0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знакомство с парапланом

Содержание

Знакомство с парапланом

Параплан является очень лёгким летательным аппаратом, в основе которого лежит лёгкий, но прочный материал и стропы. По внешним признакам этот летательный аппарат очень похож на парашют в виде крыла. Ещё бы, ведь именно он лёг в основу создания параплана. Конструкция параплана состоит из тканевого крыла, которое составляют два полотнища, и стропной системы. Именно последний элемент отвечает за сохранение необходимой формы всей конструкции.

Немного истории

Вы думаете, что параплан — это изобретение современности? Это мнение разбивается о многочисленные упоминания про похожие летательные аппараты, которые встречаются в древних документах. Пусть их конструкция только отдалённо напоминает современный дельтаплан, но суть остаётся одинаковой — человек летит подобно птице, ловя восходящие потоки воздуха, за счёт которых можно длительное время находиться в состоянии полёта.

Учёным пришлось немало потрудиться над созданием того параплана, к которому мы все привыкли. Изначально создавался парашют, который лёг в основу создания параплана.

В XII веке европейские учёные пытались создать такое летательное средство, благодаря которому человек мог летать подобно птицам. Многие разработки не принесли ожидаемых результатов и даже унесли немало жизней.

Неизвестно сколько ещё могло всё так продолжаться, если бы не Отто Лилиенталь, который стал ключевой фигурой в работе над созданием современного летательного аппарата. Его изобретение имело схожие черты с современными дельтапланами. Для работы Отто использовал ивовые прутья, хлопок и кожу. На этом летательном аппарате было совершено более двух тысяч удачных полётов.

Парашюты активно использовались для безопасности пилотов, и одновременно с этим они активно модернизировались с целью создания летательного аппарата. Парашют с рядом отверстий в области купола был управляемым. В дальнейшем появились парашюты с двумя оболочками, которые уже можно называть парапланом. В Европе зарождение парапланеризма пришлось на 1983 год, а в России первые модели этих летательных аппаратов появились в 90-е года прошлого столетия.

Особенности конструкции

Слово «параплан» создано на основе двух слов: парашют и планирование. Несмотря на общие корни между парапланом и парашютом, существует не так много внешних сходств. Да и назначение у этих летательных аппаратов совсем разное. Парашют используется для спасения пассажиров самолёта, мягкого спуска груза на землю. Параплан используется в качестве летательного аппарата подобно дельтаплану или планеру, что свидетельствует о возможности подняться на нём с суши в воздух.

Особенности конструкции этого летательного аппарата заключаются в следующих моментах:

  • множество секций;
  • крыло имеет форму эллипса;
  • большое количество тонких строп;
  • от нижней кромки параплана пилот находится на расстоянии 7–8 метров.

Совершая полёт на параплане, пилот снижается со скоростью всего метр в секунду.

Важным моментом, от которого зависит вся дальнейшая работа летательного устройства, является способность материала не пропускать воздух. Как только этот параметр снижается, можно серьёзно задуматься о покупке нового параплана. Ткань используется специальная, очень лёгкая, но плотная. Материал весит в два раза меньше, чем обычная бумага А4. В основе его создания лежит особая технология рипстоп.

Не менее важными являются стропы. Их толщина составляет всего 1 мм, но при этом выдерживать они могут вес, равный 50 кг. Способность растягиваться находится на минимальном уровне.

Купол имеет двойную конструкцию, которую составляют верхние и нижние полотнища. Они соединяются с поперечными составляющими купола, которые называются нервюрами. Эти элементы формируют профиль летательного аппарата. Чтобы параплан быстро наполнялся воздухом во всех отсеках, в нервюрах располагаются специальные отверстия, благодаря которым становится возможным свободное движение воздушных потоков во внутреннем пространстве крыла.

Парапланеризм

Осталось самое интересное — полёт на параплане. Это самая удивительная возможность, которая открывается перед современным человеком. Что может быть прекрасней свободного полёта подобно птице, который может длиться несколько часов. Одна из заветных фантазий человека осуществилась — он может летать.

Параплан открывает перед человеком много возможностей:

  • длительные полёты;
  • преодоление больших расстояний;
  • участие в соревнованиях;
  • выполнение акробатических трюков;
  • использование дополнительных элементов (парамотор, телега для группового планирования).

Распространённые вопросы

  1. Частая ошибка заключается в том, что параплан приравнивают к парашюту. Первый аппарат создан для длительного полёта с возможностью набирать высоту, а второй — для медленного падения.
  2. Полёт на параплане может осуществляться на той высоте, которую получится набрать. Превышать 4 тыс. км всё же не стоит ввиду нехватки кислорода на такой высоте.
  3. Длительность полёта парапланерист может регулировать самостоятельно, руководствуясь погодными условиями, находя восходящие потоки воздуха и опираясь на свои умения. Один полёт может длиться пять часов и более.
  4. Ограничений для занятия парапланеризмом нет. Даже детей можно увидеть под куполом. Но для абсолютных новичков настоятельно рекомендуется обратиться к инструктору, пройти несложный и относительно короткий курс обучения.
Читать еще:  Рафтинг в Grand Canyon

Перед современным человеком открываются огромные возможности для проведения активного отдыха и получения изрядной порции адреналина. Полёты на параплане — лучшее, что могло придумать человечество.

Выбор подходящего параплана — ответственное и непростое занятие. Разбираемся в характеристиках куполов.

Фанаты экстрима довольно часто используют парапланы. Эти изделия имеют простую конструкцию и способны поднять на большую высоту даже двух человек. Их можно даже сделать своими руками, следуя простым требованиям.

Полёты на параплане проходят высоко над поверхностью земли практически под облаками, поэтому вопрос, какое снаряжение необходимо для парапланеризма, очень важен, ведь от грамотного подбора и наличия всего необходимого зависит жизнь пилота.

Парапланеризм: стань дружелюбным привидением с мотором

Зародившийся в 40-х годах прошлого века, спорт, более известный во всем мире как параглайдинг, с каждым годом становится все популярнее, притягивая тысячи сторонников разных полов, возрастов и национальностей. Придя в Россию, он получил новое имя и новых последователей, ведь в нашей стране достаточно морских просторов и горных вершин, насладиться которыми полноценно можно лишь имея за спиной крылья… или параплан.

Знакомство с парапланом: где и как

Популярность этого развлечения достигла таких высот, что практически не осталось людей, не знакомых с парапланами. Покататься можно не только в специальных школах, но и на соревнованиях, молодежных сборах и музыкальных фестивалях. Владельцы этой нехитрой конструкции за небольшую плату с радостью поднимут вас над толпой и прокатят пару кругов.

Кстати, стоит учитывать, что чем масштабнее мероприятие, тем дороже обойдется короткий полет. Так, на российских музыкальных фестивалях 2012 года, стоимость десяти минут на параплане доходила до 50 $.

Для того чтобы прокатиться на параплане в качестве пассажира, не нужна никакая подготовка, достаточно лишь надеть шлем и тихо сидеть в кресле, наслаждаясь новыми ощущениями.

Начало обучения: выбираем школу и оборудование

Если за первым катание последовало второе, а затем пришла мысль «хочу сам», значит, небесная болезнь не прошла мимо, а вам стоит отправляться на поиски ближайшей летной школы. Несмотря на кажущуюся легкость управления парапланом и множество объявлений, обещающих «обучить за один день», стоит понимать, что поднимаясь в воздух, вы оказываетесь в крайне нестабильной ситуации, и ваша безопасность лишь в ваших руках. Поэтому, прочитав самоучители, например «Введение в параглайдинг» Зигмунта Френкеля не считайте себя гуру, а идите к опытным парапланеристам за советами и практикой.

В каждом крупном городе можно найти хороший клуб с возможностью проката оборудования и обучения. В Москве это клуб при МАИ и школа «Вектор», в Санкт-Петербурге ― клуб «Азарт». Эти школы ежегодно участвуют в соревнованиях, проводят тренинги и курсы.

Когда прокатный параплан утомит и захочется найти своего «верного товарища», отправляйтесь в магазин, предварительно ознакомившись с инструкцией.

Все парапланы делятся на четыре типа:

  • standard (подходит начинающим парапланеристам или тем, кто занимается исключительно ради удовольствия, прост в обращении, прощает начинающему пилоту многие ошибки);
  • performance (рассчитан на более опытных пилотов, налетавших не менее года);
  • competition (подойдет спортсменам и профессионалам, обладает отличными летными характеристиками, позволяет летать часами);
  • biplace (оборудован пассажирским креслом, из-за сложности конструкции управляется лишь инструктором).

Покупка параплана класса standard российского производителя обойдется минимум в 2000 $, в эту сумму будут включены купол, запасной парашют, подвесная система, шлем и прибор. Дополнительно стоит купить портативную рацию: во время занятия советы инструктора могут оказаться неоценимыми.

Выбирая между российским и импортным производителем, стоит отдать предпочтение первому. Причем не только из чувства патриотизма, но и потому, что при покупке всего комплекта в одной крупной компании вы получите не только солидную скидку, но и долгосрочную гарантию, что бывает весьма кстати.

Лучшей маркой в России является «ПарААвис», модели «Корвет» и «Танго-28» класса standard, они имеют все необходимые международные сертификаты и отлично зарекомендовали себя.

И последний совет: выбирая между новым аппаратом и б/у, никогда не рискуйте. Один прогнивший шов, на котором вы сэкономите 100 $, может привести к огромным расходам на лечение.

Быстрее, выше, сильнее: соревнования по парапланеризму

Несмотря на свое, прямо скажем, не античное происхождение, парапланеризм успел стать видом спорта, по которому проходят не только государственные соревнования, но и чемпионаты Европы и Мира, причем русские спортсмены активно участвуют в них и занимают призовые места. Начальные этапы соревнований проводятся на базах летных школ и клубов.

Достижения парапланеристов впечатляют: они поднимались на шесть километров в высоту, пролетали более 500 километров и развивали скорость свыше 50 км/ч.

Покоряем новые вершины: парапланеризм в разных странах

Параглайдинг популярен не только в России, так, например, большинство курортов Турции и Египта предлагают подобный отдых над морем, на Пхукете главной площадкой служит Mild Wind, и даже Гималаи стали осуществленной мечтой многих спортсменов.

Стоит отметить, что опыт параглайдинга за рубежом подходит лишь тем, кто уже совершил не менее 30–40 полетов на родной территории. Кроме того, там, как и здесь, о вашем полете всегда необходимо сообщать кому-то, кто сможет подстраховать вас и проконтролировать процесс.

И еще, если вы собираетесь покорять заграничные небеса, делайте это лишь на собственном параплане. Конечно, перевоз 15 килограммов багажа повысит стоимость перелета, но гарантирует вам спокойствие и безопасность.

Если вы еще помните, как летали в детских снах, значит, рутина взрослой жизни не окончательно охватила вас, и вы именно тот человек, который способен оценить полет на параплане и, возможно, стать одним из тех, кто парит выше птиц.

Парапланеризм. Оборудование и экипировка. Правда и вымысел

Человек издревле восхищался птицами, их умением летать и стремился подняться в небо с помощью различных устройств. Одним из них стал параплан. Парапланеризм — довольно экстремальный вид спорта. Не каждый осмелится сорваться с горного склона и взмыть к облакам в восходящем воздушном потоке. Но тот, кто отважился осуществить свою мечту, уже никогда не забудет чудесный пейзаж с высоты птичьего полета и свои ощущения от свободного парения.

Читать еще:  Как выбрать регулятор для дайвинга
Парапланеризм как вид спорта

И активного отдыха, в котором используется параплан — легкий летательный аппарат без двигателя. Он изготавливается по схеме «мягкое крыло» — из материала, не пропускающего воздух, в виде пары оболочек, соединенных нервюрами. В нервюрах имеются отверстия для циркуляции воздуха и его распределения по всему крылу. В передней части оболочки образована щель — воздухозаборник, через который происходит наполнение параплана. Снизу к крылу присоединены стропы, удерживающие подвесную систему с пассажиром.

Такую схему сконструировал Стив Снайдер в 1964 году. Так называемый парашют-крыло применялся спортсменами-лыжниками во Франции при спуске с горных вершин. Лишь спустя 10 лет параплан приобрел привычную нам конструкцию, претерпев множество модернизаций, которые касались как формы крыла, так и системы строп с подвеской.

В 1973 году британец Вальтер Ноймарк основал ассоциацию клубов парасцендирования, переименованную затем в ассоциацию дельта- и парапланеризма. А в 1985 году было выпущено первое «Руководство по парапланеризму», и в нем впервые полеты на мягком крыле получили название «парапланеризм». Первый неофициальный Чемпионат мира состоялся в 1987 году в Швейцарии, а первый официальный – в 1989 году в Австрии.

С тех пор состязания проводятся регулярно. Устанавливаются рекорды по скорости, длительности парения, дальности полета. Особое место занимает «акро» — воздушная акробатика, подразумевающая выполнение различных трюков. Правда, состязания по акробатике в нашей стране не проводятся.

Правда и вымысел о парапланеризме

  • «Параплан то же самое, что парашют. Это неверно». Парашют нужен для безопасного приземления и раскрывается в воздухе. А параплан — это аппарат, предназначенный для полета, взлет которого производится с поверхности земли. Его конструкция не рассчитана на раскрытие в полете. Но внешне эти устройства очень похожи друг на друга.
  • «Название «параплан» произошло от двух слов — «парашют» и «планирующий»». Единого мнения на это счет нет. Одни языковеды уверены, что слово «параплан» произошло от французского parapente («парящий над склоном»), а другие утверждают, что от английского paraplane («парашют-крыло»).
  • «Парапланеристы мешают авиаторам».И это правда. Парапланы, в особенности моторизованные, отличаются мобильностью, могут взлетать и приземляться из любого места. Вдобавок, они не видны на радаре самолета. Потому они в любой момент могут оказаться на пути самолета. В связи с этим парапланеризм запрещен в отдельных странах (в частности, в Германии). В других же на крыле аппарата пишется номер с целью установления пилота-нарушителя.
  • «Осваивать парапланеризм легче и быстрее, чем дельтапланеризм». Многие школы и клубы обещают выучить полетам на параплане за 5-7 дней, а на дельтаплане — за 10-15 дней. И у многих крепнет убеждение, что обучиться управлению парапланом легче, чем пилотированию на дельтаплане. Однако с учетом специфики каждого средства, а также равной вероятности возникновения нештатной ситуации в полете, на освоение управления и тем, и другим летательным аппаратом потребуется равное число часов и сил.
  • «Лучше всего учиться зимой — сугробы смягчают падения». Чаще всего учебные полеты имеют место как раз в зимнее время. Но не стоит забывать, что полеты на параплане недопустимы при морозе ниже 15 градусов. Такие температуры вызывают хрупкость оболочек крыла, в результате чего аппарат начинает разрушаться.

«Для взлета параплана подойдут те же места, что и для дельтаплана». Не факт. Есть места, которые парапланеристы обходят стороной — восходящие потоки здесь настолько сильные, что могут поднять высоко вверх даже не расправленное крыло, а ветер и турбулентность делают аппарат неуправляемым. Это создает огромный риск для жизни и здоровья пилота.

Оборудование и экипировка
Снаряжение парапланериста включает в себя:
  • Шлем.
  • Куртку и брюки (или комбез) из прочного материала.
  • Ботинки с прочной подошвой.
  • Перчатки.
Шлем

Сегодня производителями выпускается большое количество защитных шлемов для дельта- и парапланеризма. Они легкие и удобные за счет обтекаемой формы. Но приобретают их, как правило, профессиональные спортсмены, участвующие в состязаниях. Для обучения и полетов ради удовольствия могут использоваться шлемы для парашютов и даже для мотоциклов. Главное требование при этом — чтобы передняя часть шлема не препятствовала смотреть вверх.

Новички нередко стараются игнорировать шлем, утверждая, что в нем слишком жарко. Да и что может случиться в тихую, безветренную погоду. Возможно, ничего и не произойдет. Но если в нужное время на голове пилота не будет шлема, последствия могут стать весьма печальными. Поэтому опытные пилоты обязательно надевают шлем.

Важно и то, что в холодное время года шлем уберегает голову не только от увечья, но и от ветра.

Одежда

Для полетов рекомендуется надевать куртку и брюки либо же комбинезон из плотной, непродуваемой ткани. Их задача — защитить пилота при падении или неудачном приземлении. Летать с открытыми руками и ногами запрещается. Если в жару в такой одежде становится некомфортно, ее можно на время снять. Но перед полетом придется вновь одеться, если нет желания при случае «проехаться» на коленях по земле или повиснуть на колючих ветках.

В процессе учебы могут использоваться армейские или туристические хлопчатобумажные костюмы. Они легкие, прочные, недорогие, хорошо пропускают воздух, но при этом не продуваются. Подойдут и джинсовые костюмы. Главное условие — чтобы они были не слишком в обтяжку и не стесняли движений.

Можно сшить на заказ специальный комбинезон. Плюс такого способа в том, что можно выбрать цвет, фасон и расположить карманы по своему усмотрению.

А вот надевать синтетическую одежду нежелательно. Тело под ней не дышит, при подъеме в гору будет жарко, а при остановке и в полете — холодно. Подобные перепады температуры гарантируют простуду.

Обувь

Главное требование к обуви — прочная подошва, которая убережет ноги при падениях и посадках. Хорошо подойдут армейские ботинки — они высокие и надежно фиксируют голеностоп. Зимой в них не попадает снег, а летом — колючки, песок и мелкие камешки.

Кроссовки парапланеризм не одобряет, а кеды — вовсе запрещает. Тонкая и мягкая подошва кед не может уберечь конечности, да к тому же скользит по мокрой траве. При старте и посадке можно поскользнуться, подвернуть ногу или вообще оказаться «унесенным ветром».

Перчатки

Этот аксессуар не обязателен в применении, но с ними удобнее. Руки не будут мерзнуть на большой высоте, а также окажется защищены при падении или приземлении на растительность. В перчатках стропы не так сильно врезаются в пальцы.

Лучшим вариантом считаются тонкие перчатки из натуральной кожи. Они уберегают кисти, но при этом не препятствуют «чувствовать» пальцами стропы управления.

Параплан

Парапланеризм без него попросту невозможен. Их существует множество, но все они подразделяются по типу подвески и области применения.

По типу подвески аппараты делятся на:
  • Учебные. Пилот в них располагается в положении сидя.
  • Универсальные. Подвеска может регулироваться в широких пределах.
  • Спортивные. Обеспечивает пилоту лежачее положение, а также снабжена обтекателями.
  • Облегченные. Имеют в конструкции лишь самые необходимые элементы.
  • Трансформеры. Представляют собой подвеску-рюкзак и предназначены, в том числе, для упаковки и транспортировки параплана.
  • Тандемные. Две подвески — основная для пилота и дополнительная для пассажира.
  • Для моторизированных аппаратов. Имеют систему крепления двигателя.
  • Акро. Применяются для трюков и обладают максимальной прочностью.

По назначению парапланы бывают:
  • Учебные. Как говорит само название, необходимы для обучения начинающих.
  • Для маршрутных полетов.
  • Акро — для выполнения фигур высшего пилотажа.
  • Тандемные — для совместных полетов, обычно, квалифицированного тренера и новичка.
  • Моторизованные (парамоторы, паралеты).

Парапланеризм – это не только экстремальный вид спорта, это и приятное времяпровождение среди единомышленников и незабываемых пейзажей. Но безопасность полетов обеспечивается только тщательным изучением теории, тренировками на земле и освоением техники пилотирования под присмотром опытного инструктора. А прежде всего, необходимо убедиться в том, что полеты — это ваше, попробовав совершить один из них в тандеме с профессионалом.

Полет на параплане — с чего начать

Параплан для начинающих — это самое простое учебно-тренировочное крыло с малым удлинением, толстым профилем и короткими стропами. Управление парапланом легко освоить — подготовка устройства к полету занимает 5–10 минут. Сам полет похож на свободное падение, а с помощью восходящих потоков воздуха парапланерист может часами летать в небе.

Парапланеризм — это самый простой, но и один из самых впечатляющих способов начать летать. Первые полеты у новичков проходят в связке с инструктором (тандем). Это лучший способ приступить к обучению полетам. Самостоятельные попытки освоить полеты на параплане могут плохо сказаться на здоровье. Поэтому клуб парапланеристов или парапланерная школа — идеальный выбор. Программа обучения должна занимать не менее 4-х дней.

Базовый курс обычно включает в себя следующие пункты:

  • знакомство с парапланом и его системой управления;
  • отработка на земле подъема купола и удержания крыла;
  • отработка обратного и прямого старта
  • упражнения для подготовки к самостоятельному полету.
  • полет в тандеме с инструктором с возможностью самостоятельного управления;
  • несколько самостоятельных полетов.

Плюсы палапланеризма в России — всепогодность. Летать можно в любой сезон. Зимой даже проще обучаться посадке — мягкий снег будет амортизировать удары. А вот в плане местности лучше выбирать специальные площадки для парапланов и дельтапланов — дельтадромы. Устраивать полеты в городских условиях или на незнакомой территории категорически запрещено.

Основные дельтадромы в нашей стране находятся на Кавказе (гора Джуца рядом с Пятигорском), на Алтае (Курай) и в Крыму (Феодосия, гора Клементьева). Крымская площадка самая старая — здесь учились летать еще в 30-х годов прошлого века, а в Курае проходит чемпионат России по парапланеризму. В горном Алтае можно набирать высоту до 5 км над уровнем моря и пролетать маршруты длинною свыше 100 км.

Рядом с Москвой и Питером также есть свои площадки, но над равнинной местности эффективнее и проще летать на лебедке. Учебный тренажер позволяет взлетать на 200–500 метров и свободно парить под облаками. Учебные площадки находятся вдали от воздушных трасс, поэтому новички могут не бояться попасть «под самолет».

Выбрав школу парапланеризма, нужно подобрать одежду для полетов. Перчатки потребуются даже летом (в жару лучше брать белые х.б.). На дельтадроме всегда дует ветер, поэтому одежду нужно подбирать по погоде и с минимумом висячих деталей. В качестве головного убора рекомендуется носить защитную каску. Зимой под каску одевают вязаную шапочку. Из обуви лучше всего подойдут туристические ботинки. Допустимы кроссовки, а с наступлением холодов их заменять ботинки с твердой широкой подошвой. Кеды с резиновой или мягкой подошвой исключены.

Помимо новых ощущений параплан способен подарить и новых друзей. Участники многочисленных школ и клубов регулярно выезжают за границу или в горные районы России. Общение, приключения, обсуждение полетов и получение опыта — все это привлекает в ряды параланеристов все большее количество людей. Параплан доступен практически всем. В воздух поднимаются и подростки 16-ти лет (без разрешения родителей можно только с 18-ти ) и люди, которым явно за шестьдесят.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector