Как называются детали велосипеда
Содержание
- 1 Как называются детали велосипеда
- 1.1 Устройство велосипеда
- 1.2 «Скелет» велосипеда
- 1.3 Колеса и его составляющие
- 1.4 Рулевая система
- 1.5 Амортизационная система
- 1.6 Трансмиссия и тормоза
- 1.7 Система переключения передач
- 1.8 Как устроен велосипед
- 1.9 На чем держится велосипед
- 1.10 Из чего состоят колеса
- 1.11 Система управления и амортизация
- 1.12 Устройство трансмиссии и велосипедных тормозов
- 1.13 Заключение
- 1.14 Из каких деталей состоит велосипед. Устройство велосипеда
- 1.15 Устройство велосипеда
- 1.16 Трансмиссия
- 1.17 Тормоза
- 1.18 Колеса
- 1.19 Рулевое управление
- 1.20 Устройство велосипеда (схема) для новичков
- 1.20.1 Рама велосипеда.
- 1.20.2 Петух велосипедный (держатель заднего переключателя).
- 1.20.3 Руль велосипеда.
- 1.20.4 Грипсы.
- 1.20.5 Вынос руля.
- 1.20.6 Манетки (шифтеры).
- 1.20.7 Передний переключатель скоростей.
- 1.20.8 Задний переключатель скоростей.
- 1.20.9 Ролик заднего переключателя.
- 1.20.10 Тормозные тросики.
- 1.20.11 Ободные тормоза
- 1.20.12 Тормозные колодки v-brake.
- 1.20.13 Дисковые тормоза.
- 1.20.14 Тормозной барабан.
- 1.20.15 Ручки тормоза.
- 1.20.16 Амортизаторы.
- 1.20.17 Вилка переднего колеса.
- 1.20.18 Задний амортизатор.
- 1.20.19 Передняя кассета.
- 1.20.20 Каретка.
- 1.20.21 Педали.
- 1.20.22 Задняя кассета.
- 1.20.23 Спицы.
- 1.20.24 Втулка.
- 1.20.25 Покрышка.
- 1.20.26 Камера.
- 1.20.27 Ниппель.
- 1.20.28 Седло.
- 1.20.29 Подседельный штырь. Глагол.
- 1.20.30 Эксцентрик.
Устройство велосипеда
На первый взгляд, велосипед — простейшее, даже можно сказать примитивное транспортное средство, состоящее из двух колес, рамы, руля, педалей и сиденья. Так, да не так. На самом деле «велик» состоит в среднем из 50 элементов, каждый из которых выполняет ему отведенную функцию. Самые сложные в техническом отношении и достаточно дорогостоящие — фэт-байки, предназначенные для езды по песку и снегу. А самое простое устройство — у велосипедов для детей.
Меж тем знания об устройстве велосипеда очень пригодятся при его выборе. Вы сможете без проблем обработать информацию, которую узнаете от продавцов консультантов. Сориентируетесь в ассортименте любого масштаба и без труда подберете оптимальный для собственных требований велосипед. Рассмотрим здесь основные элементы самого экологически безопасного в мире транспорта.
«Скелет» велосипеда
Это металлическая рама, сваренная из нескольких элементов:
- главных передних труб,
- подседельной трубы,
- верхних и нижних перьев.
Подавляющее большинство рам для велосипедов делают из алюминия. Этот легкий материал обеспечивает байку неплохую маневренность и пассивную амортизацию, наделяет его отличной динамикой. Особо прочные стальные рамы встречаются во многих городских велосипедах, из-за чего они не отличаются хорошей динамикой. Ну, это требование к ним и не предъявляется. Самые дорогостоящие рамы — из карбона. Используются на продвинутых моделях спортивного, шоссейного и горного типа. Карбон совмещает в себе прочностные качества стали, но при этом весит не больше алюминия.
Рамы бывают закрытого и открытого типа. Первый — классический вариант, когда верхняя труба (от рулевой оси к сиденью) находится в горизонтальном положении. В открытом типе труба изогнута и располагается внизу. Такая конструкция была в свое время изобретена, чтобы скрасить женщинам неудобство из-за езды в юбках и платьях.
Колеса и его составляющие
За долгие годы существования устройство колес велосипедов не претерпело каких-либо кардинальных изменений. Колеса бывают разного диаметра и ширины протектора — в зависимости от вида байка. Но традиционно ведущим является заднее колесо, а ведомым (отвечающим за управление) — переднее. Колеса состоят из следующих частей:
- Втулка. Удерживает спицы и обеспечивает вращение колесу. На задние втулки крепятся трансмиссионные звездочки, которые принимают непосредственное участие в раскручивании при наборе скорости. В дорожные моделях, помимо этого, устройство втулки велосипеда дополнено тормозной системой.
- Обод. Круглое кольцо, которое крепится на втулку через спицы.
- Спицы.Один из самых уязвимых в устройстве колес велосипедов элементов, который подвергается и нагрузке от велосипедиста, и ударам от дорожных неровностей. Спицы устанавливают в обод крест-накрест, либо радиально. Их количество зависит от диаметра колеса, но в среднем составляет 32-36 шт.
- Шины, состоящие из покрышки и камеры.Камеры во всех моделях одинаковые. А покрышки бывают различных типов: слики, полуслики, агрессивные, гибриды и дорожные. Они отличаются рисунком протектора и непосредственно шириной.
- Катафот.Это небольшой «маячок оранжевого цвета, который делает велосипедиста заметным в темное время суток, т.к. отражает свет.
Рулевая система
Это устройство велосипеда, которое состоит из элементов управления велосипедом. К ним относятся:
- Руль. Вытянутый руль дает больше контроля над управлением, но не позволяет устанавливать рекорды скорости, поэтому устанавливается на МТВ и гибриды. Бывает также бараний(на шоссейниках) и прямой (на МТВ и гибридах).
- Грипсы. Это ручки на руле. Они нужны, чтобы руки велосипедиста не соскальзывали с руля, и для смягчения ударов от неровностей.
- Вынос руля. Это короткая труба, соединяющая руль и рулевой стакан. Эта деталь определяет посадку байкера: в спортивных моделях, к примеру, она низкая.
- Рулевой стакан. Часть рамы, соединяющая вынос с вилкой.
- Рулевая колонка. Деталь, которая позволяет вилке беспрепятственно вращаться при поворотах. Устанавливается на рулевой стакан
Амортизационная система
Детали, которые смягчают ударные нагрузки и делают езду комфортной и приятной.
- Вилка. Бывает амортизационной и жесткой. Устройство амортизационной вилки велосипеда гораздо сложнее, чем у второго типа. А ставят ее на гибриды и горные байки для максимального смягчения ударов. В шоссейных моделях вилка жесткая, т.к. не препятствует сильному ускорению.
- Задний амортизатор. Этот элемент сглаживает колебания рамы и добавляет веса велосипеду, поэтому ставится на горники и туристические байки.
Трансмиссия и тормоза
Трансмиссия — это система элементов, в комплексе передающих усилие от ног человека к колесам. В нее входит:
- Каретка.Подшипниковый узел, обеспечивающий крутящий момент при педалировании.
- Шатуны.Соединяют педали с кареткой и рамой.
- Педали. Про эту деталь в устройстве детского и взрослого велосипеда рассказывать, наверное, нет смысла. При кажущейся простоте педали бывают 5-ти видов, и от них очень зависит устойчивость и уверенность велосипедиста при педалировании.
- Передние и задние звезды. Обеспечивают переключение скоростей велосипеда и подвижность цепи.
- Цепь.Связующее звено между передним и задним колесом. Передает крутящий момент на переднее, крепится на звезды.
- Тормоза.Различают ободные (клещевые и V-brake), дисковые и барабанно-втулочные.
Система переключения передач
Это механизмы, которые позволяют регулировать скорость байка и передвигаться в оптимальном темпе:
- Манетки.Это ручки тормоза и переключения скоростей, с помощью которых байкер без усилий перебрасывает цепь между звездами.
- Передний переключатель. Обеспечивает перемещение цепи по звездам.
- Задний переключатель. Перебрасывает цепь между звездами.
- Тросы. Передают сигнал от манеток к тормозной системе.
Это лишь краткий список важнейших составных элементов велосипеда. А ведь мы еще не рассказали про седло, подседельный штырь, колодки и многое другое!
Как устроен велосипед
11 mins Автор: Михаил Скворцов 428
Двухколесный велосипед – удобное, практичное и полезное транспортное средство, которое прочно обосновалось и в городе, и в сельской местности. Помимо прямого назначения, велик широко используется в различных видах спорта. Общая конструкция идентична, если сравнивать простой городской байк, шоссейник или кросс-кантри. Простое устройство велосипеда, однако, не ограничено лишь описанием «колеса, руль, седло, педали» и включает в себя ряд тонкостей. В этой статье подробно остановимся на составных частях байка и поясним назначение каждой из них.
На чем держится велосипед
Строение велосипеда схоже с автомобильным: здесь есть несущая конструкция, на которую крепятся все рабочие узлы. Для легковой машины это кузов, а у велосипеда – рама. Тип рамы во многом определяет назначение, а ее качество отвечает за срок эксплуатации байка.
Рама велосипеда представлена ромбовидным остовом, сваренным из элементов:
- главные передние трубы – верхняя и нижняя (закрытые), изогнутая передняя труба (открытые);
- подседельная труба;
- верхние перья;
- нижние перья.
Передние трубы «сшиваются» между собой в рулевой стакан, нижние труба и перья с подседельной – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. По обеим сторонам передние трубы и перья приварены сверху к подседельной трубе.
Относительно подседельной трубы передняя и задняя части представлены двумя неодинаковыми треугольниками, размеры и геометрия которых зависят от типа и назначения велосипеда. Для современного ассортимента существует большое количество вариантов рам, но все они разделяются на классы:
- городские – жесткие, прочные и тяжелые;
- горные – стойкие к нагрузкам, мобильные, прочные;
- шоссейные – легкие;
- спортивные – устойчивые к высоким нагрузкам, прочные, ударостойкие;
- трюковые – используют для BMX-велосипедов.
Велосипеды делятся на полноразмерные и складные. Первые не имеют складного механизма, и для перевозки в метро, общественном транспорте и багажнике автомобиля их необходимо разбирать. Складные имеют, по крайней мере, один стык, по которому складывается рама. Они более удобны в перевозке и хранении, но уступают полноразмерным по ходовым показателям.
Большое влияние на эксплуатацию велосипеда оказывает материал несущего остова. Современные велосипеды выпускаются на стальных, алюминиевых и карбоновых рамах.
Сталь используют на сити-байках. Материал обладает высокой прочностью и ударостойкостью, а его недостатки – тяжесть и невысокая гибкость, из-за чего рама плохо сглаживает толчки. Все это не лучшим образом сказывается на динамике велосипеда.
Алюминий – легкий, прочный и гибкий материал. По сравнению со стальными аналогами, рамы из него обладают лучшей маневренностью и пассивной амортизацией. Легкость и прочность улучшают динамику и не создают существенного сопротивления движению. Разумеется, стоимость их будет выше.
Самыми дорогими являются рамы на основе углеродного волокна – карбона. Этот материал используется на дорогих моделях шоссейных, горных и спортивных велосипедов. В числе достоинств по сравнению с металлическими конкурентами – долговечность, прочность, ударостойкость и легкость. Плюс к этому велосипеды на карбоне обладают лучшей маневренностью по сравнению с алюминием.
Из чего состоят колеса
Велосипедные колеса – прочные и легкие конструкции, которые дают движение и за счет вращения удерживают раму в вертикальном положении. Традиционно велосипед имеет задний привод, то есть заднее колесо – толкающее, а переднее – ведомое и отвечает за управление.
На рисунке показано, из чего состоит классическое велоколесо. Устройство простое и почти не изменилось со времен своего основания.
Втулка – центральная часть, состоит из оси, подшипников и шайб. Основное назначение – задание и удержание крутящего момента. На задние втулки закрепляются трансмиссионные звездочки. Внутреннее устройство сложнее, чем у передних, так как втулка участвует непосредственно в раскручивании колеса. На дорожных моделях, помимо этого, в задние втулки интегрирован тормозной механизм. Планетарные задние втулки имеют скрытый механизм переключения скоростей.
Обод – круглое кольцо, которое закрепляется к втулке через спицы. Геометрия обода в сочетании с натяжением спиц определяет устойчивость колеса к повреждениям и динамическим нагрузкам. Ободья для велосипедных колес изготавливают из алюминия, спицы – из легких сплавов с хромовым напылением. Традиционно головки-регуляторы натяжения спиц находятся у ободьев, но существуют и «перевертыши», которые настраиваются на втулке.
Шины состоят из камеры и покрышки. Камера – полое резиновое изделие, которое накачивается воздухом до нужного давления. С «внешним миром» она связана ниппелем, через него воздух закачивается внутрь шины. Неплохо также узнать, какими бывают велониппели и чем они различаются. Для защиты камеры от остриев головок спиц поверх внутренней части обода накладывается резиновый флиппер.
Покрышка – внешняя часть шины и состоит из бортов, боковин и контактной части – протектора. В зависимости от предназначения велосипеда, устанавливаются различные типы покрышек:
- слики, полуслики – на шоссейники, для ровных дорог;
- дорожные – шины со средним рисунком протектора;
- агрессивные – покрышки с выраженным рисунком, для горных велосипедов;
- гибридные: могут использоваться и на ровном покрытии, и в бездорожье (но уступают по проходимости агрессивным).
Видимость колеса в темноте в лучах света дает катафот – оранжевая вставка на спицы. В связи с требованиями по безопасности движения катафотами оснащаются колеса всех велосипедов.
Система управления и амортизация
К основному элементу устройства велосипеда относится рулевой узел. Он включает в себя несколько составляющих:
Велосипедная вилка служит соединительным узлом для руля и переднего колеса. Устанавливается в передний стакан рамы при помощи штока. Руль вставляется непосредственно внутрь вилки, а колесо закрепляется на ушках ног – дропаутах.
Для того чтобы вилка могла свободно вращаться при поворотах, внутри стакана устанавливается рулевая колонка. Она состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и фиксирующих колец. Чашки могут быть запрессованы или накручиваться на внутреннюю резьбу стакана (на дорогих профессиональных моделях). Подшипники делятся на закрытые промышленные и насыпные шариковые. Кольца надеваются на шток вилки, который фиксируется в рулевой колонке.
Руль велосипеда состоит из горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. По форме рули разделяют на:
- прямые (для МТБ и гибридов);
- изогнутые вверх (дорожные);
- изогнутые вниз;
- бараны (на шоссейники).
Вертикальный шток руля имеет на конце разводник, который фиксирует трубу в вилке при закручивании гайки.
Вынос – деталь, которая определяет расстояние руля от рамы и крепится к регулировочной трубе. На разных моделях ставятся жесткие и регулируемые выносы. Простые велосипеды дорожного типа выносом не оснащаются. Удаленность руля влияет на посадку: чем он дальше, тем больше велосипедист принимает горизонтальное положение.
Седло зафиксировано в центральной трубе рамы подседельным штырем. Регулировка высоты позволит подобрать оптимальную посадку. Ширина седел различается в зависимости от типа велосипеда: на дорожных моделях они шире, чем у МТБ и шоссейных. Седла могут различаться по форме и длине. Снизу они подпружинены или оснащаются демпферами.
Амортизация – способность гасить колебания и смягчать ударные нагрузки. Традиционно амортизационная система находится в передней вилке, а такие велосипеды носят название хардтейлов.
Амортизация состоит из пружины и демпфера. В зависимости от используемых компонентов, вилки разделяются на несколько типов (пружина/демпфер):
- пружинные (без демпфера);
- пружинно-эластомерные;
- пружинно-масляные;
- воздушно-масляные.
Регулировка параметров вилки: длина хода (Preload), скорость отбоя (Rebound) и блокировка. Вилки без амортизации называются жесткими и ставятся на шоссейные и дорожные модели.
В дополнение к стандартной амортизации, на горные велосипеды устанавливают задний амортизатор, который сглаживает колебания рамы. Велосипеды с двумя амортизаторами называются двухподвесами.
Устройство трансмиссии и велосипедных тормозов
Трансмиссия – это то, без чего велосипед не поедет. Достаточно сложный узел, в его состав входит большая часть механизмов:
- каретка;
- ведущие звезды;
- шатуны и педали;
- цепь;
- задние звезды;
- переключатели скоростей и монетки.
Кареточный узел расположен в нижнем стакане рамы, служит соединительным узлом для шатунной пары и передних звезд. Каретка обеспечивает свободное вращение без проворачивания за счет фиксированных подшипников и сквозной оси на них. Разделяется на два типа: с открытыми подшипниками и картриджная, где весь механизм скрыт внутри корпуса.
Шатуны – детали для соединения каретки с педалями. Могут иметь два варианта крепления: шлицевое и квадратное. Двусоставные, или парные, шатуны идут комплектом с передней звездой (звездами на скоростные модели), закрепленными на правом шатуне.
Педали – опоры для ног, через которые усилия передаются на шатуны, каретку и передние звезды. В зависимости от сферы применения различают несколько видов:
- классические, или платформы – ставятся на велосипеды начального уровня, можно использовать любую обувь, зацепление за педали за счет сил трения;
- контактные – со специальные вставками, предназначены только для велообуви, улучшенное сцепление поверхностей;
- экстремальные – для спортивного велосипеда, широкая поверхность, толщина, вставки-фиксаторы;
- педали с ремешками;
- педали-мини.
Задние трансмиссионные звезды скоростного велосипеда крепятся к втулке заднего колеса. На одну переднюю звезду приходится 2-3 задние. Маленькие звезды отвечают за высокие, а большие звезды – за низкие передачи.
Соединительным звеном между передними и задними звездами служит цепь: на велосипеде используется блочная модель Галля. Переброс цепи осуществляется с помощью переключателей, которые управляются манетками на руле. Манетки делятся на два типа – барабанные и рычажные. С переключателями их соединяют приводные тросы.
На синглспиде отсутствуют переключатели, передняя и задняя звезда в единственном экземпляре, цепь короче.
Тормоза – самая важная система, без которой велосипед выкатывать строго запрещено. Современные тормозные системы для велосипедов различных классов:
- ободные – клещи, V-brake;
- дисковые;
- барабанно-втулочные.
Ободные тормоза представляют собой зажимные устройства с колодками, воздействуют на ободья колес, замедляя их вращение. Клещевые модели имеют одно крепление, за счет движения рычага скобы сближаются, а при ослаблении раздвигаются обратно. Клещи ставятся на место закрепления крыльев. Используются как дополнительные тормоза на синглспидах и на шоссейных велосипедах.
V-brake работает по такому же принципу, но скобы находятся в закрепленном состоянии: к вилке для переднего, к перьям – для заднего тормоза. V-brake обладают большей точностью и силой торможения по сравнению с клещевыми.
Дисковый тормоз состоит из закрепленного на втулку диска (тормозная поверхность), калипера и привода – рычага и тросика. На калиперах закрепляются тормозные колодки, которые прижимаются к диску при нажатии ручки. Точность дисков выше, чем у V-brake благодаря большей поверхности торможения, меньшему ходу колодки и независимости от геометрии обода. По типу привода дисковые тормоза делят на механические и гидравлические.
Барабанно-втулочные тормоза порядком устарели, но продолжают активно устанавливаться на дорожные модели. Барабан спрятан в задней втулке и приводится в соприкосновение с колодками нажатием педалей назад. Чтобы втулка не прокручивалась, встроен специальный стопорный механизм. Эффективность торможения низкая в сравнении с ободными и дисковыми аналогами, но для односкоростных дорожников лучшего варианта не придумать.
Заключение
Велосипед – довольно обширный механизм, и состоит из большого количества узлов. При эксплуатации важным показателем является исправное состояние каждого из них. Теперь, когда знаем, как устроен велосипед, можно заниматься диагностикой, ремонтом и обслуживанием запчастей.
Из каких деталей состоит велосипед. Устройство велосипеда
Каждый велосипедист должен знать то, на чем он ездит. По крайней мере, основные детали и их расположение. Знание того, как функционирует велосипед и из чего он состоит, поможет райдеру осуществить мелкий ремонт на дороге или приобрести вышедшую из строя запчасть. Например, знания об устройстве колеса помогут ему снять и заклеить камеру в случае пробоя.
А, как известно, пробив колеса – это самая распространенная поломка велосипеда.
Цель данной статьи – рассмотреть устройство велосипеда и помочь широкой аудитории райдеров поближе познакомиться с собственным агрегатом.
Устройство велосипеда
Условно весь велосипед можно разделить на несколько основных частей:
Рассмотрим каждую систему подробнее.
Своего рода «скелет» велосипеда. К раме крепятся все остальные узлы. Она состоит из передних труб. На городских велосипедах бывает одна передняя труба, а на шоссейных и горных байках всегда две. Спереди они соединяются и перерастают в рулевой стакан – часть рамы, куда вставляется шток вилки и рулевая колонка.
С другой стороны передние трубы соединяет подседельная труба, из которой к заднему колесу выходят по две трубы с каждой стороны – они называются перья. Каретка вставляется в кареточный стакан. Схема велосипеда и конструкции его рамы отлично отображает местоположение каждой составляющей.
Рама байка выполняется из различных материалов: сталь, алюминий и карбон. Сталь достаточно тяжелый и негибкий металл. Это увеличивает вес байка, и ужесточает преодоление неровностей. Прыгать и исполнять трюки на таком велосипеде очень сложно и жестко. Поэтому он применяется только на городских типах велосипедов.
Более универсальный материал – алюминий. Он легче и гибче. За счет этого сопротивление воздуха уменьшается, а преодоление препятствий проходит плавно и мягко. Данный металл используется на большинстве горных, городских и шоссейных велосипедов средней ценовой категории.
Углеродное волокно является более гибким и легким металлом. Он обладает повышенным запасом прочности. Однако его существенный недостаток – стоимость. Поэтому карбоновые рамы стоят только на дорогих профессиональных велосипедах.
Также стоит упомянуть, что рама бывает складная. В одном или нескольких местах в конструкции имеются шарниры, которые позволяют складывать раму и облегчать процесс транспортировки.
Трансмиссия
Скоростные велосипеды имеют передние и задние звездочки, по которым движется цепь. Задние звезды называются кассетами. Их количество зависит от скоростей. Спереди и сзади на звездах имеются переключатели, переводящие цепь на звезду нужного уровня. Передачи переключаются посредством ручных рычагов или манеток, располагающихся на руле.
В кареточном стакане, о котором было сказано выше, располагается каретка. К ней крепятся передние звезды и шатуны, а к шатунам – педали. Свободное вращение обеспечивают подшипники и должный уровень смазки. Чтобы детали не повредились, а педалирование было таким же беспрепятственным, необходимо периодически разбирать и смазывать каретку. А во время мытья велосипеда старайтесь избегать прямого попадания влаги в кареточный узел.
Тормоза
Тормоза приводятся в действие посредством рычагов на руле. К каждому колесу от рычагов идут тросы, передающие тормозное усилие. На современных велосипедах устанавливается 2 типа велотормозов:
Если на байке установлены гидравлические дисковые тормоза, то от переключателей к колесам идут шланги, внутри которых располагается жидкость. Под усилием рукоятки жидкость давит на колодки, а они в свою очередь совершают трение о диск – так происходит торможение.
Система V-brake или клещи, как их называют в любительских кругах, представляет собой колодки, которые при нажатии на рукоятку совершают трение об обод колеса. Данный вид тормозов менее точен, чем дисковый. Он становится практически бесполезен в дождливую погоду, когда колодки скользят по мокрым ободам. Преимущество ви-брейков в их доступности. О том, как выбрать велотормоза, вы можете узнать в одной из наших статей.
Колеса
Самая заменяемая и ремонтируемая часть велосипеда. Колесо состоит из:
Существует бескамерный тип колес, где воздух накачивается прямо в покрышку. Чтобы камеру не проткнуло острием спицы, с внутренней части обода устанавливается резиновый флиппер. Накачивание колеса производится через ниппель.
Рулевое управление
В рулевой стакан сверху вставляется рулевая колонка, а снизу – шток вилки. К рулевой колонке может устанавливаться вынос руля. Он позволяет регулировать руль относительно велосипедиста на правильном расстоянии.
Руль бывает различной формы:
- Прямой;
- U-образный;
- Руль, напоминающий вид рогов.
Прямые рули чаще всего встречаются на горных моделях. Изогнутый вверх, напоминающий букву U, применяется на дорожных моделях. А изогнутый вниз или напоминающий по форме бараньи рога, устанавливается на шоссейные байки. Чтобы изменить тип хвата на горном велосипеде, можно установить рога на руль. Некоторые модели комплектуются ими с завода, а на другие нужно приобретать дополнительно.
На руле располагаются манетки – переключатели скоростей, тормозные рычаги и грипсы – резиновые накладки на руль для удобного хвата.
Рулевая колонна устанавливается внутрь штока вилки. Это позволяет передавать движение руля на колеса. Колесо крепится к вилке в двух местах, которые называются дропаутами. Вращение обеспечивают подшипники, располагающиеся внутри рулевого стакана.
Конечно, в велосипеде есть еще немало мелких деталей и нюансов, которые содействуют стабильной работе агрегата. Но уже благодаря приведенным выше знаниям о том, из чего состоит велосипед, многие смогут произвести мелкий ремонт или замену определенных деталей.
Устройство велосипеда (схема) для новичков
Путешествуя на велосипеде нередко сталкиваешься с поломками. Чтобы купить и заменить сломанную деталь или посоветоваться со знающими людьми, нужно знать устройство велосипеда и название его деталей. Это значительно упростит диалог с продавцом или мастером по ремонту. Некоторые сложные названия деталей часто заменяются жаргоном, упрощающим запоминание. Чаще всего название берется из схожести вещи с чем-нибудь другим. Например, деталь к которой крепится задний переключатель скоростей называют петухом.
Рама велосипеда.
Самая большая составляющая велосипеда. Она диктует стиль, вид велосипеда, бросается в глаза цветом покрытия. Из чего же она состоит?
Велосипедная рама. Чаще всего ее изготавливают из таких сплавов металлов, как алюминий, сталь, титан. Особенно редкие и дорогие, при этом легкие рамы изготавливают из полимера – карбон (углепластик). Они также отличаются по форме – открытые, закрытые. Закрытые рамы имеют стандартное строение, а открытые или женские имеют отличие – верхняя труба опущена или изогнута вниз. Есть экспериментальные рамы, не похожие на привычные нам.
На раму можно установить различные дополнительные аксессуары. Например, специальный держатель для бутылки с водой, крепления для багажника, насоса. На многих рамах предусмотрен дисковый тормоз и, соответственно, есть крепление для него.
Петух велосипедный (держатель заднего переключателя).
В старых или дешевых рамах он не съемный и при поломке или деформации раму утилизируют. Обидно из-за такой мелкой детали выкидывать целую раму. Поэтому эту деталь сделали съемной и заменяемой. Однако следует быть осторожным при выборе, т.к. на разных рамах эта деталь выглядит по разному и, в случае поломки, нужно быть готовым к длительному ожиданию «под заказ» или химичить самостоятельно из похожих запчастей для других типов рам.
Руль велосипеда.
Он позволяет направлять велосипед в нужную сторону, менять направление движения. Также на руле крепятся ручки тормозов, манетки и различные гаджеты, велокомпьютеры.
Велосипедный руль. Форма руля зависит от типа езды. Например у горных велосипедов он прямой, у дорожных – привычный изогнутый, скоростные шоссейные – загнуты вниз, их еще сравнивают с бараньими рогами.
Грипсы.
Рукоятки на руле. Они позволяют хорошо фиксировать руки на руле. Материал, из которого их изготавливают, отличается по цене, мягкости и прочим параметрам. В основном это резина, гель, пена, пластик, реже кожа.
Вынос руля.
Вынос руля соединяет руль с рулевым штырем. Влияет на позу велосипедиста. Если вынос руля не подходит для человека, то это может проявляться усталостью, болями в спине и руках и другими неудобствами. Есть модели с регулируемым выносом руля.
Манетки (шифтеры).
Находятся на руле. С помощью них осуществляется управление скоростями.
Передний переключатель скоростей.
С помощью тросика к нему передается сигнал с манетки о переключении скорости. Этот механизм перекидывает цепь по звездочкам передней кассеты. Неприхотливая и устойчивая к износу деталь.
Задний переключатель скоростей.
Также с помощью манетки и тросика велосипедист управляет им и переключает скорости. Это устройство перекидывает цепь по звездочкам задней кассеты. Эта деталь открыта для пагубного воздействия непогоды, поэтому требует к себе внимания и ухода. Одна из хрупких деталей велосипеда.
Ролик заднего переключателя.
Недорогой заменяемый объект. В силу своего расположения часто пачкается и нуждается в чистке и смазке.
Тормозные тросики.
Они передают сигнал от ручек, расположенных на руле, на тормозные колодки. Поверх тросика одевается рубашка выполненная из синтетического материала. Рубашка защищает сам тросик и окружающие детали от тросика. Встречаются модели, где вместо тросов используется гидравлическая система, внутри которой специальная жидкость. Управление происходит за счет давления поршней на жидкость.
Ободные тормоза
Самый распространенный и простой способ торможения на современных велосипедах. Тормозные колодки прижимаются к ободу велосипеда посредством системы тросиков. Понятность конструкции, простота в ремонте и эксплуатации, а также высокая надежность — все это преимущества ободных тормозов. К недостаткам можно отнести зависимость от погодных условий: тормоза значительно хуже работают на мокрой дороге и практически не работают в морозы. Кроме того абразивные колодки изнашиваются сами и протирают обод буквально до дыр. Существует несколько типов ободных тормозов от этого зависит и вид необходимых колодок.
Тормозные колодки v-brake.
Самая простая и распространенная система торможения. Колодки сжимают обод, за счет чего обороты падают. Не очень эффективны на мокром и грязном ободе.
Дисковые тормоза.
Более современный и надежный вид тормозов. Система взята у мотоциклов. Торможение происходит за счет сжатия тормозных дисков.
Тормозной барабан.
Часто используется на простых дорожных велосипедах и на детских моделях. Торможение происходит, когда велосипедист пытается крутить педали назад. Простой, но в то же время надежный тормоз. Не работает только в случае слетевшей или порвавшейся цепи.
Ручки тормоза.
Расположена на руле, недалеко от грипс. При зажатии задействует тормозной трос.
Амортизаторы.
Они позволяют с удобством преодолевать препятствия. При этом велосипед подвергается меньшей встряске, а значит и износу. Как правило располагаются в передней части велосипеда на вилке, но встречаются и сзади. Велосипед оборудованный задними и передними амортизаторами называется двухподвесным. Еще реже попадаются подседельные амортизаторы для еще более мягкой езды. Амортизаторы по своему типу делятся на:
- пружинные
- пружинные с демпфером
- воздушные
- масляные
Вилка переднего колеса.
Она бывает жесткой (без амортизации) и амортизирующей. Жесткая ставится на велосипеды, рассчитанные на скорость, а также на городские прогулочные и детские модели. Различают по длине хода, а также есть настраиваемые амортизаторы.
Задний амортизатор.
Велосипед, имеющий задний амортизатор, называют двухподвесом. Обычно это горные велосипеды и велосипеды для экстремальной езды.
Передняя кассета.
Представляет собой несколько или одну звезду. Именно она вращается при кручении педалей. У горных велосипедов звезд больше, чем у шоссейных или городских.
Каретка.
Располагается в специальном отверстии рамы. Соединяет между собой шатуны с педалями.
Педали.
Есть несколько видов педалей: с ремешками-фиксаторами, обычные и контактные. Контактные подразумевают использование профессиональной обуви. Их использование улучшает качество и скорость езды. Прицепляясь к обуви, усилие над ними применяется не только при надавливании, но и при поднятии ноги.
Задняя кассета.
Это набор задних звездочек. Большая звездочка относится к меньшей скорости. Количество звездочек зависит от типа велосипеда и колеблется от 1 до 10. Смена скоростей позволяет преодолевать неровности местности без необходимости спешиваться.
Состоит из сложной системы звеньев. Цепь всегда находится в движении под усиленной нагрузкой, поэтому требует постоянного ухода. Изнашиваясь, она растягивается и повреждает зубцы кассеты, поэтому важно проверять степень износа и вовремя делать замену.
Металлический каркас колеса. Его сплав и толщина влияет на вес, скорость и ударопрочность. Диаметр обода у разных типов велосипедов не одинаковый. Их размер начинается с 20 дюймов (детские велосипеды), у горных велосипедов диаметр обода от 24 до 26 дюймов, шоссейные и городские имеют больший диаметр – 28 дюймов.
Спицы.
Они постоянно подвержены ударам и большой нагрузке. Обычное их количество 32-36. Располагают их в три креста (горные и гибриды) или радиально (шоссейные и городские).
Втулка.
На ней крепятся спицы (фланцы – отверстия для спиц), а также она является центром колеса, обеспечивая его вращение. Это сложный механизм с системой подшипников. Подшипники могут быть закрытого и открытого типа. Втулка может быть изготовлена из сплавов титана, алюминия и стали.
Покрышка.
Покрышки отличаются до диаметру, толщине и выраженности протектора. Они могут быть для гладкого покрытия – слики, с практически гладкой поверхностью, полуслики – с более выраженным протектором, подходят для езды по пересеченной местности, грязевая – делает доступным езду по мягкому грунту, зимние – обеспечивают отличное сцепление даже со скользким покрытием.
Камера.
Находится внутри покрышки и обеспечивает амортизацию, плавный ход колеса. Ее накачивают до рекомендуемого давления. Оно обычно указано на поверхности камеры. Есть и безкамерые покрышки, они полностью состоят из резины или надувается непосредственно покрышка.
Ниппель.
Это деталь камеры, через которую она надувается. В ниппеле находится клапан, не выпускающий воздух.
Седло.
Важно помнить, что есть женские и мужские седла, а также седла для быстрой или экстремальной езды. Отделка может быть разной – резина, кожа, кожзам и прочие. Различаются не только по форме, но и по мягкости. Стоит выбирать седло так, чтобы оно было удобным.
Подседельный штырь. Глагол.
К нему крепится седло, а он вставляется непосредственно в раму велосипеда. Регулируется по высоте, что очень удобно. Это позволяет отрегулировать положение, исходя из параметров роста велосипедиста. Подседельные штыри также отличаются по диаметру, весу и сплаву. Для скоростных велосипедов выбирают легкие детали, для горных – прочные.
Эксцентрик.
Очень редко сейчас используют болты и гайки. Эксцентрик позволяет раскрутить крепление, не используя инструментов.
Вот минимум знаний об устройстве велосипеда, который необходим начинающим велосипедистам. Эти знания пригодятся не только при покупке байка, но и при незначительном ремонте, а также при диагностике сложных поломок. В таком случае вы сможете назвать поврежденную деталь и, например, проконсультироваться по телефону.