2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Extruded скользящая поверхность. Механическая подготовка скользящей поверхности беговых лыж

Extruded скользящая поверхность. Механическая подготовка скользящей поверхности беговых лыж

Скользящая поверхность современных беговых лыж изготовляется из синтезированного полиэтилена сверхвысокого молекулярного веса (High Performance Polyethylene – HPPE). Этот термопластичный материал применяется в промышленности в тех случаях, когда требуется малое трение и высокая устойчивость к истиранию. Общепринятое название материала – P-Tex. Он изготавливается путем прессования измельченных частиц полиэтилена под высоким давлением с образованием кристаллической решетки с аморфными зонами, заполненными полимерами более низкой плотности или специальными наполнителями. Сам по себе HPPE не имеет пористой структуры и не впитывает лыжную смазку, однако под воздействием высокой температуры мазь проникает в аморфные зоны и удерживается там. В большинстве случаев воздействия температуры 110°С достаточно для того, чтобы мазь впиталась в структуру материала P-Tex. Другим способом впитывания мази внутрь пластика P-Tex является длительное термическое воздействие при более низкой температуре в специальных термических камерах.

С физической точки зрения такая обработка позволяет изменить твердость поверхности материала в соответствии с формой и агрессивностью снежных кристаллов. С химической точки зрения лыжная смазка изменяет водоотталкивающие свойства скользящей поверхности за счет изменения сил поверхностного натяжения, а также обеспечивает ее смазку, уменьшая тем самым силу трения. Добавки, входящие в состав лыжных мазей, такие как фтористые компоненты, графит и молибден, дают дополнительные преимущества для достижения высокого качества скольжения.

Смазка, впитавшаяся в скользящую поверхность, удерживается в ней в течение достаточно длительного времени. Поврежденная скользящая поверхность в значительной степени теряет способность впитывать мазь. Это может быть вызвано различными причинами. Перегрев скользящей поверхности под воздействием слишком сильно нагретого утюга приводит к плавлению кристаллической решетки, что закрывает мази доступ в аморфные зоны. При длительном контакте с открытым воздухом поверхность материала затвердевает, что также уменьшает его абсорбционные свойства. Частицы грязи, осаждающиеся на скользящей поверхности, также перекрывают доступ смазки в аморфные зоны.

Полиэтилен сверхвысокого молекулярного веса (HPPE), в принципе, не подвержен химическому окислению под воздействием кислорода воздуха, однако мы говорим об «окислившейся» скользящей поверхности, имея в виду белесый налет, образующийся на ней в результате механического износа материала при недостатке смазки. Терминологически это не совсем правильно, тем не менее, это выражение прочно вошло в лексикон лыжников и сервисменов. Такое повреждение практически неизбежно в процессе длительной эксплуатации лыж, как бы тщательно мы за ними не ухаживали.

Уход за скользящей поверхностью.

Основное правило при уходе за лыжами – не навредить. Скользящая поверхность теряет свои свойства при длительном контакте несмазанной лыжи с открытым воздухом. Смазка позволяет предотвратить этот процесс, увеличивая тем самым срок ее жизни. Однако гораздо больший вред может нанести неправильное обращение с лыжами в процессе их смазки. Лыжи очень чувствительны к перегреву, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, при прямом контакте утюга, нагретого до температуры свыше 130°С, со скользящей поверхностью, полиэтилен НРРЕ начинает плавиться, что приводит к так называемому «ожогу», то есть, возникновению уплотнений, сквозь которые мазь не может проникать внутрь. Но механическая конструкция лыжи подвергается опасности при нагревании и до значительно более низкой температуры. Уже при 70°С клей, которым соединены различные детали лыж, теряет свою прочность, и лыжи могут подвергнуться механической деформации. До этой температуры лыжи могут прогреваться при длительном контакте с нагретым утюгом в процессе нанесения смазки.

Самым эффективным способом борьбы с таким перегревом является соблюдение основных правил безопасности: нагревать утюг до температуры, указанной на упаковке мази, и передвигать его по скользящей поверхности движениями от носка к пятке, а не вперед-назад. Как правило, двух-трех проходов от носка к пятке достаточно при нанесении любого типа мази. Если по каким-то причинам требуется продолжить подготовку лыж с помощью горячего утюга, лыжи необходимо остудить до комнатной температуры, прежде чем возобновить процесс.

Насыщение.

Для того чтобы обеспечить устойчивость смазки, необходимо как следует насытить скользящую поверхность парафином. Житейская мудрость подсказывает, что необходимо впитать парафин в скользящую поверхность как можно больше раз, чтобы полностью ее насытить. На самом деле это миф, возникший, по-видимому, в те времена, когда после нанесения структуры с помощью шлифовального камня действительно требовалась многократная обработка с целью доводки скользящей поверхности до идеально гладкого состояния. В действительности, значение имела лишь многократная и тщательная механическая обработка лыж с целью удаления неровностей структуры, волосков полиэтилена и заусенцев, возникавших под воздействием абразивного шлифовального камня. Современные станки значительно бережнее обращаются с лыжей, поэтому уже спустя пару часов работы скользящую поверхность можно довести до практически идеального состояния. Что касается насыщения ее парафином, то для этого вполне достаточно нанесения пяти слоев мягкого грунтового парафина, который при сравнительно низкой температуре достаточно легко проникает внутрь пластика P-Tex.

Последующая обработка уже не позволяет мази проникнуть глубже.

Кондиционирование

Мягкий грунтовый парафин сравнительно легко проникает вглубь скользящей поверхности, но также легко и выходит наружу. Для того чтобы обеспечить лучшую износостойкость смазки, необходимо поверх мягкого грунтового нанести более твердый парафин. Он не проникает глубоко внутрь скользящей поверхности, однако он сплавляется с мягким грунтовым и в итоге проникает глубже, чем в том случае, если бы он был нанесен сам по себе.

Уход за скользящей поверхностью

В процессе катания парафин постепенно стирается, тем не менее, скользящие свойства лыжи сохраняются за счет постоянного выхода парафина из глубины пластика наружу. Этот процесс обеспечивает постоянную смазку, но одновременно это означает, что лыжи необходимо смазывать по мере износа смазки. Если лыжи постоянно смазывать только одним типом мази (только мягкими или только твердыми парафинами), то устойчивость смазки будет раз от раза ухудшаться (в особенности, если применялись только мягкие парафины). Лыжи для холодной погоды, как правило, смазываются только холодными парафинами, но их следует время от времени очищать горячим способом, насыщать мягким грунтовым парафином и кондиционировать с помощью твердого парафина, как было сказано выше. При очистке горячим способом парафин следует снимать сразу же после нанесения, пока он не застыл. Хорошим альтернативным способом очистки скользящей поверхности является применение современных растворителей-смывок для фтористых мазей скольжения (но ни в коем случае не смывок для мазей держания!).

Термокамеры

С помощью термокамеры можно добиться исключительно высокой степени насыщения скользящей поверхности грунтовым парафином. Механизм абсорбции парафина в термокамере отличается от абсорбции с помощью нагретого утюга. При абсорбции с помощью утюга решающую роль играет возникающий при этом температурный градиент. Здесь важно прогреть скользящую поверхность до такой температуры, при которой смазка будет быстро впитываться внутрь вследствие разности температуры между внешней и внутренней частями скользящей поверхности. В термокамере температурный градиент отсутствует, вся лыжа прогревается до постоянной температуры, при которой парафин находится в размягченном состоянии. Поэтому он впитывается медленно, и чем больше время экспозиции, тем больше парафина впитается вглубь скользящей поверхности. Однако и здесь нужно соблюдать меру, поскольку нет особой необходимости в том, чтобы парафин впитался в большем количестве, чем это действительно необходимо, ведь роль грунтового парафина состоит в лишь том, чтобы в дальнейшем он впитывал в себя смазку по погоде, обеспечивая устойчивость этой смазки и сокращая время на подготовку лыж.

Восстановление повреждений.

В процессе эксплуатации скользящая поверхность неизбежно повреждается. Наименьшим злом здесь являются мелкие царапины и другие незначительные повреждения, возникающие вследствие механического износа при обычной эксплуатации. Многие лыжники приносят свои лыжи для обработки на станке из-за «ужасных», по их мнению, царапин, которые, на самом деле, иногда даже трудно разглядеть невооруженным глазом. Часто лыжники жалуются на то, что скользящая поверхность лыжи, по их мнению, стала недостаточно ровной, «пошла винтом». Такие деформации со временем действительно возникают, отчасти из-за «механической усталости» конструкции лыжи под воздействием нагрузки, но в большей степени из-за неправильного обращения, чаще всего, из-за перегрева лыжи при смазке. На самом деле небольшие деформации не так уж сильно влияют на качество скольжения. Хорошего скольжения можно добиться и в тех случаях, когда скользящая поверхность не лежит идеально в горизонтальной плоскости.

Читать еще:  Самый жестокий вид боевых искусств. Почему джиу-джитсу одно из лучших боевых искусств? Калари Паятту, Индия

Очень часто лыжники озабочены тем, что на поверхности появляются «окисленные» или «сухие» участки. Скользящая поверхность покрывается белесоватым налетом, особенно в тех местах, где лыжа оказывает наибольшее давление на снег. Чаще всего подобное явление возникает после катания по жестким трассам (лед, искусственный или агрессивный снег). Это происходит вследствие того, что более мягкие зоны истираются, а более жесткие волокна полиэтилена концентрируются на скользящей поверхности. Некоторые типы пластика подвержены этому в большей степени, другие – в меньшей, но все это совсем не обязательно указывает на то, что пластик скользящей поверхности начинает терять свои свойства. В таких случаях достаточно отциклевать скользящую поверхность и насытить ее грунтовым парафином.

Гораздо серьезнее дело обстоит в том случае, если парафиновая стружка, образующаяся при снятии мази скребком, приобретает черный цвет. Это может означать, что физическая структура материала скользящей поверхности начинает постепенно разрушаться, и наполнители (например, графит) выходят из аморфных зон во внешний слой материала. Причиной этого явления может стать перегрев скользящей поверхности при работе с нагретым утюгом, либо длительный контакт незащищенной лыжи с отрытым воздухом. Опять же, некоторые типы пластика подвержены этому в большей степени, а другие – в меньшей. Возможно, что насыщение пластика графитовым парафином позволит предотвратить дальнейшую деградацию пластика, но более правильным и надежным решением будет циклевка лыж или обработка на станке с нанесением новой структуры.

Механическая подготовка скользящей поверхности беговых лыж.

Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

Структура скользящей поверхности.
Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:

· очень гладкая, блестящая, как бы полированная

· оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением

· оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази

Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхность лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) называются «структурой». Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также разрывает поверхностное натяжение плёнок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основных группы:

1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15°С и ниже;

2. Средняя структура для промежуточного трения от -15°С до О°С;

3. Крупная структура для мокрого трения при 0°С и теплее.Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемости снега и содержанием свободной воды в снеге.

Структура, нанесенная вручную.
Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами. Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи — накатка. Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0.25 мм, 0.5 мм, 0.75 мм. 1,0 мм. 2.0 мм и 3.0 мм). Инструмент проводится от носка к хвосту лыжи (либо наоборот, в зависимости от конструкции накатки) с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности грядок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом для скругления острых кромок бороздок.
Структура, нанесенная шлифовальной машиной.
Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперёк рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создаёт на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу прижимают к шлифовальому камню и скорость, с которой лыжу проводят над камнем — вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. Более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.
После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остаётся мало или не остаётся совсем. Для того, чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог сплавиться при шлифовке.

Снятие ворса
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истёртого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Фибертекс разработан специально для снятия ворса. Наилучшие результаты даёт фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния. Для снятия ворса движения фибертексовой губкой могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом пройдите поверхность бронзовой щёткой несколько раз. Можно даже пройти щёткой и фибертексом несколько раз от хвоста к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом, который содержит более мягкий абразив.
Другой очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон — бритвенный скребок. Лёгкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Ожог поверхности (оксидированная скользящая поверхность)
Обычной неприятностью при катании по жёсткому снегу является так называемый «ожог поверхности». Он лучше всего виден на чёрных поверхностях. «Обожжённая» поверхность выглядит «сухой», но на самом деле то, что вы видите, это истёртые о жёсткий холодный снег, разлохмаченные полиэтиленовые волокна. В первой половине зимы, когда воздух и грунт холодные, а снега мало, шансы на повреждение поверхности в результате истирания наиболее высоки.
«Обожжённая» и оксидированная поверхности обрабатываются одинаково. Разумно снять истёртый слой бритвенным скребком или стальным скребком. Не забудьте заново нанести бороздки накаткой. Однако, если ожог или оксидирование «мягкое» (не сильное), возможно, будет достаточно только фибертекса. Насытьте поверхность горячим способом мягкой мазью. Чтобы снизить износ поверхности при этих условиях, в качестве верхнего слоя предпочтительнее использовать мази с синтетическими парафинами. Они могут быть использованы самостоятельно или в смеси с мазью, на одну ступень более тёплой.

Перед выходом на лыжню позаботьтесь о своих лыжах!

Прогресс не стоит на месте, и в наши дни каждый уважающий себя лыжник должен знать такие слова, как «парафин», «ускоритель» и «структура».
Необходимость смазки лыж определяется очевидным образом. Если они плохо скользят, к скользящей поверхности подлипает снег, а при движении создаётся впечатление, что вам кто-то наступает сзади на лыжи, то самое время задуматься о смазке.
Начнём с того, что по «правилам» лыжи необходимо готовить к каждому выходу на лыжню, хотя это и не обязательно. Но если вчера ваши лыжи скользили хорошо, а сегодня температура и влажность воздуха (и, соответственно, снега) изменились — это верный признак того, что стоит вспомнить, чем же мазали лыжи вчера, и внести коррективы. Если погода стоит болееменее ровная, снег хороший, а Вы — человек ленивый, то после обработки лыж хорошим парафином можно спокойно кататься 15-20 км, обычно столько держится парафин на скользящей поверхности лыж.
Иногда скользящая поверхность лыжи выглядит как будто бы «засохшей», покрытой каким-то белым «налётом». На самом деле это микроворсинки, торчащие из разлохмаченной кристаллами снега скользящей поверхности лыж. Такой «налёт» — отличный повод запарафинить лыжи, но старайтесь не допускать его появления, так во время окисления скользящая поверхность теряет драгоценный фтор, графит и другие примеси содержащиеся в ней. Кроме истирания, скользящая поверхность с нанесённым на неё парафином, подвержена ещё одному неприятному явлению — она отлично впитывает различную грязь, что хорошо видно, когда скользящая поверхность изначально имеет белый цвет, а потом начинает сереть (в настоящее время лыжи с белой скользящей поверхностью практически не выпускают, так как было уже замечено ранее в состав скользящей поверхности входят такие составляющие как фтор и графит придающие ей темный цвет). Дело в том, что полиэтилен, из которого изготовлена скользящая поверхность — материал пористый. Эти поры впитывают парафин, особенно при горячем нанесении, и помогают дольше его удерживать. Но в эти же поры проникает грязь. Поэтому перед нанесением свежего парафина следует почистить скользящую поверхность, удалив старый загрязнённый парафин. Кроме того, на подготовленную скользящую поверхность может наноситься так называемая структура — микроскопические продольные бороздки. При подготовке беговых лыж структуру можно нанести специальными накатками в домашних условиях, причём, шаг и глубина её бороздок определяется состоянием снега, а именно — размерами его кристаллов.
А теперь подробнее.

Читать еще:  Гоночная машина взрослая игра. Выбираем свой путь

Про скользящие поверхности беговых лыж.

Скользящая поверхность беговых лыж.

Сегодня поверхность беговых лыж делают из полиэтилена с высокой молекулярной массой (HPPE). Это вещество синтезируется искусственно и используется в местах, где нужно достичь небольшого трения и высокой стойкости к изнашиванию. Среди спортсменов этот материал носит название P-Tex.

Процесс изготовления материала следующий: под мощным прессом сдавливаются мельчайшие частицы полиэтилена. В результате такой обработки образуется кристаллическая решётка, которая содержит аморфные зоны. Данное пространство заполняется полимерами пониженной плотности или же специальными растворами. Материал HPPE сам по себе не может поглощать лыжную смазку. Однако при высокой температуре аморфные зоны заполняются и мазью и удерживают её там. В 90% случаев температуры утюга в 110°С достаточно для впитывания. Второй способ заключается в использовании специальных термо-камер, в которых происходит длительное воздействие при более низкой температуре.

С точки зрения физики подобный процесс может повлиять на плотность поверхности и придать ей нужную жесткость в зависимости от характеристик снежных кристаллов. Если же посмотреть на это воздействие со стороны химии, то смазка влияет на водоотталкивающие свойства материала за счёт изменения силы натяжения поверхности. При этом уменьшается сила трения. А дополнительные компоненты, которые входят в состав мази, обеспечивают отличное скольжение.

После впитывания мази, материал удерживает её достаточно долго. Однако помните, что повреждённая поверхность теряет эти свойства. Часто бывает так, что новички не замечают таких повреждений.

Это случается в следующих случаях:

  • Сильно нагретый утюг может расплавить поверхность и перекрыть мази доступ к аморфным зонам.
  • В случае продолжительного контакта поверхности с открытым воздухом она начинает грубеть и это ухудшает способность к абсорбции.
  • Грязь также может негативно воздействовать как на скольжение, так и на аморфные зоны.

Правильный уход за поверхностью скольжения.

Главное правило, которого должен придерживаться новичок при уходе за лыжами – «не сделай хуже». Скользящие свойства поверхности лыжи ухудшаются под воздействием воздуха. Лыжные мази разработаны для того, чтобы помешать этому процессу. Но при некорректном использовании смазки можно полностью испортить поверхность. Очень важно не превышать температурные показатели, которые рекомендуют производители. Так, в случае контакта поверхности с утюгом, разогретым до 135°С, структура HPPE начинает плавится. Этот процесс носит название «ожог». Физически на поверхности образуются уплотнения, которые впоследствии не пропускают мазь внутрь. Но уже при 70°С нужно вести себя очень аккуратно. При этой температуре клей, которым склеены части лыж, меняет свои свойства и при неосторожном обращении можно деформировать ту или иную деталь. Поэтому если у вас нет опыта в этом деле, то его нужно компенсировать предельной концентрацией.

Самая эффективная мера предосторожности – внимательное изучение инструкции мази и постоянное отслеживание температурного режима утюжка. Движения утюга следует производить плавно — от носка к пятке. Обычно, нескольких проходов хватает для нормального нанесения мази. Если же по той или иной причине необходимы дополнительные приготовления лыж с помощью нагретого утюга, то нужно выждать некоторое – чтобы поверхность остыла до комнатной температуры.

Эффект насыщения.

Для того, чтобы смазка хорошо держалась на поверхности необходимо добиться эффекта насыщения. Так говорят о моменте, когда поверхность в достаточной мере насытиться парафином. Некоторые считают, что для достижения такого эффекта самой эффективной методикой будет повторение процедуры смазки несколько раз. Однако на самом деле это не более, чем распространённое ошибочное убеждение. Оно идёт ещё с тех времён, когда структуру поверхности формировали с помощью шлифовального камня, когда действительно нужно было проводить многократную доводку. Только тут речь шла о механической обработке для удаления неровностей и заусениц, которые могут оставаться после шлифования камнем. Современные технологии уже не оставляют таких неровностей. И в итоге для насыщения скользящей поверхности достаточно пяти слоёв специального парафина, который даже при невысокой температуре проникает в структуру P-Tex.

Кондиционирование.

Мягкий парафин для грунтования поверхности достаточно легко входит в поверхность пластика. Но не стоит забывать, что и обратный процесс происходит с такой же легкостью. Для того, чтобы смазка нормально держалась, используют твердый парафин, который смешивается с мягким и обеспечивает итоговую стойкость конструкции.

Скользящая поверхность.

Через некоторое время, слой парафина внутри скользящей поверхности уменьшается. Но, не смотря на это, происходит постоянная подпитка за счёт того, что более глубокие слои пластика «отдают» парафин наружу. Но если не производить дополнительное смазывание перед катанием, то постепенно смазки не будет вообще. Если постоянно пользоваться одним и тем же типом мази, то устойчивость парафина будет заметно ухудшаться со временем (особенно, если применять исключительно мягкие смазки). Для катания при холодных погодных условиях используются твёрдые смазки. Но на длительном промежутке такой погоды необходимо иногда проводить горячую чистку и насыщение поверхности мягким парафином с последующим кондиционирование по описанному выше сценарию. Не забудьте сразу же после такой чистки снять остатки парафина, пока он не затвердел. Можно также воспользоваться специальным растворителем для парафинов скольжения (не перепутайте со смывкой мазей держания).

Термокамеры.

Хитрое устройство под названием термокамера предназначено для впитывания парафина при небольшой температуре нагрева. Это достигается за счёт длительности процесса – в камере поддерживается стабильный температурный режим, и недостаток тепла компенсируется боле долгим временем процедуры. Такие устройства идеально подходят для случаев, когда перегревать лыжи категорически противопоказано. Однако нужно чётко определить время впитывания – чрезмерная абсорбция может помешать кондиционированию и негативно повлиять на общее качество смазки.

Борьба с повреждениями.

Во время использования скользящая поверхность изнашивается. Это неизбежный процесс. И если вы видите несколько минимальных царапин, то не стоит по этому поводу бежать в мастерскую – такие незначительные повреждения не испортят вам процесс катания.
Иногда на лыже можно увидеть окислённое пятно. Этот участок отличается от остальной поверхности белёсым налётом. Такие симптомы наблюдаются после тяжелых трасс со льдом. Это бывает из-за того, что мягкая структура поверхности изнашивается, и в некоторых местах остаются исключительно жесткие волокна. В таком случае достаточно провести грамотное циклевание и смазку.

Более серьёзные симптомы повреждений внутренней структуры проявляются при тёмной парафиновой стружке в момент снятия мази. Это говорит о разрушении скользящей поверхности и выходе наполнителя, который и окрашивает стружку в тёмный цвет. Причинами могут быть как чрезмерное нагревание поверхности, так и долгое пребывание несмазанной лыжи на открытом воздухе. Тут может помочь нанесение новой структуры на специальном станке.

Структура скользящей поверхности лыжи

Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:
* очень гладкая, блестящая, как бы полированная
* оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
* оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази

Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхности лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются «структурой». Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также «разрывает» поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:
1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15,5 °С и ниже;
2. Средняя структура для промежуточного трения от -15,5 °С до 0,5 °С;
3. Крупная структура для мокрого трения при 0,5 °С и теплее.

Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемостью снега и содержанием свободной воды в снеге.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ До того, как воспользоваться новыми лыжами, следует проверить, чтобы у лыж не было фабричных дефектов. Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем, либо вручную, с использованием наждачной шкурки на тканевой основе. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ВРУЧНУЮ Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами.
К фабричным дефектам можно, например, отнести нервности скользящего покрытия, которые в дальнейшем трудно будет исправить циклом, различная толщина и, соответственно, жесткость лыж и др.

Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи — накатка наподобие Swix (Т401).Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0,25 мм, 0,75 мм, 1,0 мм, 2,0 мм и 3,0 мм). Инструмент проводится от носка к пятке лыжи с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка наподобие Swix Т79. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности бороздок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом (Т265) для «скругления» острых кромок бороздок.

Читать еще:  Основные правила катания на роликах. Как правильно кататься на роликах? Как сделать езду на роликах безопасной для ребенка? Правила безопасности во время катания на роликах

СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ШЛИФОВАЛЬНОЙ МАШИНОЙ Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперек рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создает на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу проводят над камнем — вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. В общем, более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.

В общем, структуры, созданные шлифовальной машиной, определяются как «кусочно-линейные».
Технология обработки лыж на специальной шлифовальной машине пришла в лыжные гонки из горнолыжного спорта, где поверхность лыж изнашивается очень быстро, а циклевать горные лыжи практически невозможно по причине наличия у горных лыж металлических кантов. При шлифовке на машине снимается одинаковое количество материала и с металлических кантов, и с пластика поверхности.
Возможности применения шлифовки наждачным камнем в промышленных масштабах привели к тому, что производители гоночных лыж стали использовать шлифовку камнем для доводки скользящей поверхности производимых лыж. На сегодняшний день все западные фабрики -производители «равнинных» лыж — используют шлифовку камнем не только для элитных лыж, нс и для прогулочных — такова конкуренция. Кроме того, все мало-мальски серьезные магазины или пункты проката стали обзаводиться машинами для каменной шлифовки. Машины последнего поколения уже приспособлены для более «нежной» работы с гоночными лыжами. Таким образом, шлифовка наждачным камнем стала неотъемлемой частью индустрии гоночных лыж.

Что же представляет собой этот метод?
Схематично машина состоит из вращающегося наждачного камня большого диаметра, на который лыжа подается с равномерной скоростью расположенным сверху наждачного камня подпружиненным резиновым роликом. Наждачный камень вращается навстречу движению лыжи и снимает определенный слой пластика скользящей поверхности под струями охлаждающей и связывающей пыль волы.

На наждачном камне нанесены бороздки, которые при шлифовке переносятся на скользящую поверхность лыжи и образуют те или иные «структуры».
Наждачный камень высокого качества состоит из специальных острых минеральных кристаллов. При работе кристаллы выхолащиваются, и рисунок на камне время от времени должен освежаться. Рисунок на камне наносится алмазным резцом, равномерно двигающимся вдоль образующей цилиндрического камня. Скорость вращения камня и скорость подачи резца определяют параметры получаемого рисунка.
Когда резец движется медленно, на камне образуется мелкий рисунок, который наносит на лыжу мелкую структуру, более подходящую на новый мелкозернистый снег. Чем быстрее двигается резец, тем крупнее будет рисунок на камне и соответственно структура на лыже. Такая структура больше подойдет на грубый, мокрый, старый снег и лед. При движении алмазного резца в обе стороны вдоль поверхности шлифовального камня при нанесении на камень рисунка можно достичь решетчатой структуры на лыже. Если резец будет наносить рисунок лишь при движении в одну сторону, создадутся линейные структуры.

Раньше фабрики завершали цикл производства гоночных лыж шлифовкой наждачной лентой-«шкуркой» в виде замкнутых лент. Этот метод очень хорошо выравнивал поверхность вдоль лыжи, но поверхность оставалась неровной в поперечнике. Шлифовка лентой оставляла также очень много ворса на скользящей поверхности лыжи, поэтому скользящая поверхность требовала большой доводки.

Бесспорными преимуществами шлифовки камнем являются очень малое количество ворса и ровная скользящая поверхность в поперечнике лыжи. К недостаткам метода относятся: вероятность пережога пластика скользящей поверхности, «волна» на скользящей поверхности, «не та» структура.
На сегодня шлифовка наждачной лентой в производстве лыж является подготовительной операцией перед шлифовкой камнем.
Структура на лыжу наносится за несколько проходов. Если наждачный камень вращается слишком быстро или на подающий ролик оказывается слишком высокая вертикальная нагрузка, то пластик скользящей поверхности может быть «пережжен». Этого, правда, невооруженным глазом не увидишь, но можно определить по быстрому побелению скользящей поверхности лыжи в области пятки ботинка на сухом или «агрессивном» снегу или по тому, что при приплавлении парафинов на лыже остаются «сухие» пятна. Такую лыжу нужно циклевать или опять шлифовать. Качество каменной шлифовки зависит в большой степени от знаний и умений человека, производящего эту работу.

Национальными сборными командами шлифовка камнем используется очень широко, хотя предмет изучен еще достаточно слабо. Дело в том, что воспроизвести ту или иную «победную» структуру со 100-процентной точностью практически невозможно. Камень изнашивается, и меняется его диаметр, состав камня неоднородный, резец тупится, камень вращается с разными скоростями, лыжа подается тоже на разных скоростях и т.д., и т.п. Например, норвежский олимпийский комитет выделил 300.000 $ на исследование структур и создание лазерного сканера с компьютерным обеспечением, с помощью которого можно будет снимать «слепок» структуры скользящей поверхности. В шутку норвежцы говорят, что, установив его под лыжней, можно будет скопировать структуры, например, у всех стартующих в той или иной гонке Кубка мира.
Лыжники массового спорта готовы платить 40-70 $ за каменную шлифовку, что создает в мире ощутимый рынок таких услуг с оборотом примерно в 25 миллионов долларов в год.

В России машины для каменной шлифовки лыж есть только на некоторых фабриках. К сожалению, весьма в плачевном состоянии. Со временем услуга по каменной шлифовке горных и гоночных лыж появится и в России. Российскому пионеру шлифовки камнем предстоит инвестировать как минимум 10.000 $ в подержанную машину (с проведенным предпродажным сервисом и заменой всех изношенных деталей) или 15-20.000 — в новую.
На наш взгляд, шлифовка камнем скользящей поверхности гоночных лыж не является панацеей при решении проблемы скольжения. Лыжи, правильно подобранные по жесткости и распределению веса гонщика по лыже (профилю весового прогиба), — вот залог успеха. Если лыжа не скользила до шлифовки. Шанс, что она начнет работать после шлифовки, очень мал. Притом, что большинство отечественных лыжников имеет в своем арсенале лишь по 1-2 пары «боевых» лыж, хорошая стальная цикля, риллер-накатка, комплект хороших щеток и пара умелых рук являются неплохой альтернативой каменной шлифовке.

После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остается мало или не остается совсем. Для того чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог оплавиться при шлифовке.

СНЯТИЕ ВОРСА
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истертого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Наилучшие результаты дает фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния, например, фибертекс Swix Т265. Для снятия ворса движения фибертексовой губки могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом, пройдите поверхность бронзовой щеткой Swix Т158 несколько раз. Можно даже пройти щеткой и фибертексом несколько раз от пятки к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом Т266, который содержит более мягкий абразив.
Другой — очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон — бритвенный скребок Т89. Легкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом Т265 удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Скольжение молено улучшить, нанеся рисунки на поверхности лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются «структурой». Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также «разрывает» поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:
1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15,5 °С и ниже;
2. Средняя структура для промежуточного трения от -15,5 °С до 0,5 °С;
3. Крупная структура для мокрого трения при 0,5 °С и теплее.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector