3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отличие слалома от гигантского слалома. Изучение техники слалома-гиганта

Виды горнолыжного спорта

Соревнования в горнолыжном спорте проводятся по следующим видам: слалому, слалому-гиганту, супергиганту, скоростному спуску и специальному скоростному спуску. Кроме того, горнолыжники соревнуются по двоеборью (слалом—скоростной спуск и слалом-гигант — скоростной спуск), по троеборью (слалом — слалом-гигант — скоростной спуск) и по параллельному слалому. Спортсмены выступают на различных трассах без предварительного их опробования (кроме состязаний по скоростному спуску).

Слалом — спуск с горы на скорость с прохождением расставленных на склоне искусственных препятствий в виде ворот, обозначенных флагами. Перепад высот и длина трассы у мужчин соответственно не менее 150 и 450 метров, у женщин — 130 и 400. Снег на склоне должен быть утрамбован. Всегда размечают две трассы, на которых устанавливаются в различной комбинации ворота и фигуры. В среднем через каждые 10 метров трассы устанавливают ворота шириной 3,2—4 метра. Минимальное расстояние между двумя воротами—0,75 метра, максимальное — 15. Ворота состоят из двух древков одного цвета — голубого или красного. Цвет ворот чередуют.

Результат спортсмена и его место в соревнованиях определяются по сумме времени прохождения двух трасс. Порядок старта определяют жеребьевкой внутри групп. Для распределения участников по группам используют классификационные списки, в которых указывается количество очков, определяющее уровень мастерства горнолыжника. Число участников в каждой группе не должно превышать 15. Спортсмены сильнейшей группы стартуют первыми. Порядок старта в первой и второй попытках определяется правилами и положением о соревнованиях.

Слалом является прикладным видом спорта. Он развивает у лыжника навыки, необходимые ему при движении по пересеченной и горной местности в спортивных, бытовых или военных условиях.

Слалом-гигант — спуск с горы на скорость с преодолением ворот, но, в отличие от слалома перепад высот должен быть не менее 250 метров, длина трассы — не менее 1000 метров и с более редкой расстановкой ворот. Соревнования проводятся на двух трассах.

На трассах слалома-гиганта устанавливают ворота из двойных древков с флагами (0,75X0,50 метра). Ширина ворот — 4—8 метров, количество—не менее 30. Для закрытых ворот флаг имеет ширину 0,3 метра. Цвета ворот чередуются — красные, голубые, желательно с белой диагональной полосой. Результат определяют по сумме времени двух попыток. Порядок старта такой же, как и в слаломе.

Трассы соревнований выбирают на склонах с разнообразным рельефом (буграми, спадами, контруклонами) с таким расчетом, чтобы средняя скорость для мужчин составляла 60—65 км/ч, а для женщин — 50—55 км/ч.

Руководство ФИС для повышения интереса горнолыжников к многоборью ввело в соревнования на Кубок мира новый вид — супергигант, в котором соединены элементы слалома-гиганта и скоростного спуска. Состязания проводятся на одной трассе. Трасса протяженностью 2,5—3 километра должна иметь перепад высот 500—600 метров, проходить по пересеченной местности, включать в себя почти все технические сложности гигантского слалома и скорости почти как в скоростном спуске. Сильнейшие горнолыжники мира скептически отнеслись к новому виду соревнований. «Это адский вид, который может выдержать только робот с железными ногами» — так сказали о супергиганте лучшие горнолыжники Австрии и Канады. И тем не менее с 1987 г. супергигант вошел в программу чемпионатов мира.

Впервые соревнования по супергиганту были проведены в 1983 г. в курортном местечке Италии Мадонна де Кампильо. Победителем стал итальянец М. Маир. Наши горнолыжники показали довольно посредственные результаты. Так, А. Жиров занял 31-е место, А. Кострома — 49-е, В. Андреев — 52-е, В. Макеев —58-е, И. Юдин —64-е.

Успеха в супергиганте обычно добиваются те горнолыжники, которые показывают высокие результаты в слаломе и скоростном спуске.

Олимпийская дисциплина гигантский слалом — что это, история, техника, знаменитые трассы, снаряжение

Гигантский слалом это одна из спортивных горнолыжных дисциплин, входящая в программу Олимпийских игр. В этом соревновании лыжники должны спуститься по трассе с разнообразным рельефом, пройдя через серию синих и красных ворот, расположенных вдоль, поперек и диагонально относительно трассы. Спуск происходит на огромной скорости около 80 км/час.

Дисциплина гигантский слалом или просто «гигант», благодаря своим характеристикам — скорости, маневренности, легкости, силе и выносливости спортсменов — считается наиболее полной среди горнолыжных дисциплин. По этой причине горнолыжники-слаломисты могут выступать в соревнованиях и по специальному слалому и по супергиганту. Однако многие спортсмены предпочитают концентрироваться только на этой спортивной дисциплине.

История возникновения

Слово «слалом» имеет норвежское происхождение и означает «след на горе». Никто не знает, когда первый раз люди попробовали спуститься по снегу на лыжах. Существуют скальные рисунки, изображающие такие сцены, возраст которых около 7000 лет. В 1905 году в Лилиенфельде прошли соревнования, напоминающие слалом.

Первое международное соревнование по этой дисциплине прошло 20 января 1935 году в Италии в городке Моттароне (Mottarone) региона Пьемонте (Piemonte) можно сказать случайно. В тот день в программе стояло соревнование по свободному спуску, но по причине недостатка снега комиссар-устроитель гонок принял решение установить на спуске ворота, по конфигурации и радиусу практически такие же, как и в наши дни, чтобы «растянуть» лыжников на трассе. Поскольку трасса была длиной только 1,5 км, было проведено два заезда.

Читать еще:  Как смазывать амортизаторы. Скрипит задний амортизатор на велосипеде: что делать? Что использовать для смазки велосипеда

Гигантский слалом вошел в Международную Федерацию лыжного спорта (FIS) в 50-х годах прошлого века; до того времени существовали только две горнолыжные дисциплины: свободный спуск и слалом (специальный). Гигантский слалом был добавлен в программу Мундиаля в 1950 году и в соревнования на Зимней Олимпиаде 1952 года. Соревнования же на Кубок мира по гигантскому слалому стали проходить, начиная с 1966/67 годов, когда FIS создало систему соревнований на Кубок мира по горнолыжным видам спорта.

Как проходят соревнования

Обычно соревнование по гигантскому слалому состоит из двух заездов на двух трассах; побеждает тот, кто показал наименьшее время, которое складывается из результатов обоих спусков. К тому же лыжник должен обязательно пройти через все ворота.

Уок, уок, уок — это звук гигантского слалома, звук, который слышен при сбивании древков, когда лыжник проезжает сквозь ворота. Этот звук может привести в восторг, а может напугать.

Слаломисты одеты в настоящие доспехи, как воины перед боем, но это сравнение приходит на ум, только глядя на внешний вид спортсменов. На самом деле слалом больше похож на танец. Ведь ворота расположены по-разному: они бывают закрытыми, когда стоят вертикально вдоль трассы, открытыми, когда расположены горизонтально и косыми, когда находятся под углом к трассе. Спортсмен должен пройти их все, иначе дисквалификация! Так как это соревнование на скорость, то слаломисты стараются пройти дистанцию как можно ближе к флагам, в то же время избегая опасности запутаться в древках. Это настоящий миллиметраж, хирургическая операция!

Слаломистам просто необходимо быть отлично натренированными и физически сильными. Весь спуск проходит на полусогнутых ногах и наклоненном корпусе. И чем больше скорость, тем больше наклон. Важно вовремя и правильно переносить вес тела при переходе с одного поворота на другой. Это умение приходит после многочисленных спусков.

В соревнованиях на Кубки мира во второй этап проходят только 30 лучших спортсменов из прошедших классификацию в первом этапе. В других соревнованиях FIS по гигантскому слалому ко второму этапу допускаются все участники, в некоторых соревнованиях есть только один заезд.

Повороты на трассе с углом наклона 11 — 15 градусов происходят каждые 250-400 метров в соревнованиях среди женщин и 250-450 метров среди мужчин. Ширина ворот от 4-х до 8-ми метров при расстоянии между ними минимум 10 метров. Время спуска занимает от 1.05 до 1.30 минуты со скоростью 60-80 км/час.

Какая разница между гигантским и специальным слаломом

Исторически гигантский слалом развился и эволюционировал из специального. Они оба представляют собой технические дисциплины в горнолыжном катании, в то время как свободный спуск и супергигант являются скоростными дисциплинами.

Скорости в гигантском слаломе больше, чем в специальном из-за особенностей расположения ворот на трассе. В «гиганте» они отстоят на большем расстоянии друг от друга и шире, так что лыжники делают более широкие повороты, без потери скорости. Сами ворота тоже имеют разницу. На трассах слалома-гиганта каждые ворота имеют двойные столбы, связанные между собой флажками разного цвета. В специальном слаломе столбы у ворот одиночные и без флажков.

Разница есть и в снаряжении. Лыжи для «гиганта» длиннее — 190/195 см для мужчин и 183/188 см для женщин — в соревнованиях на Кубки мира, и более мягкие по сравнению со специальным слаломом. По другим своим характеристикам лыжи для гигантского слалома имеют минимальный радиус кривизны для того, чтобы повороты не проходились чересчур легко. Что касается лыжных палок, то в гиганте используются те, что имеют изгиб, (в специальном прямые).

Как уже было сказано выше, экипировка слаломиста по внешнему виду напоминает доспехи воина. Это потому, что под комбинезон они надевают пластиковую защиту:

Защитные щитки из карбона или пластика закрепляются и сверху комбинезона. Они предохраняют и самого спортсмена и комбинезон от изнашивания.

Комбинезон для слалома особенный — он должен быть из эластичного материала и облегать тело максимально для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха при спуске, а следовательно увеличить скорость.

Для того, чтобы не замерзнуть, материал должен быть не продуваемым или продуваемым только в определенных местах. Для этого перед соревнованием комбинезон отдают специально обученному человеку, который с помощью специального оборудования установит продуваемость в 5-ти точках и поставит металлическую пломбу с индивидуальным номером в районе голени, что значит, что спортсмен в этом костюме может участвовать в соревнованиях. В комбинезоне также есть поролоновые вставки для защиты от падений.

Для слалома можно использовать не только комбинезон, но и лыжный костюм. Брюки в нем высокие, с защитной вставкой для спины.

Заклон как неотъемлемая часть современной техники слалома — гиганта

Выполнение чистых резанных поворотов слалома-гиганта это то, к чему стремились спортсмены и тренеры в течение двух последних десятилетий. Общеизвестно, что для резания дуги поворота лыжник должен поставить лыжу на кант путем выполнения последовательности технических элементов, обычно называемой закантовкой. Также не секрет, что закантовка может быть выполнена как путем ангуляции колена и бедра, так и путем заклона тела. Тем не менее, что позволяет выполнить поворот гиганта наилучшим образом было и остается не совсем понятным.

Когда использовать перечисленные элементы, и в какой комбинации? Какая техника наиболее эффективна и в конечном счете создает наивысшую скорость? Я попытаюсь ответить на эти вопросы, фокусируясь на одном из ключевых элементов техники – заклоне тела.

Читать еще:  Как научить малыша кататься на велосипеде. Да здравствует лето: учим ребёнка ездить на двухколёсном велосипеде

Определение

Что такое заклон? Это отклонение тела лыжника от его вертикальной оси. Говоря простыми словами, это движение всего тела вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота, как показано на рисунке 1.

Чем же заклон отличается от наклона всего тела(включая и верх корпуса) или просто «заваливания внутрь», что считается грубой технической ошибкой?

Граница между этими, по виду схожими движениями, весьма нечеткая и лишь один нюанс действительно создает значительное отличие. При заклоне спортсмен держит бедра и плечи выровненными (как показано красными линиями на рис1). Бедра остаются почти в одном плане с лыжами в начале поворота(напрвлены туда же куда и носки лыж), и слегка «открываются» (разворачиваются) при пересечении линии падения склона, помогая поддерживать сцепление канта со снегом. (Более детально это показано на фотографиях ниже)

Угол закантовки лыжи создается в основном за счет распрямлённой внешней ноги практически без ангуляции колена (минимальная ангуляция колена иногда используется, но не для создания угла закантовки а лишь для его точного контроля). Даже незначительное запрокидывание плеч внутрь может вызвать перенос бoльшего веса на внутреннюю лыжу в начале поворота, что приведет к проскальзыванию. Несколько бoльший необходимого заклон, или выполнение его слишком резко приведет к падению внутрь поворота. Заклон, выполненный своевременно и чётко – это искусство, для мастерского овладения которым требуются годы. Чтобы понять, почему этот элемент появился и стал одной из важных составляющих современной техники гиганта, необходимо внимательно рассмотреть основы этой дисциплины.

Гигантский слалом на любом уровне имеет одну цель — скорость. Существует множество факторов, влияющих на среднюю скорость спортсмена на трассе. Многие спортсмены и тренеры задаются вопросом о том, что же производит наибольшую скорость. Я беру за основу весьма простой подход к спортивному катанию, рассматривая скорость спортсмена на трассе как результат взаимодействия двух ключевых факторов:

  • траектории спуска и
  • чистоты резания дуги поворотов

Можно задаться вопросом – как скорость зависит от этих двух факторов? Ответ прост: спортсмен, который может резать повороты наиболее чисто, удерживая при этом наиболее плотную траекторию по всей трассе, будет иметь наибольшую скорость. Поэтому все технические элементы гигантского слалома, включая и технику закантовки, должны быть направлены на достижение эффективной траектории спуска и чистого резания поворотов. Физика процесса тоже весьма проста – спортсмен, режущий повороты по самой плотной траектории, проводит свой центр масс по более прямому и короткому пути от старта до финиша. Хотя одно это дает существенный выигрыш во времени, есть и другие преимущества заклона. Для лучшего их понимания мы должны рассмотреть более подробно физику поворота.

Физика заклона

Физика заклона наглядно проиллюстрирована на рисунке 2:

Рассмотрим следующую гипотетическую ситуацию:

Для созданиия угла закантовки a спортсмен «A» использует в основном ангуляцию колена, а спортсмен «B» создает такой же угол закантовки a путем заклона с выпрямленной внешней ногой.

Не смотря на то, что углы закантовки равны, расстояния на которые выводятся лыжи из-под центра масс различны.

Очевидно, что Rb > Ra.

Теперь давайте рассмотрим эмпирическую формулу: I = M x V(R) **

Она обозначает следующее:

Импульс (Энергия), которую лыжы получают в повороте, равна произведению момента инерции и скорости. Скорость движения лыж прямо пропорциональна радиусу (смещению ). Иными словами для заданной массы, чем дальше части этой массы располагаются от оси вращения (поворота), тем больше будет энергия (импульс) создваемая при вращении(повороте).

Этого весьма примитивного приближённого объяснения (не претендующего на научность) вполне достаточно для понимания необходимости применения заклона в повороте. Поэтому, основываясь на вышесказанном, спортсмен « B» на этом рисунке создаст больше энергии путем заклона и смещения лыж дальше из-под своего тела, чем спортсмен « A», достигающий меньшего смещения ангуляцией колена. В большинстве ситуаций при выполнении поворотов, бoльший угол закантовки обеспечивает лучшую хватку кантов. Однако это верно лишь в определенных пределах. Для каждой скорости и радиуса поворота существует критический угол закантовки, после превышения которого лыжа уже не держит. Чрезмерная закантовка в начальной стадии поворота вызовет раннее «запирание канта» — глубокое врезание канта в снег под углом близким или превосходящим критический. Это всегда вызывает торможение. Правильно выполненный заклон позволяет спортсмену плавно и постепенно увеличивать угол закантовки в первой половине поворота без преждевременного запирания канта и замедления. Все перечисленные выше преимущества заклона вступают в игру только при правильном его исполнении.

Что же необходимо для эффективного заклона, и как он связан с другими элементами техники?

Технические основы заклона

Как и любой другой элемент современной техники, заклон основывается на ряде фундаментальных компонентов, выполняемых в следующем порядке:

В определенной степени игнорируемый и часто считающийся ненужным в Гигантском слаломе, укол палкой по-прежнему остается существенным и используется большинством спортсменов на Кубке Мира в законченных поворотах на крутых участках трассы. Здесь показан укол палкой в исполнении Фредрика Ниберга. Укол палкой обеспечивает инициацию движения распрямления, а так же содействует последующему продвижению центра масс вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота .

Это понятие относится в основном к распрямлению «новой» внешней ноги, которая была слегка согнута при завершении предыдущего поворота. Не смотря на то что ноги распрямлены, ни бедра ни коленные суставы не распрямлены полностью до стадии закрепощения, как демонстрируют Майкл Вон Грюниген и Фредрик Ниберг ниже.Распрямление внешней ноги необходимо для выполнения правильного заклона и достижения достаточного смещения лыж , как показано на рис. 1 и 2 (выше).

Читать еще:  Полезно ходить по лестнице. Ходьба по лестнице для похудения: польза и отзывы

Под этим понятием имеется ввиду движение центра масс в направлении будущего поворота. В современном слаломе-гиганте высокого уровня распрямление и смещение неразделимы и выполняются почти одновременно, обеспечивая движение центра масс вперед и внутрь в фазе сопряжения поворотов.

Комбинация распрямления и продвижения позволяет спортсмену начать новый поворот в положении правильного заклона с выровненными бедрами/плечами и распрямленной внешней ногой как демонстрируют Вон Грюниген и Рэйнер Сальцгебер Распрямление/продвижение обеспечивает плавное движение центра масс. Это может быть так же описано как пересечение-над (Центр масс проходит над лыжами) или пересечение-под (лыжи проходят под телом). В современных «из дуги в дугу» поворотах гиганта оба типа пересекающих движений происходят практически одновременно и едва разделимы.

С целью условного разделения этих движений можно сказать, что в круглых законченных поворотах на крутых участках пересечение-над играет бOльшую роль, в то время как в отлогих поворотах на пологих участках трассыпересечение-под более выражено.

4. Динамическая ангуляция

Часто рассматриваемая как движение закантовки, ангуляция в действительности просто дополняет заклон. Она служит для поддержания сцепления кантов со склоном при возрастании сил во второй части поворота. Динамическая ангуляция не может быть выполнена эффективно, если начальный угол закантовки не создан заклоном с выровненными бедрами/плечами и распрямлённой внешней ногой. Для мощного выхода из поворота важно чтобы внешняя нога оставалась распрямленной почти до самого завершения дуги. Затем она слегка сгибается для совершения нового распрямления/продвижения (обычно инициируемого уколом палкой). Эти движения в свою очередь обеспечивают условия для эффективного заклона с последующей ангуляцией. Другими словами, весь технический цикл повторяется снова и снова на протяжении всей трассы слалома-гиганта.

Не смотря на то, что отработка техники заклона в свободном катании и на трассе не рассматривается в этой статье, хочу сказать, что понимание этого элемента современной техники может быть полезно не только тренерам и спортсменам но и любителям. Правильное выполнение заклона делает катание более динамичным и улучшает контроль на больших скоростях.

Наш ликбез: чем слалом отличается от слалома-гиганта?

Горнолыжный спорт на Сахалине является одним из самых популярных. К тому же он базовый для островного региона. С соревнований разного ранга островитяне возвращаются домой с медалями. Причем, блистают они как в супер-гиганте, так и в слаломе. А чем различаются эти дисциплины и какие есть еще?

Это скоростной спуск по крутому склону сквозь специальные ворота. Он требует филигранной техники и максимальной координации спортсмена. По международным стандартам на трассе установлено от 45 до 78 ворот. Расстояние между ними варьируются в промежутке от 75 см до 18 м. Перепад высот у мужчин обычно колеблется от 180 до 220 м, а в женских – от 140 до 200 м. Задача спортсменов – максимально быстро спуститься по трассе сквозь все ворота. По мнению многих, слалом — это самая зрелищная и динамичная дисциплина в горных лыжах. Только в этом сезоне в этапах Кубка России в слаломе побеждали сахалинцы Алексей Жилин, Леонид Трясов и Софья Матвеева.

Главное отличие этой дисциплины (она еще называется гигантский слалом) от слалома в количестве ворот, расстоянии между ними и перепадами высот. Обычно используется от 30 до 50 ворот на расстоянии не менее 10 м между ними. На мужской трассе перепад высот – от 250 до 450 м, а у женщин – от 250 до 400 м. Лидер островных горнолыжников Дмитрий Ульянов был чемпионом России в слаломе-гиганте, победителем Кубка Азии («Far East Cup»). В конце декабря 2017 года Александр Воронов первенствовал на этапе Кубка России.

Еще более скоростная дисциплина. Перепад высот на мужской и женской трассах одинаков — от 350 до 650 м. Количество ворот – от 30 до 60. Кроме того, при спуске необходимо выполнить не менее двух прыжков (иначе начисляются штрафные очки). Именно в супер-гиганте наибольших успехов добились Влада Буреева и Дмитрий Ульянов.

Это максимально быстрое движение по крутому склону. У мужчин перепад высот составляет от 550 до 1100 м, у женщин – от 450 до 800 м. А длина трассы – до 3 км. На Сахалине этот вид практически не развивается, так как у нас нет трасс подходящей длины. Хотя, все равно наши земляки не остаются без наград престижных соревнований. К примеру, Дмитрий Ульянов в свое время был победителем первенства России среди юниоров в Саяногорске.

Сочетание двух видов спуска. Обычно это скоростной спуск и слалом. Но, так как на Сахалине нет условий для скоростного спуска, то на областных состязаниях объединяют слалом и супер-гигант. В январе 2018 года Влада Буреева заняла третье место на этапе Кубка Азии («Far East Cup»), а в декабре 2017 года Софья Матвеева показала второй результат на этапе Кубка России.

Это параллельный слалом и ски-кросс. Первый из них относится к горнолыжному спорту, а второй – к фристайлу. В параллельном слаломе два горнолыжника стартуют на двух параллельных трассах примерно одинаковой сложности. После небольшого перерыва спортсмены меняются трассами. Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение обеих трасс. А в ски-кроссе трассу, изобилующую разнообразными препятствиями и трамплинами, одновременно проходят четыре участника. Пока подобной трассы на Сахалине нет. Но, возможно, она все-таки появится?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector