2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно ухаживать за велосипедом

Содержание

Мыть цепь средством для посуды — это ок? Разбираемся, как ухаживать за велосипедом

7 июня 2018 в 09:00
Анна Макеева / Партнерский материал

Когда за окном солнце и устойчивый плюс, самое время доставать велосипед. Как убедиться, что он исправен? Нужен ли шлем? Можно ли помыть «двухколесного коня» обычным средством для посуды? Вместе с Мотовелозаводом мы подготовили карточки о том, как ухаживать за велосипедом. Разобраться в тонкостях ухода нам помогал инженер-технолог завода Александр Чиркун, а также шоссейный велогонщик, чемпион Беларуси в групповой гонке, победитель этапов европейских гонок «Вуэльта» и «Тур Средиземноморья» Евгений Гутарович.

Велосипед стоял на балконе всю зиму. Как подготовить его к сезону?

Евгений Гутарович: Для начала осмотрите колеса: хорошо ли крутятся, надежно ли закреплены, натянуты ли спицы. Выставьте ровно тормозные колодки: при нажатии они должно плотно прилегать к ободу.

Александр Чиркун: Также проверьте, нет ли ржавчины и налета на тросах. Если тросики ходят плавно, а ручка не залипает на обратном ходу, то можно больше ничего не делать.

С гидравлическими тормозами сложнее. Если велосипед хранился в подвешенном состоянии всю зиму, то внутрь мог проникнуть воздух. Нужно проверить ход тормозной ручки, не увеличился ли ее ход, и не задерживается ли она при обратном движении. В этом случае нужна будет прокачка тормозов.

Проверьте амортизационную вилку (соединяет раму с передним колесом), если она стоит на велосипеде. Какая бы вилка ни стояла, порядок действий будет один: нужно протереть ее от пыли и смазать пыльники (элементы, расположенные примерно на уровне колеса) силиконовым спреем. При этом понажимайте своим весом на вилку — так вы заодно проверите исправность амортизаторов. Если они пружинят — все в порядке.

Е.Г.: Но лучший вариант убедиться, что ваш велосипед готов к сезону — подвезти его на сервис технического обслуживания и показать специалистам. Обычно можно уложиться в 20 рублей.

Что нужно проверять перед каждым выездом из дома?

А.Ч.: Все крепежные болты должны быть затянуты с необходимыми усилиями. Особое внимание уделите затяжке руля и других деталей рядом с ним. Будьте аккуратнее при закручивании болтов на карбоновых частях велосипеда, если они есть.

На рулевой колонке не должно быть пустых пространств между элементами, но и перетягивать ее не стоит.

Е.Г.: Также проверьте, накачаны ли колеса. Вернувшись с прогулки и поставив велосипед, можно не заметить, что колесо немного спускает воздух из-за маленького прокола. Второе — состояние цепи. Она должна быть хорошо смазана и не звенеть.

Если на прошлой поездке вы столкнулись с кем-то или упали, то «восьмерка» (когда обод не плоский) или «яйцо» (когда часть обода становится ближе, чем другие, к центру) будут заметны практически сразу. Поравнять колесо и устранить другие неполадки после аварии лучше с вечера, а не сразу перед поездкой.

А.Ч.: Устранить «восьмерку» несложно: для точной регулировки обода достаточно неподвижно зафиксировать обычную линейку на раме или вилке велосипеда. Тогда отметки на линейке позволят вам ориентироваться и наиболее точно выправить колесо.

Если обод при вращении смещается в левую сторону, следует увеличивать натяжение спиц на правой стороне и уменьшать на левой (и наоборот — если смещается вправо). Для увеличения натяжения спиц ключ стоит вращать против движения часовой стрелки, а для уменьшения — наоборот.

Также убедитесь в точности настройки и функционирования переключателей передач. Проверьте, чтобы задний переключатель в крайнем положении не задевал спицы и корпус рамы ни при каких манипуляциях. В противном случае лучше обратиться в мастерскую для регулировки. Например, только при покупке белорусского велосипеда AIST первое техобслуживание будет бесплатным в магазине или рекомендованной магазином веломастерской. Гарантия на велосипеды действует год, но крайне важно регулярно, минимум два раза в год, проводить техобслуживание велосипедов

Велосипед — сложный механизм. Какие детали нужно смазывать регулярно?

Е.Г.: Как только цепь начала издавать сухой звук — надо ее смазать. Достаточно нанести смазку тонким слоем на наружную сторону цепи — через пять минут интенсивного кручения педалей она распределится по всей длине и звездочкам. Делать это нужно по мере необходимости. Излишки смазки стоит вытирать. При этом цепь должна быть чистой. Кстати, смазка цепи нужна, если вы основательно помыли свой двухколесный транспорт.

А.Ч.: Есть несколько видов смазки. Каждая имеет свои плюсы и минусы: аэрозольная — популярный вариант для велосипедистов, легко наносится на труднодоступные элементы, но ею также легко испачкаться. Жидкая — классика в масленке. Наносить требуется аккуратно и кропотливо, из плюсов — минимальная цена.

Вроде бы мой двухколесный транспорт стал ехать медленнее, а тормозить дольше. Как понять, что пора менять цепь и тормозные колодки?

Е.Г.: С цепью все просто: ставим ее на самую большую переднюю звезду и оттягиваем в сторону. Как только видим два свободных зуба (а у профессионалов — один), пора менять. Обратите внимание на звезды. Если зубчики стали острыми, как кончик ножа, значит, звезда сносилась и ее тоже надо менять. Иначе цепь будет «простреливать», а передачи — работать неточно.

А.Ч.: Если чувствуете, что «поведение» велосипеда изменилось, внимательно проверьте тормоза: начиная от ручек и заканчивая колодками. Слишком слабый или тугой тормоз должен заставить вас насторожиться.

Е.Г.: Простая колодка состоит из двух частей — резинки и металлической основы. На резинке есть полоса лимита. Как только перешли ее, колодки надо менять. Если полосы нет, то когда каучук сотрется и металлическая основа начнет тереть обод, вы мгновенно это услышите. Кроме того, тормоза резко снизят эффективность, что также не останется незамеченным.

А.Ч.: Неполадки могут быть вызваны ослаблением затяжки тросов, стертыми колодками, вытеканием тормозной жидкости из гидравлики и многим другим. В любом случае, если при легком нажатии ручки тормоза ничего не происходит — обратитесь к мастеру.

В машине всегда возят «запаску», домкрат… А что входит в необходимый минимум инструментов велосипедиста?

А.Ч.: Любому велосипедисту пригодятся портативный насос, запасная камера и ремкомплект.

Совет из опыта: даже не пытайтесь экономить на дешевом насосе. У меня перебывало много разных насосов, купленных по принципу «чем дешевле, тем лучше», и все они уже давно сломаны. Велосипедный насос, кроме надежности, должен обладать следующими достоинствами: низким весом и удобством пользования.

Следующая вещь, без которой вы не особенно наездитесь на велосипеде — запасная камера. Сколько их брать с собой — вопрос открытый. Практика показывает, что можно успеть и три раза проколоться за «покатушку». Камеры брать можно любые, не стоит тратить деньги на дорогие.

Набор шестигранников. Здесь комментировать особо нечего: что-то подкрутить (тот же болт регулировки наклона седла) в дороге всегда может понадобиться.

Если я проколю камеру, что делать?

Е.Г.: Рекомендую иметь ремнабор для восстановления камеры. В нем находятся пара латок, наждачка и клей.

Чтобы починить камеру, нужно зачистить прокол, нанести слой клея, прижать латку и 5−10 минут подождать. Вообще, лучше поменять испорченную на новую: снять покрышку, снять старую камеру, затем натянуть новую, сверху — покрышку и накачать. Проколотую камеру аккуратно заделаете уже дома, где будет запаска.

Перед тем как ставить «свежую» камеру, не забудьте проверить покрышку: вдруг там остался осколок, который повредил колесо в прошлый раз.

Обязательно ли надевать шлем при поездке на велосипеде? Мне в нем неудобно.

Е.Г.: Тем людям, которые считают, что шлем бесполезен, хочу посоветовать купить хорошую медицинскую страховку. Да, без него не так потеешь, и вообще удобнее. Но меня шлем спасал раз десять, наверное. На тренировках иногда падал так, что он разбивался вдребезги и на следующий день приходилось надевать новый. Но при этом голова оставалась цела. Поэтому шлем однозначно нужен. Думаю, это первое, что надо купить.

А.Ч.: Так как любительское велодвижение растет, становится еще более опасным кататься без шлема. Родители считают нужным купить шлем только ребенку, забывая о том, что сами себя не защищают. Сейчас продается огромное количество моделей шлемов — как для городских поездок так и для спорта.

Е.Г.: А еще полезно будет приобрести перчатки: когда мы падаем с велосипеда, то сразу подставляем руки. Если сильно сотрем ладони об асфальт, то не сможем потом взяться за руль.

Часто катаюсь вечером. Что «надеть» на велосипед, если ездишь в темноте или других особых условиях?

Е.Г.: Сейчас на велосипеды наносится светоотражающая краска, а на шлемах есть специальные элементы, но для безопасности на дороге нужно докупить фару и фонарь. Есть неровности, которые в темное время суток практически незаметны. Когда въезжаешь на скорости в яму, руль мгновенно выбивает из рук — можно вылететь вперед и сломать ключицу или получить черепно-мозговую травму.

Читать еще:  Как правильно тормозить на велосипеде

А.Ч.: Тем, кто катается в городе, достаточно просто купить фонари для обозначения. Вас будут видеть издалека. А вот тем, кто любит туризм и ездит в лесу, за городом, нужна будет очень яркая фара. Также можно приобрести жилет или куртку со световозвращающими полосками.

А как правильно мыть велосипед? Можно ли использовать мойку высокого давления?

Е.Г.: Если погода хорошая, то достаточно мыть велосипед раз в неделю. Либо просто протирать пыль тряпкой. Если вы проехали под дождем или по лужам, ты помыть двухколесный транспорт нужно сразу же: грязь с песком оседает на всех движущихся элементах и может ухудшить их работу.

А.Ч.: Мыть велосипед лучше на улице. Цепь — снимайте и мойте отдельно. Не пользуйтесь специальными устройствами, которые созданы для мойки автомобилей. Эти приборы подают воду в условиях высокого давлениия. В результате она может попасть в самые уязвимые места велосипеда — подшипники, которые находятся во втулках, каретке и рулевой колонке. В жаркую погоду можно не вытирать сухой тряпкой после мойки, но в холодную обязательно нужно сделать это.

Е.Г.: Я не пользуюсь специальными велошампунями и спреями. Просто набираю ведро воды, наливаю туда моющее средство для посуды или жидкий порошок и губкой протираю все детали. Потом обдаю велосипед чистой водой. Средством для мытья посуды, кстати, очень хорошо отмывается цепь. Но такой вариант скорее для загородного дома со своим участком, чем для городского двора.

Лето тоже когда-нибудь закончится. Где лучше хранить велосипед зимой?

А.Ч.: Для хранения лучше всего подходит место с постоянной температурой и сухим воздухом (например, дома), где детали не будут находиться под прямыми солнечными лучами.

Перед зимой лучше провести так называемую консервацию, чтобы весной не было сюрпризов, сбитых настроек передач или ржавой цепи. Для этого смазку нужно обильно нанести на цепь, растирая излишки вдоль всех звеньев. Остальные поверхности: тросики, звездочки, штоки амортизаторов — нужно очистить от грязи и старой смазки. Затем эти места можно смазать машинным маслом.

Если хранить велосипед в гараже, то еще нужно смазать поверхность рамы полиролью. Снимите все пластиковые аксессуары и заберите их домой. В этом случае колеса нужно немного спустить, чтобы не потрескались шины от низких температур.

Цепь нужно перевести на самые маленькие звездочки как спереди, так и сзади. В этом положении натяжение тросов переключения минимальные и пружины в переключателях находятся в сжатом положении.

Е.Г.: Только не ставьте велосипед возле батарей — потрескается лакокрасочное покрытие. Оставлять зимовать велосипед на улице уж точно не стоит: высокая влажность, снег и низкая температура сократят срок его службы.

Партнер материала:
Скидка на городские и шоссейные велосипеды AIST Disco, Sputnik, Sputnik W, Swing, Turbo тут.

Уход за велосипедом

Сейчас велосипед, самое доступное транспортное средство, не требующее никаких документов на право управления. А навык езды на велосипеде и покупка двухколесного друга иногда оборачивается большим путешествием с приключениями и впечатлениями.

Зачем ухаживать за велосипедом

Велосипед очень часто называют двухколесным конем, а рачительный хозяин знает, что чем лучше ухаживаешь за техникой, тем лучше она работает. Это касается и ухода за велосипедом. Велосипед требует ухода и внимания.В остальном велосипед необходимо мыть, смазывать, регулировать. Да и место стоянки тоже нужно. Если этого не делать, то велосипед потребует ремонта, а современный велосипед удовольствие не из дешёвых.

Кстати как и с покупкой коня, велосипед необходимо проверить. Только коню в зубы смотрят, а у велосипеда необходимо смотреть: на звёздочки, педали, колеса, тормоза.

Общий осмотр технического состояния велосипеда

Моделей велосипедов существует великое множество, но для всех существуют единые правила по их обслуживанию.

Прежде всего, каждодневный осмотр: перед выездом необходимо убедиться в исправности механизмов. Это делается визуально. Необходимо осмотреть:

— колеса (они должны быть накачанными и не кривыми),

— руль (не болтаться и стоять прямо),

— педали (не скрипеть и не заедать),

— тормоза (их наличие и работоспособность).

Если велосипед эксплуатируется круглый год, настоятельно рекомендуется проводить более детальный осмотр с небольшим промежуточным техническим обслуживанием. Смазка агрегатов трансмиссии, управления и протяжка крепежных болтиков и винтиков. Такой подход позволят выявить тенденции износа и поломок. А при проведении ежегодного технического обслуживания (а такое тоже есть), устранить все выявленные недостатки.

Ежегодное техобслуживание и уход за велосипедом

Что же такое ежегодное обслуживание? К сожалению, эксплуатировать велосипед зимой нереально в средней полосе и северных широтах России. Конечно, есть фанаты, но их немного. Основная масса веловладельцев зимой не ездят. Зато в это время можно хорошо подготовиться к сезону. Провести двух колесному другу БОЛЬШОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. А мы помним, что проводя еженедельное ТО, мы тщательно готовились к долгим зимним вечерам, которые прекрасно проведем, готовя велосипед к открытию сезона. Разделим большое ТО на несколько этапов:

Велосипед, как автомобиль, перед заездом в сервис необходимо вымыть.

Мыть необходимо тщательно и правильно. Просто загнать на мойку не получиться. Дело в том, что современные велосипеды это не просто рама и два колеса с педалями, это высокотехнологичный агрегат, в котором используются современные материалы, требующие особого подхода. Недаром, компании производители авто и мотохимии в своем ассортименте обязательно предлагают покупателям специальные средства по уходу за велотехникой.

Применение агрессивной автохимии может негативно сказаться на внешнем виде велосипеда, а в некоторых случаях может привести к поломке. Химия для мойки должна отвечать требованиям лакокрасочного покрытия и материалам. Кроме мойки необходим уход. Как и автомобилисты, использующие различные полироли, велосипедисты также могут воспользоваться специальной полиролью. Это позволяет значительно дольше сохранять хороший внешний вид велосипеда.

В случае выбора продукции для ухода за велотехникой компания LIQUI MOLY предлагает целую серию продуктов для обслуживания и ухода.

Для очистки деталей велосипеда: очиститель велосипеда Bike Cleaner Высокоэффективный, биологически разлагаемый очиститель. Для сильно загрязненных велосипедов. Растворяет и быстро удаляет биологические загрязнения, грязь, пыль, грунт, листья. Не оставляет жировых остатков и не влияет на эффективность тормозных механизмов.

Для ухода за ЛКП велосипеда можно использовать: полироль для велосипеда Bike Glanz-Spruhwachs. Она обновляет застаревшую краску и скрывает мелкие царапины и потертости. Очень легко располировывается на лаковых поверхностях всех типов и даёт хорошую глубину цвета. Образованный воском защитный слой выравнивает легкие царапины и консервирует лак, защищая от атмосферных воздействий.

Очистка и смазка велосипедной цепи

В автомобиле периодически принято менять масло в двигателе, в коробке, редукторах, это позволяет значительно увеличить срок службы агрегатов. Велосипед двигателем не оснащен, зато у него есть привод от педалей на заднее колесо. В 99% этим приводом будет цепь. Классика жанра — однорядная цепь, на первый взгляд без каких либо технических ноу-хау.

Раньше, во времена Советского Союза, велосипедную цепь чем только не смазывали:

…список можно продолжать и дальше.

Но вывод один — смазывали тем, что было под руками.

В итоге неправильная смазка приводила к преждевременному износу и поломкам, а еще такие смазки очень притягательны для песка и грязи.

Современные велосипеды такого издевательства не терпят. Современный велосипед оснащается, системой передач и требует более скрупулёзного подхода.

Сегодня выбор смазок огромен, смазки различных производителей позволяют обслужить цепь и сохранить ее ресурс.

Но следует понимать, что, прежде чем смазывать, необходимо подготовить цепь.

1. Предварительно цепь нужно очистить.

Чистить цепь на современном велосипеде необходимо средствами нейтральными к пластикам ЛКП и уплотнителям. Использование агрессивных очистителей запрещено, это может привести к дорогостоящему ремонту.

Для безопасной и эффективной очистки цепи рекомендуем использовать: Очиститель цепей велосипеда Bike Kettenreiniger. Он быстро испаряется, не оставляет следов, хорошо удаляет грязь, остатки смол и смазок. Обладает отличным проникающим действием.

В случае если загрязнения сложные, можно использовать мягкие щетки либо машинку для очистки. Ни в коем случае, не пытайтесь сделать это металлическими щетками.

2. Высушить цепь.

3. Нанести специальную смазку.

Смазки бывают универсальные и для погодных условий.

· Универсальные смазки — для тех, кто не хочет слишком углубляться в особенности конструкции, и использует велосипед в качестве средства для отдыха.

Рекомендуем в данном случае использовать: универсальную, цепную смазка для велосипеда Bike Kettenspray для смазки велосипедных цепей в сухих и влажных условиях эксплуатации. Вытесняет влагу, отталкивает воду, обеспечивает ровный ход цепи без рывков. Отлично проникает в зазоры. Защищает металлические части от коррозии. Изготовлена на растительной основе, экологически безвредна.

Но в случае, когда от велосипеда хотят получить чуть больше, выбирают:

· Смазки по погоде. Существуют смазки для сухой и пыльной погоды и для дождливой прогулки.
В первом случае — смазка не загрязняется пылью и не пачкается.

Bike Kettenoil Dry Lube для смазки цепей велосипедов, работающих в присутствии сухой пыли. Содержит специальную комбинацию компонентов, которые наряду с их высокой проникающей способностью и липкостью обеспечивают наивысшую защиту от износа, благодаря нано-компонентам. Трение цепи заметно снижается и обеспечивается особо плавный ход.

Во втором — смазка стойкая к вымыванию водой и также не пачкает предметы одежды. Такие смазки обычно дороже, но очень эффективны.

Bike Kettenoil Wet Lube для смазки и ухода за вело цепями в условиях влаги, снега и грязи. Вытесняет влагу, отталкивает воду, обеспечивает особую плавность хода. Защищает все металлические части приводной цепи от коррозии. Изготовлена на растительной основе, экологически безопасна.

Расход таких смазок ниже, чем универсальных.

Уход за тормозами велосипеда

Хоть тормоза и «придумали трусы», но на велосипеде они тоже есть.

Наиболее популярные — это барабанные тормоза, ободные тормоза и дисковые тормоза.

Вне зависимости от типа конструкции, за тормозами необходим уход.

1. Самый непритязательный вид велосипедного тормоза — это барабанный, чаще всего, его называют ножным.

Читать еще:  Как проверить велосипед на угон

Данный тип тормозов практически не требует ухода, так как защищен от внешнего воздействия. Но при проведении большого ежегодного ТО, необходимо проводить инспекцию механизма и удалять продукты износа механизма.

2. Ободные тормоза — самые популярные.

Обусловлено это простотой конструкции и легкостью обслуживания. Главное — ежедневно осматривать механизм, производить его регулировку и смазывать тросики привода. Для смазки тросиков привода, рекомендуется использовать проникающие смазки неагрессивные к оболочке тросиков.

Таким требованиям отвечает: Универсальная смазка для велосипеда Bike LM 40 Очищает от загрязнений, коррозии и обеспечивает длительное смазывающее действие. Отлично подходит для смазывания тросиков, резьбовых соединений, шарниров, замков, переключателей скоростей и пр. Средство вытесняет воду из самых труднодоступных мест.

3. Дисковые тормоза пришли в велотематику из мотоциклетной среды.

Отличает такой тип тормоза более высокая эффективность и дороговизна. Но, при обслуживании необходимо больше обращать внимание на состояние колодок и систему привода. Часто, привод таких тормозов бывает гидравлическим, для его обслуживания требуется специальная жидкость.

Обслуживание и уход за трансмиссией велосипеда (переключением передач)

Сейчас встретить велосипед с одной передачей довольно сложно. В большинстве случаев велосипед будет оснащен трансмиссией с несколькими передачами. Конструктивно, это может быть следующие механизмы:

1. Самый распространенный это внешний набор кассет с механизмом переключения. Требует постоянного ухода и смазки, так как постоянно подвергаются воздействию внешней среды. Кроме того, механизм переключения очень часто оснащается пластиковыми деталями. Пластик менее стоек к износу и не терпит агрессивных очистителей и смазок. Для обслуживания лучше использовать специальные средства.

2. Планетарные механизмы более сложные и дорогие, но при этом требуют меньше внимания. Однако при поломке такого механизма, стоимость ремонта несоизмерима, велика по сравнению с кассетным типом. В качестве смазки в таких механизмах используют специальные трансмиссионные масла.

3. Есть также комбинированные схемы. Они в себе совмещают оба принципа, но они не очень распространены из –за дороговизны.

Уход за амортизационной вилкой велосипеда

Вилка велосипеда — это не только комфорт и удобство. От ее типа и состояния зависит управляемость, а также она зависит от местности, где будет использоваться велосипед.

Обычная классическая вилка велосипеда не имеет каких-либо изысков, но при этом несет функцию управления. Обязательно необходимо проверять подшипники вилки в рулевой колонке. Заклинивание может привести к аварии. Для продвинутых моделей вилок в конструкцию закладываются следующие требования:

— удерживание переднего колеса;

— принятие на себя нагрузок, возникающих при торможении велосипеда;

— гашение вибраций, вызванных неровностями дорог.

Основная задача передней и задней вилки – это быть амортизатором (демпфером), то есть устройством, гасящим колебания и вибрации во время езды на велосипеде. От того, насколько эффективно вилка выполняет свою задачу, зависит ее стоимость и сложность конструкции. В зависимости от применяемых пружин и демпферов, и их сочетания, существуют следующие конфигурации амортизаторов:

1. Пружинные амортизационные вилки.

2. Пружинно эластомерные

4. Масляно –пружинные

В принципе современная вилка не требует ухода, главное — это состояние перьев и отсутствие подклинивания. Исключением являются масляно-пружинные вилки. В них требуется производить замену масла и менять уплотнители.

Особенности эксплуатации и ухода за велосипедом зимой

Зимой в нашей стране довольно сложно ездить на велосипеде. Обусловлено это такими факторами, как гололед, сугробы, постоянные снегопады и нечищеные велосипедные дорожки.

Для здоровья велосипедиста это чревато травмой, скользко. Да и окружающие могут не понять. Но если вы используете велосипед зимой, необходимо понимание, что в городе на дороги льют реагенты, они очень агрессивны к материалам велосипеда. И владелец велосипеда, должен обязательно, после каждой поездки мыть велосипед и использовать защитные средства. Для снижения вредного воздействия реагентов.

Консервация велосипеда и хранение велосипеда

Для владельцев использующих велосипед по сезону, возникает вопрос консервации. Дело в том, что если этого не сделать, то возможны проблемы при открытии велосезона. Рекомендуется при проведении ежегодного ТО подготовить его к хранению. Смазать все механизмы и поместить в чистое сухое место. Этого будет достаточно.

Все вышеописанное позволяет правильно и качественно ухаживать за велосипедом. Велосипед — это не только транспортное средство, но и хобби, комфорт и экономия.

Мало иметь навык работы с инструментом, необходимо понимание, что современный велосипед требует и современного подхода к обслуживанию. И если навык ремонта можно приобрести. То средства смазки и обслуживания необходимо приобретать у профессионалов. Компания LIQUI MOLY, имеет богатейший опыт в производстве средств, для обслуживания авто и мототехники. Используя многолетний опыт, компания создала специальную линейку для обслуживания именно велотехники. Ассортимент линейки позволяет качественно обслужить велосипед. Ознакомиться с линейкой и ее особенностями можно по данной ссылке.

LIQUI MOLY BIKE. Сложные технологии — простой уход!⁠

Как правильно ухаживать за велосипедом?

7 mins Автор: Михаил Скворцов 272

Велосипед – прекрасный уличный транспорт, который подарит незабываемые ощущения от поездок, прибавит сил и здоровья, а также быстро доставит в нужную географическую точку. Сочетание всех этих прелестей достигается не только продвинутой маркой велосипеда, но и его исправным техническим состоянием.

Периодический осмотр всех основных узлов, своевременная замена вышедших из строя и поддержание в рабочем состоянии уже установленных деталей, а также правильное хранение – все это позволит избежать крупного затратного ремонта и максимально продлит срок службы велосипеда. В этой статье разберем, как ухаживать за велосипедом правильно.

Осмотр технического состояния

Чтобы велосипед всегда радовал поездками, внезапно не сломался в пути, а также исключал риски для здоровья, требуется его тщательная проверка. Ничего сложного, как обычно, нет, инструкция проста и включает в себя серию осмотров:

  • каждодневных, непосредственно перед поездкой;
  • еженедельных;
  • ежесезонных.

Перед тем, как выкатить велик на прогулку, обязательно проверить тормоза и руль. Требования к тормозной системе – мгновенное срабатывание механизма при нажатии рычага и неизношенные колодки. Тормозная поверхность, будь то обод или диск, должна быть сухой и чистой. В случае с ножным барабанным тормозом все просто – он должен сразу останавливать колесо при давлении педалей назад.

Правильно расположенный руль – перпендикулярно направлению колеса. Перед выездом проверяется надежность его крепления в колонку. Руль надо отрегулировать на удобную высоту, но не выше ограничительной метки. Рулевая колонка должна прочно быть сцеплена с вилкой велосипеда, а также достаточно смазана.

Каждый раз необходимо проверять давление в шинах. От того, насколько сильно накачаны колеса, зависит состояние колеса в целом и удобство катания. Желательно строго придерживаться предписанного давления данному типу шин.

Еженедельный осмотр велосипеда включает в себя:

  • проверку регулировки тормозов;
  • подтягивание шатунов к каретке;
  • проверку всех болтовых и эксцентриковых креплений;
  • смазку деталей по необходимости.

Регулировка тормозов показывает, насколько точно они будут срабатывать. Это, в свою очередь, определяет их долговечность. Так, с дисковыми тормозами регулировка расстояний и натяжения троса важна принципиально. Без нее система быстро начнет изнашиваться. Впрочем, это касается и ободных тормозов.

От крепления шатунов к кареточному узлу зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Максимально часто такая регулировка потребуется высокоскоростным шоссейным велосипедам.

Должны быть закреплены до упора крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и дополнительных навесов. Каждую неделю осматриваем все детали, куда наносится смазка.

Обязательная перед и после велосезона:

  • втулки на дефекты и неисправности;
  • целостность ободьев и спиц;
  • на наличие повреждений в звездочках;
  • измерение износа цепи.

В общем, проверять свой велосипед требуется постоянно и комплексно, чтобы он не огорчил неприятными неожиданностями в пути.

Мойка велосипеда, чистка и смазка деталей

Уход за велосипедом – это не только его постоянная проверка, но и обслуживание всех тех деталей, которые находятся в эксплуатации. Наибольшему износу подвержены те механизмы, которые близко контактируют с дорогой:

  • втулки колес;
  • каретка;
  • звезды и переключатели;
  • цепь.

Втулки колес нельзя мыть под напором. Нужно избегать прямого попадания туда воды. При мойке велосипеда после грязи и дождя их нужно аккуратно обойти влажной тряпочкой, затем тщательно промазать. Поездки по сухим пыльным дорогам также оказывают воздействие. Смазка высыхает, может набиваться пыль. Поэтому, даже если велосипед не требует мойки, втулки протереть и затем смазать желательно.

  • проверка герметичности;
  • удаление грязи и песка с оси между шатунами и стаканом;
  • нанесение небольшого количества смазки в эти области.

Эта несложная процедура спасет от проникновения грязи в подшипники каретки, что увеличит срок службы узла.

Переключатели должны содержаться в исключительной чистоте. Несмотря на их защищенность от внешних условий, грязь все равно может проникать туда. Чтобы точно быть уверенным в долгой службе устройств, их нужно тоже время от времени протирать чуть влажной тряпочкой.

Уход за велосипедной цепью и звездами – это обязательная процедура, независимо от условий и частоты катаний. Безусловно, вычищать грязь после экстремальных поездок по бездорожью придется чаще, но и простые любители кататься в городе расслабляться на этот счет не должны.
Цепь и звезды моются и смазываются одновременно. При ручной очистке щетками велик придется разобрать. Если же используется цепомойка, разборка не нужна.

И конечно, комплексная мойка, особенно после тех же дождевых поездок. Мойка из-под шланга и, тем более, керхера, требует обязательной смазки всех узлов, где это необходимо:

  • рулевая колонка;
  • подседельные пружины;
  • кареточный узел;
  • цепь и звездочки;
  • края колесных втулок.

При гайковом закреплении колес после разборки велосипеда можно нанести немного смазки на резьбу оси, чтобы гайки легче закручивались, а сама ось не проворачивалась.

Ухаживать за горным велосипедом – это еще и держать в исправном состоянии амортизаторы. Со временем пружины проседают, демпфер выходит из строя. Также они требуют регулировки. При возникновении неисправностей амортизационной вилки или заднего подвеса лучше обратиться в мастерскую и там устранить проблему.

Правила хранения велосипедов

Хранение – такая же неотъемлемая часть ухода за велосипедом, как и техническое обслуживание. Правильное хранение сводится к следующим пунктам:

  • отдельное место;
  • чистота;
  • отсутствие высокой влажности;
  • равномерная температура.

Места хранения могут быть самыми разнообразными: угол, стена, антресоль, гаражное помещение, подсобка. Крайне не рекомендуется держать велосипед на неотапливаемом балконе, даже крытом. Высокая влажность зимой, сухость летом, суточные перепады температур – все это крайне вредно для рамы, колес и механизмов.

Читать еще:  Как выбрать шатуны для велосипеда

Пыль, грязь и, тем более, вода – также очень вредны для велосипеда при длительном хранение. Место, где байк будет пережидать несезонное время, должно содержаться в чистоте. Также стоит выделить хоть немного пространства под велосипед и расположить его так, чтобы не мешал. Если помещение не годится для хранения (например, пыльное или с повышенной влажностью), а других вариантов нет, можно воспользоваться герметичным чехлом.

Исправный велосипед – это залог длительных, приятных и полезных велопрогулок. Регулярные проверки, своевременное обслуживание и правильное хранение позволят не только использовать весь потенциал велосипеда, но и продлить срок его службы.

Уход за велосипедом для начинающих

«Любишь кататься, люби и за велосипедом ухаживать!» — гласит народная велосипедная мудрость.

Современные велосипеды, в большинстве своём, очень надёжны, могут эксплуатироваться в тяжёлых условиях, буквально под потоками грязи. Но, конечно же, дорожная грязь не оказывает лечебного эффекта на его компоненты, а только ухудшает работу некоторых узлов и приближает срок их замены. Особенно, если велосипед используется регулярно в качестве повседневного транспортного средства круглый год и в любую погоду. Но если регулярно проводить ряд нехитрых манипуляций, то срок работы компонентов можно существенно продлить, а качество работы заметно улучшить. Далее мы поговорим о том, что нужно делать, чтобы ваш велосипед работал как «часы» и катание на нём приносило максимум удовольствия и приятных впечатлений. В этой статье мы не будем рассматривать манипуляции, которые требуют специального инструмента или навыков, но частично затронем и их, так как каждый должен быть в курсе этого.

Привод (цепь, система, кассета)

Любой несведущий человек удивится, что такого может сделаться цепи и какое там может быть обслуживание, она же железная. Раньше вон по 20 лет по деревне ездили и всё нормально, смажешь маслом раз в месяц и всего делов. Да, действительно цепи на таких вот дачных и деревенских велосипедах не меняют годами и даже десятилетиями. Но, с другой стороны, сколько на них проезжают за всё время? Хорошо если столько, сколько успевает проехать за год самый обычный велосипедист не профессионал. Да и катаются на дачах чаще всего в хорошую погоду и не особо напрягаясь. Но вот когда годовой пробег велосипеда приближается к пробегу автомобиля, что вполне реально при постоянном использовании велосипеда для поездок по городу или просто при активном катании, то тут уже совсем другое дело, компоненты изнашиваются значительно быстрее. Так вот, деталь велосипеда, которую вы будете менять чаще всего — это цепь.

Большинство современных цепей имеют ресурс порядка 1500-2000км. На одной цепи можно ездить и сильно больше без опасания, что она вдруг порвётся, но со временем она вытягивается и начинает быстро съедать зубья на звёздах системы и кассеты, соответственно, в итоге, придётся менять и их, что уже гораздо затратнее. Для определения износа цепи существует специальный измеритель, а также это можно выполнить простым измерением при помощи линейки, а при наличии опыта даже на глаз, оттянув её пальцами на передней звезде.

Если вы не хотите заморачиваться с измерением и прочими методами определения износа, то можете взять за правило менять цепь раз в 2000 км., которые можно засекать по одометру велокомпьютера. Для замены цепи необходимо обратиться в веломастерскую, а при желании освоить эту операцию самостоятельно, вам потребуется специальный инструмент — выжимка цепи. Впрочем, о замене цепи мы как-нибудь поговорим в отдельной статье.

Цепь находится в постоянном контакте с грязью, песком, водой ну а зимой ещё солью и реагентами. Используя велосипед в грязных условиях не ленитесь после каждой поездки чистить и смазывать цепь, это продлит срок её службы.

Для чистки от грязи существуют специальные «машинки для чистки цепи», но, как показывает практика, если велосипед используется каждый день, то на применение такой штуки не всегда хватает времени. Поэтому, просто берёте сухую тряпку (можно немного смочить её WD40, TF2, керосином, Уайт спиритом), прихватите через неё цепь. Медленно прокручивайте педали назад и убирайте всю грязь с поверхности. Конечно это не даст идеальной чистоты цепи, но такой чистки вполне достаточно. Если есть время и желание, то, конечно, пользуйтесь машинкой для чистки цепи или периодически снимайте цепь и полощите её в керосине. Но у меня редко когда хватало на это время, поэтому довольствовался описанным выше способом.

Чем смазывать цепь велосипеда — вопрос вкуса. Сразу замечу, что WD40 и TF2 не являются смазками. Да, эти средства удобно возить с собой в маленьких баллончиках и пользоваться, когда цепь начинает «свистеть» в пути, но это не смазка, а просто промывка/очиститель, которая также оказывает некоторый смазывающий эффект, но не на долго. Уже много лет я пользуюсь популярным и доступным маслом для цепи — Weldtite. У этой фирмы есть и другие, более дорогие смазки, при желании можете попробовать и сравнить. Ни в коем случае не используйте густые смазки типа Литол, Солидол и т.п. На них будет налипать лишняя грязь и даже в сухую погоду вся цепь будет в песке, что плохо скажется на её ресурсе.

Смазывать цепь не сложно. Вы уже вытерли цепь тряпкой, она сухая и вполне чистая. Теперь берёте в левую руку маслёнку, приставляете её горлышком к цепи, а другой рукой медленно прокручиваете педали назад, выливая немножко масла по всей длине цепи. Если масло находится не в маленькой бутылочке, то можно воспользоваться шприцем. Несколько оборотов и достаточно. После этого сделайте ещё 20-30 оборотов в обратном направлении, чтобы масло растеклось по звеньям, затем тряпкой удалите лишнюю смазку с поверхности цепи. Вот и всё, цепь смазана. Такая процедура занимает не более 5 минут времени и её можно проводить каждый день после поездки в грязных условиях.

В не меньшей степени контактируют с грязью и другие подвижные компоненты трансмиссии велосипеда, находящиеся внизу — звёзды системы и кассеты, а также переключатели.

Со звёздами системы всё понятно — берём тряпку, небольшую щётку и периодически вычищаем их снаружи и изнутри, удаляем забившуюся между ними грязь, песок, траву пр. Смазывать тут ничего не надо, поэтому всё очень просто.

Со звёздами кассеты немного сложнее, их много и между ними всегда забивается грязь смешанная со смазкой, наматывается трава и т.п., это всё иногда неплохо оттуда извлекать. Для этих целей можно пользоваться специальной универсальной щёткой, можно взять что-то тонкое и длинное (например спицу) или, если совсем ничего нет под рукой, прочистить верёвкой, просунув в промежуток между звёздами и пошевеливая туда-сюда. Удобнее всего проводить эту процедуру со снятым колесом.

С переключателями тоже всё не так сложно. Переднему ничего особо не грозит, просто очищайте его от грязи и можно немного проливать TF2 его подвижные элементы. А вот за задним нужно следить лучше. Дело в том, что ролики заднего переключателя забиваются грязью, что будет отражаться на чёткости его работы. Чистите их по мере загрязнения и следите за износом. Как определить когда ролики пора менять? У износившегося ролика зубья заостряются кверху, когда у нового кончик зуба — плоский. Сам механизм заднего переключателя также неплохо периодически очищать, всё же он находится довольно низко и постоянно контактирует с грязью. Для улучшения чёткости его работы можно проливать его подвижные части TF2.

Также к трансмиссии относятся тросики и рубашки переключателей, их нужно периодически менять, но эта процедура уже требует определённого навыка и опыта, поэтому об этом мы как-нибудь поговорим отдельно. Если вы катаетесь недавно и желания заниматься этим самостоятельно нет, то будет достаточным менять их пару раз в год при активной круглогодичной езде.

Тормоза

Тормоза — это весьма важный компонент велосипеда. Что, в общем-то и не удивительно, ведь от них зачастую зависит ваша безопасность. На большинстве современных велосипедов используются ручные тормоза, конечно же существуют модели и с ножным тормозным механизмом, но там как раз особо обслуживать нечего, он весь скрыт во втулке.

Более дорогие модели горных (МТБ) велосипедов оборудуют дисковыми тормозами, а те, что попроще — ободными. Но ухода требуют как те, так и другие. Первое, за чем нужно следить — это за степенью износа колодок. Срок их службы напрямую зависит от условий эксплуатации велосипеда и вашего стиля езды. Помимо этого, после езды по грязи, необходимо счищать лишнюю грязь с тормозов. В этом плане с дисками проще, они, как правило, работают одинаково эффективно в любых условиях, да и не загрязняются так, как ободные.

Аммортизационная вилка

В отличие от жёсткой, аммортизационная вилка требует довольно внимательного ухода и регулярного обслуживания. В первую очередь это касается пружинно-маслянных и воздушно-маслянных амортизаторов. С обыкновенными эластомерными вилками всё гораздо проще, они не требуют обслуживания ввиду простоты своей конструкции, но некоторый уход требуется и им.

Если у вас самая обычная пружинно-эластомерная вилка, то единственное что потребуется с ней делать — это чистить от грязи, чтобы как можно меньше её попадало внутрь. В качестве профилактики можно периодически немного брызгать TF2 на ноги вилки.

Если у вас хорошая пружинно-маслянная или воздушно-маслянная вилка, то помимо чистки она требует регулярной замены масла. Для этого, конечно же, лучше обратиться на сервис, мероприятие это требует навыка и некоторого опыта. О периодичности замены масла можно прочитать в инструкции, прилагаемой к вилке.

Конечно, у велосипеда есть и другие важные компоненты, такие как: втулки, рулевая колонка, да и хоть рама, которую тоже естественно нужно мыть и чистить от грязи и дорожного налёта. Но, думаю, что для новичка такой информации о базовом уходе за велосипедом будет вполне достаточно. О других тонкостях и особенностях настройки постараемся поговорить в отдельных статьях, по возможности, конечно же Следите за обновлениями!

P. S. Прошу прощения, что без картинок, постараюсь добавить позже для наглядности.

Всем тёплого попутного ветра!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector