экстремальных дисциплин неитегрированный стандарт под широкую рулевую трубу.

Стаканы

Под каждую из перечисленных колонок существует свой рулевой стакан рамы, и ни один из типов не взаимозаменяем. Итак, какие можно встретить виды стаканов:

  • интегрированные – вогнутая внутрь поверхность стакана, усечённые фаски. Встречается четыре размера: 1 дюйм (26.35 мм), 1 и 1/8 дюйма (41.1 мм), 1 и 1/8” Italian (41.95 мм), 1 и 1.8” FSA Standard (41.6 мм);
  • полуинтегрированные – абсолютно прямая труба без выпуклостей и вогнутостей, прямая фаска под 90 градусов с глубиной не менее 15 мм. Разброс размеров чуть меньше, и нет путаницы с производителями по долям дюйма: 1 дюйм (41.35 мм), 1 и 1/8” (43.95 мм), 1.5 дюйма (55.9 мм);
  • стандартная – аналогична полуинтегрированным размерам и форме, но обычно ещё уже и меньше. Стандарты те же, но размеры по ним другие: 1 дюйм (30.05 мм), 1 и 1/8” (33.9 мм), 1.5 дюйма (49.57 мм).

У всех размеров есть допуски от полумиллиметра до миллиметра, но их следует избегать, чтобы не появился люфт вилки, что очень негативно сказывается на качестве езды. Понятное дело, что речь об этих стандартах идёт в том случае, если колонка безрезьбовая.

Сборка и ремонт

Из-за простоты и низкой общей нагрузки на рулевой механизм ему не часто требуется ремонт и какое-либо обслуживание. Тем не менее, некоторые операции можно и нужно производить своими руками:

  1. Регулярное обслуживание – хотя бы один раз в сезон следует разбирать рулевой блок и проверять состояние подшипников, очищать, если он появился, абразив из канавок качения, может пригодиться смазка. Если потребуется, своевременно менять детали.
  2. Изменение высоты – если для безрезьбовых вариантов нужны простановочные кольца, то на резьбовых рулевых колонках используются даже удлинители руля. Об этом подробнее в статье о том, как происходит регулировка руля и как его снять.

Нет ничего сложного в самостоятельной работе с рулевой колонкой. Главное, чётко следовать последовательности сборки, ведь схема достаточно проста, и не допускать перекосов при запрессовке. Для этого есть специальный инструмент, но он достаточно редок, и почти все используют простые молотки и киянки, хотя несбалансированный удар может не только повредить чашку или подшипник, но и расколоть раму.

В итоге, после каждого сеанса работы с рулевым механизмом следует проверять целостность всех деталей и отсутствие люфтов на колесе, ведь разобрать и исправить их достаточно просто.

Заключение

Рулевая колонка – самый сложный компонент рулевого механизма горного велосипеда, но и с ней можно легко «справиться», если обладать достаточными знаниями и желанием разобраться в устройстве велосипеда. Установка и замена любой детали рулевого устройства достаточно проста, чтобы не беспокоиться о возможных поломках. Иной раз для «ремонта» потребуется просто подтянуть единственный болт. Возможны даже серьёзные изменения, например, подъём руля. В этом помогут аксессуары, такие, как удлинитель.

Читать еще:  Как на спортивном велосипеде поднять руль
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector