0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться наклонять мотоцикл

Упражнения, которые способны научить управлению мотоциклом. 1 Часть

Наверное, каждый любитель двухколесной техники мечтает научиться довести свое мастерство управления мотоциклом до совершенства. Для этого существует множество курсов по экстремальному вождению байков, но достичь высокого мастерства вождения можно и самостоятельно. Для этого были разработаны специальные упражнения. Если данные упражнения выполнять правильно и постоянно, то уже через два месяца можно почувствовать, что управлять мотоциклом стало гораздо проще.

Давайте рассмотрим основные десять упражнений, которые помогут Вам в управлении мотоциклом. Обратите особое внимание на то, как часто и в каком количестве необходимо выполнять эти упражнения.

  1. Медленная езда – основное упражнение, которое необходимо выполнять три раза в неделю по двадцать минут. По достижению высокого результата можно сократить количество упражнений до одного раза в месяц.
  2. Восьмерка – упражнение, которое необходимо выполнять по одному часу два раза в месяц.
  3. Старт с поворотом необходимо выполнять каждый месяц по 60 минут.
  4. Крест – упражнение, которому необходимо выделять по 15 минут времени два раза в неделю.
  5. Замедление необходимо выполнять по 60 минут. Делать это надо всего раз в месяц.
  6. Поворот – упражнение, которое необходимо выполнять перед началом каждого сезона в течении 60 минут. Перед первым сезоном необходимо тренироваться с этим упражнением на протяжении полугода по 1 часу в месяц.
  7. Внутренняя траектория выполняется в течении 60 минут один раз в месяц.
  8. Уклонение – аналогично предыдущему упражнению, раз в месяц по 60 минут.
  9. Смена траектории – упражнение, которое необходимо делать два раза за сезон по 60 минут. После большого перерыва данные упражнение необходимо выполнять по два часа.
  10. Поворот-торможение-поворот выполняется аналогично предыдущему упражнению.

Медленная езда

Сразу отметим, что медленно ездить на мотоцикле гораздо сложнее, чем быстро. Это связано с тем, что на низкой скорости более проблематично удерживать равновесие. Кроме того, нужно наловчиться реагировать на поведение байка выжиманием сцепления или добавлением газа. Ведь ехать очень медленно при полностью отпущенном рычаге сцепления не получится, мотор заглохнет. И наоборот, если полностью выжать сцепление, то крутящий момент двигателя не будет передаваться на колеса.

Необходимо найти и чувствовать оптимальную комбинацию положения рычага сцепления и ручки газа. Двигатель должен работать стабильно, а мотоцикл, при этом, должен ехать очень медленно. Газ и сцепление в данном упражнении необходимо рассматривать как единое целое. Для снижения скорости можно либо скинуть газ, либо немножко сильнее выжать сцепление. Данное упражнение создано для того, чтобы довести комбинацию сцепления и газа до автоматизма. Пилот должен выжимать сцепление и крутить газ на интуитивном уровне. И не стоит бояться, что жжете сцепление. На большинстве байков диски сцепления находятся в масляной ванне, и сжечь их практически невозможно.

Для правильного выполнения данного упражнения необходимо найти пустую площадку или парковку с нормальным асфальтным покрытием. Далее необходимо отмерить длину 33,5 метра. Нужно проезжать вдоль прямой линии с минимальной скоростью. Чем медленнее – тем лучше. Необходимо подбирать такое положение рычага сцепления и ручки газа, чтобы обороты мотора были стабильными, а мотоцикл, при этом, ехал с минимальной скоростью. При медленной езде нужно стараться не смотреть вниз и по сторонам. Голова должна быть поднята и смотреть вперед. Удерживать равновесие необходимо с помощью вестибулярного аппарата, а оставаться на линии нужно за счет бокового зрения. Если получилось медленно и ровно проехать, то нужно попробовать еще снизить скорость. Для этого подберите новую комбинацию сцепления и газа. Необходимо постоянно снижать скорость и делать это поэтапно. Не нужно пытаться с первого раза ехать максимально медленно. Основная цель данного упражнения – научится чувствовать газ и сцепление.

Выполнять упражнение «Медленная езда» необходимо по 20 минут, трижды в неделю. Через 1-2 месяца необходимо снизить скорость до такой степени, что расстояние 33,5 метра Вы будете проезжать за 20 секунд или больше. Если Вы достигли такого результата и чувствуете себя при такой езде уверенно, то можно сократить количество занятий до одного раза в месяц.

Данное упражнение лучше всего выполнять перед поездкой или после нее. Если с первого раза ничего не получается – не нужно сдаваться. Нужно иметь терпение. Это гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Для покорения медленной езды в совершенстве необходимо приложить немало усилий.

Восьмерка

Данное упражнение является тренировочным и продумано оно для того, чтобы научится выполнять разворот в ограниченном пространстве. Поскольку разворот в узком месте практически для каждого мотоциклиста является одним из самых сложных маневров, то к данному упражнению нужно подойти с особой ответственностью. Ведь на низкой скорости любой байк теряет равновесие и становится неустойчивым. Развороты на низких скоростях очень редко встречаются в повседневной жизни, поэтому у большинства мотоциклистов абсолютно не вырабатываются навыки к данному маневру. Стоит отметить, что разворот влево большинству пилотов дается более легко, чем вправо. Все потому, что при развороте руль выворачивается максимально, при этом одна рука прижимается к телу, а другая вытягивается. Так вот, для большинства мотоциклистов более удобно работать со сцеплением согнутой рукой, а с газом – вытянутой

Стоит отметить, что при выполнении маневров на низкой скорости, нельзя пользоваться передним тормозом. Даже малейшее торможение переднего колеса может привести к падению внутрь поворота. Скидывать скорость необходимо задним тормозом, газом или сцеплением.

«Восьмерка» – самое лучшее упражнение, которое помогает освоить развороты. Ведь «восьмерка» – это и есть два разворота в разные стороны. Начинать упражнение необходимо на пустой парковке, или любой площадке с достаточной площадью. Ведь фигура восьмерки не должна иметь ограничение по бокам. В этом случае, при заваливании мотоцикла, Вы сможете добавить газу е поехать вперед. За счет этого сможете избежать падения.

Для выполнения упражнения необходимо поставить два ориентира по краям фигуры. В идеале – это будут дорожные конусы. Но можно использовать и любые подручные предметы, например, кирпичи. Начинать необходимо с 12 метров. Первый раз можно попробовать и большее расстояний, которое понемногу необходимо уменьшать. При уменьшении расстояния между крайними точками повышается мастерство водителя. Когда почувствуете себя уверенно в данном упражнении при 12 метрах между концами фигуры, переходите на расстояние в 9 метров. После 9 метров пробуйте покорить 6-метровую «восьмерку». Данный 6-метровый маневр является нормативом для американской мотоциклетной полиции. Но стоит отметить, что некоторые мотоциклы не позволяют выполнить «восьмерку» длиной в шесть метров, так как у них руль не выворачивается на столь большой угол. Максимальным уровнем для таких мотоциклов будет «восьмерка» с максимально вывернутым рулем.

Основные тонкости упражнения:

  • Смотреть необходимо туда, куда едет мотоцикл. Поворачивать голову необходимо максимально, чтобы в обзор попадала максимальная траектория движения.
  • При начале первого разворота необходимо смотреть в противоположную сторону фигуры (на другой конус или кирпич), а в середине разворота голова уже должна быть повернута на вход в следующий разворот.
  • Во время выполнения всего упражнения нельзя наклонять тело. Оно должно все время находиться в вертикальном положении. Наклонять можно только мотоцикл.
  • Если получится, то попробуйте максимально надавить на подножку с внешней стороны мотоцикла. Попробуйте всем собственным весом встать на внешнюю подножку, и в этот момент завести мотоцикл в поворот. В этот момент обязательно необходимо контролировать сцепление и газ.
  • Голова при любых маневрах не должна наклонятся. Голову нужно держать строго в вертикальном положении.
  • Время от времени делайте перерывы. Тем самым Вы сможете сами отдохнуть и мотоцикл сможет охладиться.
Читать еще:  Как заклеить колесо велосипеда

Выполнять данное упражнение необходимо на протяжении 60 минут. Делать это нужно один раз на две недели.

Важные нюансы, на которые следует обратить внимание при выполнении упражнения «Восьмерка»:

  1. Нельзя подруливать во время разворота. Руль на необходимый угол нужно поворачивать сразу и не менять положения руля до окончания разворота. На изменения радиуса разворота можно влиять с помощью скорости. Если мотоцикл заваливается, то нужно немножко увеличить скорость, если же заходит в разворот с большим радиусом, то скорость нужно уменьшить.
  2. Подключайте к управлению мотоциклом еще и задний тормоз. Вы должны научиться управлять байком комбинацией уже трех составляющих: газа, сцепления и тормоза. Именно задний тормоз позволяет более резко выполнять маневр разворота.

Старт с поворотом

В нынешнее время, в условиях очень быстрого увеличения количества транспорта на дороге, часто возникает необходимость начинать движение с поворотом. Такое бывает при выезде из двора или парковки. Часто такое движение нужно начинать в дорожных пробках. Иногда такое движение начинается без всяких трудностей. Так бывает в случаях, если нет спешки и можно осуществить плавный старт, который начинается с перебора ногами по асфальту. Но что же делать, когда нужно «стартануть» резко и эффектно в условиях очень плотного движения?

Для покорения старта с поворотом на 90 градусов и было разработано данное упражнение. Такой маневр необходимо освоить каждому байкеру. А по возможности, полезный будет и старт с 135-градусным поворотом.

Основные принципы осуществления старта с поворотом:

  • Перед началом упражнения необходимо принять правильную позицию. Нога, которая находиться в стороне будущего поворота, должна стоять на асфальте, другая нога – на подножке. Мотоцикл необходимо слегка наклонить в сторону поворота. Руль и голову поворачиваем тоже в сторону поворота. Смотреть необходимо не вниз, а чем дальше в сторону будущей траектории движения.
  • Отпускать рычаг сцепления нужно вместе с добавлением газа. Необходимо найти оптимальную комбинацию газа со сцеплением.
  • Ногу, которая стояла на асфальте необходимо переставить на подножку сразу же, как только мотоцикл начнет двигаться.
  • Необходимо с уверенностью наклонить мотоцикл в сторону поворота.
  • Во время выхода из маневра сцепление должно быть полностью отпущенным, а газ должен обеспечивать полноценное ускорение мотоцикла.
  • Смотреть необходимо в сторону будущего движения и запрещается пользоваться передним тормозом на небольшой скорости в условиях наклонного движения.

Выполнять данное упражнение нужно на протяжении 60 минут. Делать это нужно один раз в 4 недели.

Важные нюансы, на которые стоит обратить внимание:

  1. Начинать тренировку необходимо с коридора шириной шесть метров. После его освоения можно приступить к ширине 3,7 метра.
  2. Данное упражнение нужно начинать с поворота на 90 градусов. Если стартовать с таким поворотом получается уже без проблем, то можно приступить к повороту на 135 градусов.

Как правильно проходить повороты на мотоцикле

Мотоцикл, как и любое тело, движется в соответствии с законами физики. Плохо, если вы пропустили этот раздел в школе. Тогда бы у вас не возник вопрос о том, как правильно переворачивать – простите за ошибку – поворачивать на мотоцикле, или как делать поворот, который закладывают. Мы восполним этот пробел. Ответы на эти вопросы просты. Силы, двигающие мотоцикл, сделают все за вас. Задача райдера – смотреть вперед и чувствовать байк.

Как заложить мотоцикл в повороте

Когда байк едет прямо на него воздействует сила тяжести, перпендикулярная полотну дороги. Когда мы поворачиваем руль, мы создаем силу, направленную в сторону условного центра, вокруг которого совершается поворот. Это сила называется центростремительной. Ее направление – перпендикулярно вектору движения байка.

Если бы центростремительная сила воздействовала без силы тяжести, то мотоцикл бы в миг перевернулся. Но сила тяжести выравнивает центростремительное ускорение, создавая результирующую силу, которая проходит от центра масс байка и райдера к пятну соприкосновения с полотном дороги. Эта сумма сил автоматически наклоняет байк в сторону поворота, предотвращая опрокидывание. Проще говоря, находясь в дуговом движении, мотоцикл балансирует между постоянной силой тяжести и временно созданным центростремительным ускорением.

Соответственно, чем больше будет центростремительное ускорение, тем на меньший угол к дороге закладывается мотоцикл (т.е. получается больший угол наклона). При слишком крутом повороте, резком торможении или газе центростремительная сила настолько велика, что она не выравнивается силой тяжести. В результате мотоцикл уходит в занос, теряет сцепление с дорогой и опрокидывается.

Чтобы заложить мотоцикл в повороте нужно:

  • развить скорость;
  • войти в поворот;
  • использовать контрруление;
  • придерживаться траектории;
  • работать газом;
  • отклониться телом (при необходимости).

Гироскопический эффект и скорость

Вам никогда не приходило в голову, почему едущий мотоцикл устойчив, а стоящий в покое – падает? Устойчивость мотоциклу придает гироскопический эффект, создаваемый вращающимися вокруг своей оси колесами. Колеса являются мощным гироскопом по типу детской юлы. Помните, как по мере остановки вращения юла увеличивает свою «раскачку» и постепенно теряет устойчивость. А как только юла останавливает вращение, она тут же теряет равновесие и падает.

Примерно также ведет себя и мотоцикл. Гироскопический эффект, образующийся от высокой скорости вращения колеса, стабилизирует положение байка. То есть высокая скорость делает байк устойчивым в повороте. Поэтому чем выше скорость, тем более крутой поворот реально сделать. Следует учитывать, что одновременно с повышением устойчивости мотоцикла уменьшается его маневренность, и им становится сложнее рулить.

Контрруление

Контрруление – это единственно верный способ управления байком в дуговом движении. Оно использует силу, результирующую центростремительную и притяжения, и гироскопический эффект, создаваемый колесами.

Суть контрруления: совершая поворот, мы толкаем от себя ту рукоятку руля, в сторону которой мы поворачиваемся. И наоборот: вытягивая на себя рукоятку руля в сторону поворота, мы изменим направление поворота.

На принципе контрруления построено удержание равновесия на низких скоростях, когда гироскопический эффект не оказывает достаточной стабилизации. В этих случаях мы инстинктивно выворачиваем руль в сторону вероятного падения. В результате двухколесный друг отклоняется в противоположную сторону, и равновесие сохраняется.

Траектория

Традиционно траектория гоночного поворота предполагается наиболее выпрямленной с максимально большим радиусом. Это позволяет сохранять адекватный и безопасный наклон к дороге.

Такая траектория состоит из следующих этапов:

  • следование по внешней стороне трассы;
  • резкий заход в поворотную дугу в направлении апекса на внутренней стороне трассы;
  • из апекса плавный выход из дуги снова на внешнюю сторону трассы.

Чтобы вписаться в поворот, нужно видеть траекторию движения на несколько секунд вперед. Подъезжая к повороту, вы должны видеть не только точку съезда на апекс, но и сам апекс. И далее – подъезжая к внутреннему апексу, вы должны иметь представление о траектории выхода из поворота.

Естественно, приведенная выше конструкция идеальна. В реальной жизни на траекторию влияет масса факторов: естественные препятствия, другие мотоциклисты, погодные условия, степень освещенности и т. д. Все они вносят коррективы при дуговом движении транспортного средства.

Работа газом

Мотоцикл в движении имеет разную площадь соприкосновения колес с дорожным полотном. У заднего она больше, чем у переднего, т.к. оно является ведущим и испытывает большую нагрузку. Соответственно, заднее колесо имеет лучшее сцепление. Но при прохождении поворота в силу разных причин происходит изменение развесовки между колесами.

Это чревато потерей управления:

  • Резкий газ приведет к заносу и перевороту.
  • Торможение станет причиной перегрузки переднего колеса. Возникнет сила, выводящая мотоцикл из поворота. Снижение гироскопического момента приведет к потере устойчивости и падению.
  • Выжимая сцепление, поворот можно пройти, но делать этого не стоит.

Правильной тактикой будет дуговое движение с ускорением. То есть, войдя в траекторию, нужно периодически плавно открывать газ, чтобы в меру загружать заднее колесо. Так, немного увеличивая скорость, мы избежим заноса, повернем быстро и безопасно.

Участие тела в повороте

Из всех рассмотренных выше элементов, влияющих на поворот, отклонение райдера в ту или иную сторону будет иметь наименьшее значение. Мотоцикл значительно тяжелее мотоциклиста, центр тяжести всей системы смещен вниз. Наклоном корпуса можно отклонить только очень легкий мотоцикл – и даже в этом случае это воздействие происходит медленнее, чем это требуется. Общее правило: мотоцикл в повороте в основном реагирует на рулевое усилие, а поза тела вторичны.

Читать еще:  Как сделать мотоцикл трехколесный

Совет: всегда старайтесь поворачивать, держа корпус ровно, используйте наклон в сторону, противоположную повороту, чтобы быстрее наклонить мотоцикл.

Вторично – это не значит, что влияние наклона тела отсутствует вовсе. Это значит, что в зависимости от веса райдера и массы байка наклоном тела можно изменять угол наклона байка в повороте на 3-6°C; (либо увеличивать/уменьшать скорость с сохранением угла наклона). Что, в общем, немного, но может быть полезным в качестве легкого «тюнинга» поворота.

Соответственно, если мы смещаем центр тяжести системы байк-райдер в одну сторону, то мотоцикл под действием совокупности сил выравнивается в противоположную. То есть если мы хотим уменьшить угол наклона, то мы отклоняемся в сторону наклона. Если увеличить – то в сторону, противоположную наклону байка.

Разворот

Для начала следует определиться: что считать разворотом и в чем его отличие от поворота. Любое одноколейное транспортное средство, включая мотоцикл, будет поворачивать (изменять траекторию движения) если его наклонить. Способы наклона мотоцикла на разных скоростях существенно отличаются, поэтому обратите внимание, что здесь идет речь только о малых скоростях. Мы не рассматриваем в данной статье такие способы, как наступание на подножки, которое годится для корректировки траектории в стойке или руление поворотом головы и направлением взгляда, заменяющее умение управлять мотоциклом для некоторых. При скорости движения приблизительно 10-15 км/ч для наклона мотоцикла водителю достаточно использовать свой вес, другими словами, мы можем наклонять мотоцикл, используя свое тело. Разворотом мы будем называть поворот на скоростях приблизительно до 15-ти км/ч. Для нас в обучении развороту важны два условия: развернуться с меньшим радиусом и как можно с большей устойчивостью.

В чем коренные отличия от поворота? На относительно низких скоростях контрруление (основанное на инерции) менее эффективно, мотоцикл находится, как правило, на первой передаче (и, соответственно отклик на газ самый резкий), руль поворачивается в рулевой колонке.

Попробуйте разогнаться на первой передаче до скорости 10-15 км/ч, закрыть газ, выжать сцепление и покачать мотоцикл в разные стороны. При этом руль и сидение должны быть одновременно точками опоры, отталкивайте мотоцикл как бы от верхней части корпуса. При этом получится, что корпус будет отклоняться в противоположную от наклона мотоцикла сторону. Руль будет немного поворачиваться в сторону наклона, не препятствуйте ему, расслабьте руки. Пробуйте увеличивать дугу, по которой вы едете в наклоне. Вы можете, наклонив мотоцикл этим движением, продолжить разворот с открененным корпусом. Тем самым вы выполните начало разворота и пройдете его в более устойчивом положении.

Чем сильнее наклонен мотоцикл, тем меньше радиус разворота, но скорость разворота достаточно низкая и центробежная сила, удерживающая мотоцикл от падения тоже мала. Если вы будете наклоняться вместе с мотоциклом, то он будет стремиться завалиться в сторону поворота намного сильнее, нежели если бы вы откренивались в противоположную сторону. Работа корпусом — это первое правило разворота.

Мотоцикл едет прямо, если к нему не прикладывать никаких внешних сил. Стремление переднего колеса выровняться с увеличением скорости происходит за счет выноса. Вынос – это расстояние между пятном контакта переднего колеса и воображаемой точкой, образованной пересечением линии, проведенной через центр рулевой колонки с дорожным покрытием. При движении мотоцикла эта воображаемая точка находится всегда впереди и как бы тащит за собой колесо. Эта точка находится на оси, вокруг которой вращается руль и вилка, поэтому колесо, катящееся немного позади, всегда стремится выровнять руль. Поскольку вы движетесь на первой передаче, то любое добавление газа приводит к быстрому увеличению скорости. Другими словами, если вы в развороте, когда руль повернут, добавите газ, то руль будет стремиться выровняться. Обратите внимание, что руль мотоцикла на низких скоростях поворачивается, а на высоких его поворот почти незаметен. К тому же, когда вы ускоряетесь при движении по дуге, то увеличивается центробежная сила, она здесь тоже работает и помогает распрямить траекторию. Нам вовсе не обязательно понимать теоретические тонкости физических процессов, происходящих при движении мотоцикла, главное уметь применять на практике основанные на них приемы.

Для того чтобы более тонко дозировать подачу газа на первой передаче используйте сцепление. Сцепление в развороте должно быть выжатым и отпускать его нужно таким же образом, как будто вы трогаетесь. Именно сцеплением мы дозируем подачу газа в развороте. Другими словами: выжатое сцепление дает вам возможность более тонко дозировать подачу газа в развороте на первой передаче. Это второе правило разворота.

Существует еще один способ контроля ускорения на малых скоростях. Во многих школах советуют полностью отпустить сцепление и контролировать тягу задним тормозом. При этом холостые обороты немного завышают, чтобы мотоцикл не заглох. Этот способ может показаться легче изначально, но на практике при движении в городе вы им пользоваться не будете, он существенно ограничивает возможности низкоскоростного маневрирования. Особенно это заметно при замене легкого учебного мотоцикла на более тяжелый.

Чтобы быстро научиться пользоваться газом и сцеплением в развороте попробуйте выполнить следующее упражнение. Поставьте мотоцикл ровно, сначала поднимите ноги, а только потом начинайте движение. Когда вы поднимете ноги на стоящем мотоцикле, он начнет заваливаться, быстро поверните руль в ту сторону, куда валится мотоцикл и трогайтесь. Тем самым мы не выставляя ноги, можем поднимать мотоцикл, когда он заваливается при медленном маневрировании. Старайтесь трогаться не в тот момент, пока мотоцикл стоит ровно, а дождитесь когда он начнет заваливаться. Каждый раз мысленно напоминайте себе про расслабленные руки и плавность движений.

В современном административном регламенте практического экзамена на категорию «А» требования к кандидату в водители сведены исключительно к проверке навыков медленного маневрирования. Рекомендуем обратить внимание в первую очередь на тренировку навыков по наклону и выравниванию мотоцикла, используя два вышеописанных правила, а не на выписывание фигур на экзаменационной площадке. После приобретения вышеописанных навыков любая фигура не будет вызывать затруднений.

В дальнейшем используйте эти правила при маневрировании в плотном городском потоке на малых скоростях. Чем тяжелее мотоцикл, тем важнее их использование.

Эксперимент: можно ли научить девушку ездить на мотоцикле с нуля за 10 часов

Можно ли за 10 часов практических занятий научить девушку ездить на мотоцикле? При условии, что она сядет на байк впервые в жизни.

Вот такой эксперимент придумал AUTO.TUT.BY и отправился в мотошколу. Пять дней, пять занятий по два часа. Поехали.

День первый. Знакомство с методикой и мотоциклом

— Эту методику обучения мотоциклистов мы разработали сами, и сейчас некоторые мотошколы у нас ее копируют. На этом курсе мы даем базовые вещи, без которых не стоит даже садиться за руль байка. И очень хорошо, что Александра (наша героиня) не имеет опыта езды на мотоцикле. Отучить от неправильных рефлексов тяжелее, чем привить новые. Работать с «чистого листа» всегда легче, — знакомит корреспондентов с программой руководитель Keymotoscool Дмитрий Евхименко.

Дмитрий порекомендовал Александре не делать перерывы между занятиями, а приезжать каждый день. Такой вариант лучше для закрепления усвоенных навыков. И сразу честно предупредил, что погодные условия значения не имеют. Если пойдет дождь — будем ездить все равно.

Тренировочный мотоцикл — Honda CB400. Эту модель используют многие мотошколы в Европе. Мотоцикл относительно немного весит, обладает хорошей тягой на низких оборотах, легкоуправляемый и очень надежный. 10 часов Александра проведет в его седле.

— Особого волнения у меня не было. Приехали, надели экипировку: без нее за руль мотоцикла нельзя. Потом Дмитрий кратко объяснил, что такое мотоцикл и как с ним обращаться. Главное, что я усвоила: эта техника любит, когда все делаешь плавно: крутишь ручку газа, выжимаешь или отпускаешь сцепление, тормозишь. И вторая вещь — поворот головы. Как сказал Дима, ездить на мотоцикле, это все равно что бегать с фонариком по лесу. Светить нужно туда, куда хочешь прийти, — рассказала Александра.

Читать еще:  Как проверить скутер на угон по номеру рамы

Сначала — краткое знакомство с органами управления. Потом — сразу в седло. Здесь не нагружают теорией, а если что-то необходимо объяснить, делают это в процессе тренировки. Первое упражнение элементарное — трогание с места-остановка. Повторяешь много раз, тренируешь моторику. Монотонно, в течение получаса Александра стартовала, проезжала несколько метров и останавливалась. Потом — разворот в любом удобном месте, по любому радиусу. Это позволяло постепенно привыкнуть к мотоциклу, к его поведению и особенностям. Площадка просто огромная, места для маневров хватает с запасом.

Следующее упражнение — объезд конусов по уже определенной траектории, своеобразному эллипсу. Постепенно инструктор сдвигает конусы, уменьшая радиус поворота. Потом упражнение немного усложняется, объезжать конусы нужно уже «восьмеркой».

Еще одно задание может показаться странным — проезжать «восьмерку» нужно было, держа руль одной рукой. По правилам, мотоциклисту запрещено двигаться таким образом, но в условиях полигона это упражнение позволяет понять, что к мотоциклу не нужно прикладывать силу при повороте.

— Забавно, но с каждым поворотом все больше начинала чувствовать, где можно расслабиться, как нужно повернуть. Сложно было привыкнуть к тому, чтобы посмотреть на конус, который находится у тебя чуть ли не за спиной. Устаешь, иногда перестаешь смотреть, но Дима тут же это замечал. Подходил, делал замечание. Когда «восьмерка» уменьшилась, стало тяжелее выписывать радиусы, но к тому моменту я уже чувствовала мотоцикл, — призналась Александра.

Девушка говорит, что под конец занятия порядком устала, даже перестала проговаривать про себя то, что рассказывал инструктор. Автоматизма в движениях еще нет, поэтому все команды рукам-ногам приходилось прогонять через мозг. К исходу второго часа начали уже и мышцы уставать.

День второй. Повторение пройденного и навыки торможения

Дмитрий Евхименко предупредил, что самые опасные — первые 15 минут тренировки. То, что выучил на прошлом занятии, немного забывается. Нужно время, чтобы снова привыкнуть к ощущениям, вспомнить, что делать и куда смотреть. Поэтому на втором занятии подопытная Александра повторяла то, что делали в первый день — ездила по большой и маленькой «восьмерке».

— Дальше ездила по «змейке». Здесь не было ничего сложного, нужно просто держать баланс, перекладывать мотоцикл не рулем, а бедрами и работой газом. И, конечно, руки должны быть расслаблены, — вспоминает Александра.

Еще одну часть второго дня занятий посвятили отработке навыков торможения как рукой, так и ногой, то есть использовали передний и задний тормоз. На твердом покрытии при прямолинейном движении используют передний тормоз, а вот на песке или скользкой дороге — задний.

День третий. Секреты торможения в повороте и первое падение

— На третий день занятий я узнала, что мотоцикл весит не 700 килограмм, а всего лишь 170. Но по ощущениям было все 700. Во всяком случае самостоятельно я его поднять не могла. Да, на третий день случилось то, что должно было случиться обязательно — я упала. Но так как скорости во время тренировки небольшие, обошлось без последствий. Это очень хороший опыт на самом деле, — вспоминает Александра.

Третий день начался с отработки быстрого старта с места. Так имитируется ситуация, когда необходимо быстро покинуть перекресток. Нужно словить момент, когда мотоцикл на первой передаче наберет достаточную скорость, чтобы не падать, и тогда переключаться на вторую.

После этого началась отработка важного навыка — торможение и остановка в повороте. Это нужно, например, чтобы пропустить пешеходов при повороте направо или налево. В большинстве случаев на мотоцикле пользуются передним тормозом, но если зажать его в повороте, то можно завалиться, что и случилось с Александрой. Поэтому при повороте пользуются именно задним, ножным тормозом.

— Если в левом повороте это не сложно, потому что педаль тормоза находится справа, и опорная левая нога остается свободной, то в правом повороте есть нюансы. Нужно притормозить и сразу вывернуть руль вправо, чтобы опереться на левую ногу. Когда ты правильно это делаешь, мотоцикл сам валится влево, но у меня это не всегда получалось. Дальше был разгон в повороте — начинаешь поворачивать, добавляешь газ, и мотоцикл сам доворачивает. Тут я уже сама чувствовала свои ошибки — вцеплялалсь в руль, забывала смотреть, куда еду. И в конце очень устала. Почти вся тренировка прошла с постоянными остановками, во время которых приходилось удерживать тяжелый мотоцикл, — призналась героиня.

День четвертый. Больше «восьмерка» — больше скорость

Четвертый тренировочный день прошел по мокрому асфальту. Как и предупреждал Дмитрий, дождь — не причина отменять занятия. На удивление, обошлось без падений, хотя некоторые упражнения проходили на приличной скорости.

— Я вдруг поняла, что ко мне пришла усталость. Если первых три занятия она мне не мешала, с мотоцикла слезать не хотелось, а два часа пролетали незаметно, то на четвертый в голове стали появляться мысли: «А зачем мне все это вообще надо?» Но эксперимент, как и шоу, должен продолжаться. Поэтому я нехотя заняла место в седле мотоцикла, — делится Александра эмоциями.

Основным упражнением на четвертый день стала большая «восьмерка». Оттачивали то, что уже было пройдено — поворот головы, наклон тела, расслабленная поза. Выход из поворота — с ускорением. В какой-то момент Александра увлеклась, начала наращивать темп. Если бы инструктор ее не остановил — все могло закончиться еще одним падением.

День пятый. Вот — быстрый поворот

Последнее, пятое занятие началось с небольшого теоретического урока. Дмитрий на бумаге нарисовал дугу поворота и объяснил принципы его прохождения — траекторию, точку торможения, вход, апекс, выход. Правый поворот Александра проходила по внутреннему радиусу, левый — по наружному. Точка торможения может смещаться, в зависимости от скорости мотоцикла. Чем выше скорость, тем раньше нужно начитать маневрирование.

— И снова я чувствовала, когда у меня начинало получаться. Мотоцикл словно сам ложился в повороте, прописывал траекторию и поднимался на выходе. Опасная ошибка — резко сбросить скорость на дуге, если почувствуешь, что не вписываешься в поворот. В этом случае мотоцикл так же резко стабилизируется, поднимается. Это чревато вылетом из седла. Опытные ездоки говорят, что лучше уже попытаться еще больше наклонить мотоцикл. В этом случае максимум вы просто уложите мотоцикл и проедете на боку. Только если ты очень опытный, то сможешь аккуратно сбросить газ, чтобы мотоцикл резко не «встал», — поделилась впечатлениями Александра.

В заключение наша героиня по настоянию инструктора попробовала в том же повороте два других мотоцикла. Один более тяжелый 600-кубовый, второй — легкий 125-кубовый. И призналась, что проще всего ей было управлять, конечно, самым легким мотоциклом. На нем получалось ехать смелее, чиркая подножками по асфальту.

Послевкусие и послесловие

Все. Курс обучения навыкам езды на мотоцикле пройден. Александра признается, что немного устала за пять дней, но зато получила бесценный опыт. Впрочем, героиня не отрицает, что на этом ее история отношений с мотоциклами может закончиться.

— Не скажу, что я прямо воспылала желанием сесть на мотоцикл. Я, как минимум, теперь понимаю, насколько это опасное средство передвижения. Но не исключаю, что в будущем все же буду ездить, пусть не постоянно. Честно говоря, не думала, что у меня получится, — призналась Александра.

Дмитрий Евхименко убежден, что научить ездить на мотоцикле можно практически любого. Проблема может быть только в том случае, если у ученика где-то в глубине души кроется какой-то страх, например, кто-то из близких или друзей попадал в ДТП. Есть и, можно сказать, возрастной ценз, когда человек уже плохо усваивает какую-то новую информацию.

— Впрочем, некоторым я говорю «нет». Не потому что вижу, что они не могут научиться. Как раз наоборот. Человек может уметь хорошо ездить, но некоторые не отдают себе отчета в своих действиях. Должен быть либо стопроцентный контроль, либо мы не занимаемся вообще. Никаких бзиков за рулем мотоцикла быть не может. Не допускается.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector