14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заточка лыж перед выходом на снег

Экспертное мнение: уход и ТО горных лыж и сноубордов

Сегодня мы общаемся с нашим экспертом Евгением Штыриковым, который нам уже рассказывал почему ТО велосипеда стоит проводить осенью, а не весной, а теперь поведает все тонкости и важности зимнего ТО, а именно технического обслуживания лыж и сноубордов.

– Что входит в ТО лыж и бордов?

Полное техническое обслуживание – это все, что нужно любым лыжам и сноубордам для катания, а именно заточка кантов, ремонт скользящей поверхности и покрытие парафином.

Ремонтом креплений мы не занимаемся. Мы ремонтируем только доску (доски). Если вдруг крепления ломаются, то проще и безопаснее поставить новые. Мелкий ремонт мы можем сделать, но крепления – это важная часть и все же ее лучше заменить. Это надежнее, безопаснее и долговечнее.

Заточка кантов, ремонт скользящей поверхности и нанесение парафина – три основных момента, которые делаются во время ТО. Если канты не заточены или заточены плохо, то райдер не сможет поворачивать. Канты – это такие металлические штуки, которые «вгрызаются» в снег во время катания и соответственно, чем острее кант, тем легче повернуть. Если же канты будут круглые, то во время катания лыжи или сноуборд не будут слушаться.

Парафин – это основа всех основ, без которой доска (доски) не будут нормально скользить. Многие думают, зачем этот парафин, зачем вся эта роскошь? Однако каждый лыжник/сноубордист хоть раз катался в мокрый снег. В такую погоду становишься на доску, она прилипает к снегу и уже никто никуда не едет 🙂 Что делает парафин? Он просто-напросто отталкивает воду, создавая прослойку между лыжами и снегом и позволяя скользить по склону. Если же это пластиковая поверхность доски, по сути, сама скользящая поверхность, то снег прилипает, не позволяя доске двигаться.

Парафины бывают разные, под разные температурные режимы. Мы используем стандартный универсальный парафин, который отлично подходит под наши украинские реалии, что в Киеве, что в Карпатах, например. Чаще всего сам клиент не знает, в каких условиях он будет кататься, поэтому универсальный парафин – это универсальное решение (простите за тавтологию). Если все же нужен специальный парафин, то они продаются отдельно и зачастую их можно купить на склоне.

Кроме этого, есть так называемый экспресс-парафин. Это не панацея, но его достаточно, чтобы, например, день покататься на склоне. А также если у вас доска напарафинена после ТО, то экспресс-парафин поможет сохранить этот слой и по чуть-чуть обновлять его. Но его нужно достаточно часто наносить. Даже на день его не всегда хватает. 2-3 спуска и все.

Ремонт скользящей поверхности – это заплавка царапин и повреждений. Царапины разной сложности по-разному ремонтируются. Глубокие царапины сначала обязательно шлифуются, более тонкие просто заплавляются. Кстати заграницей или, например, в Буковеле подобные ремонты делаются на станках, где снимается целый слой доски, например, полмиллиметра или четверть миллиметра. Поверхность становится гладкой, и остаются только очень большие царапины, которые заплавляются. Когда ремонт проводят на станках, то срок службы лыж значительно уменьшается за счет того, что с каждым обслуживанием стачивают материал и соответственно лыжи/борды становятся все тоньше и тоньше. Исходя из этого, мы рекомендуем дорогие лыжи отдавать на ручную заточку, тем самым увеличивая (а точнее не уменьшая) их срок службы.

– Как часто нужно проводить ТО лыж и сноубордов?

Если вы едете кататься на 1 неделю, то одного технического обслуживания перед поездкой хватит. Обслуживать лыжи и сноуборд полностью рекомендуется исходя из их состояния, за которым нужно постоянно следить. Спортсмены, например, очень часто обслуживают свой инвентарь по понятным причинам. Если на вашем оборудовании канты заточены, то для нормального использования достаточно обновлять парафин по мере его износа (в среднем на неделю). А заточить канты достаточно раз в сезон и просто контролировать их состояние. Парафин желательно наносить перед каждым катанием, а остальное исключительно по состоянию.

– Как формируется и от чего зависит цена на ТО лыж и сноубордов?

Финальная цена на техническое обслуживание лыж или сноуборда зависит исключительно от состояния оборудования. Если приносят более менее живые борды/лыжи (не «убитые», не ржавые), которым нужно только канты подправить, заплавить какие-то минимальные царапины и нанести парафин, то это в пределах 500 грн.

Иногда приходиться работать по сути с куском ржавчины и канты нужно фактически достать «с того света». Например, если лыжи стояли на открытом балконе 5 лет и про них внезапно вспомнили. В таком случае приходиться долго вытачивать канты (напомню полностью вручную), а соответственно стоимость от этого увеличивается. То же самое касается и царапин. Если это неглубокая царапина и время на ее реанимацию затрачивается немного – это одна цена. Ну, а если это глубокая царапина или более сильное повреждение, то опять-таки цена за работу вырастает.

Напомню, финальная стоимость обслуживания зависит исключительно от состояния оборудования. На моей практике приносили разные лыжи и сноуборды, чаще в нормальном состоянии, а бывает с такими «травмами», аж до сердечника. Например, когда катались на горе и наехали на большой камень. По-хорошему такие лыжи или сноуборд нужно менять, потому что ремонтировать – это ненадежно. Они в любой момент могут либо пополам сложиться, либо еще что-то. Такой ремонт всегда идет на страх и риск клиента, мы заранее это обговариваем. Никаких гарантий на такой ремонт естественно нет. Я всегда клиентов предупреждаю, что это максимум (в лучшем случае) на сезон.

Кстати, многие клиенты спрашивают, насколько часто нужно парафинить скользящую поверхность. Я всегда отвечаю, что это личное дело каждого, однако даю совет, как определить, что уже точно пора парафинить. Внимательно смотрим на скользяк лыжи или сноуборда, если видим, что она уже начинает «седеть», несем в сервис. Подобная «седина» образуется, когда пластик начинает сохнуть, особенно если лыжи или борд не консервировали на теплый период. От перепада температур, разной влажности и других процессов он (пластик) начинает сохнуть до белесого покрытия («седеть»).

– Лыжи/сноуборды нужно консервировать в не сезон? Как это правильно сделать?

И лыжи, и сноуборды летом должны правильно храниться, потому что при перепадах температуры ржавеют канты, пересыхает скользящая поверхность.

– Достаточно ли хранить в чехле лыжи или сноуборд?

Нет, но достаточно их правильно законсервировать. Консервация – это, как правило, нанесение парафина толстым слоем без последующего его снятия и шлифовки. Таким слоем парафин хорошо защищает и саму скользящую поверхность, и канты от окисления, ржавления и другого воздействия. Неправильное хранение – это покататься, сложить в чехол мокрые лыжи или сноуборд и поставить в гараж до следующего сезона. В таком случае вас будет ждать неприятный сюрприз перед катанием, а стоимость ТО в таком случае будет дороже, чем могло бы быть.

В любом случае профессиональный совет – после катания протрите насухо свое оборудование и хорошо просушите, потому что под креплением влага высыхает сложнее всего.

– Что нужно делать, чтобы лыжи или сноуборд служили как можно дольше?

Следить, следить и еще раз следить. Правильно хранить и ухаживать в теплое время года, чтобы от перепада температур, сырости или других факторов они не ржавели, не прели, не окислялись. Проходить полное техническое обслуживание хотя бы один раз перед сезоном и по мере необходимости в сезон. Следить, чтобы поверхность всегда была хорошо напарафинена перед выходом на снег. При необходимости пользоваться экспресс парафином. И, конечно, убирать лыжи и сноуборды в «долгий ящик» только после полного просушивания.

Читать еще:  Разборка, чистка и смазка вилки на велосипеде

– Сколько в среднем служат лыжи при правильном обслуживании?

Сложно сказать, все индивидуально. Это зависит от частоты и агрессивности катания, качества горнолыжных спусков, технического обслуживания и правильности хранения оборудования в не сезон. В моей личной практике был клиент, который принес лыжи в хорошем состоянии, и им было 13 лет.

– Сколько по времени занимает в среднем ТО лыж или сноуборда?

Полное техническое обслуживание лыж и сноубордов можно провести за 2,5-3 часа. Считается, что ТО сноуборда делать дольше, потому что там поверхность одна большая, а у лыж две, но меньше. Однако у лыж кантов в два раза больше, поэтому ТО лыж и сноубордов занимает примерно одинаковое время. Важный момент, основной зимний сезон – это декабрь и январь. В этот период несут лыжи и сноуборды на ремонт и техническое обслуживание, а значит в мастерских живая очередь и большая загрузка. В связи с этим ТО может занять до 5 дней.

Сдать лыжи на обслуживание в Киеве

Заточка лыж перед выходом на снег

Затрагивая тему заточки кантов на горнолыжном оборудовании, невольно вспоминаешь известное выражение, в котором говорится о необходимости ещё летом готовить сани. На практике именно так и получается — заточка кантов должна выполняться заблаговременно, чтобы при наступлении сезона для катания можно было уже не отвлекаться на подобную проблему. К сожалению, только единицы знают о том, как правильно должна проходить заточка кантов на лыжах и сноуборде. И даже среди опытных спортсменов-экстремалов часто встречаются неосведомлённые и неопытные в этом вопросе люди.

Заточка канта – это обязательная процедура, без выполнения которой не стоит выезжать на снег

Без заточки на снег ни ногой

Канты затачиваются изначально на заводе производителя. Но в процессе эксплуатации горнолыжное снаряжение теряет свои изначальные характеристики, которые необходимо восстанавливать самостоятельно. Обращаться всякий раз к специалистам неудобно, накладно по финансам, да и неподобающе это для человека, который стремится достичь определённых высот в горнолыжном спорте.

Многие горнолыжные базы, особенно те, которые сосредоточены на территории постсоветских стран, предлагают своим гостям трассы не самого лучшего качества. Одной из проблем являются ледяные участки, которые часто плохо видны под снегом. Для лыж и сноуборда такие участки являются главной опасностью. Чтобы катание на таких проблемных и даже опасных трассах не было омрачено проблемами со снаряжением, необходимо как следует его подготовить.

Канторез и заточка канта

Заточка начинается с правильного выбора кантореза. Привести горнолыжное оборудование в домашних условиях без этого инструмента не представляется возможным. Выбрать канторез — задача совсем несложная, хотя их ассортимент в последнее время сильно увеличился. Выбор моделей начинается от самых обычных, которые называются карманными, а заканчивается профессиональными устройствами с большим количеством настроек.

Выбор кантореза

Выбирая канторез, в первую очередь необходимо ориентироваться на частоту катания, стиль, особенности трассы и периодичность выполнения заточки. При ежедневном катании, схождении с трасс и неидеально заснеженном склоне есть смысл приобрести профессиональный канторез, который даже при частом использовании будет служить долго и всегда на отлично справляться со своей работой. Если использование лыж или сноуборда больше напоминает хобби, которое носит сезонный характер, зависит от настроения и прочих факторов, то карманного кантореза будет вполне достаточно. Главное — правильно им пользоваться. В неумелых руках даже профессиональное оборудование может оказаться бесполезной или даже опасной вещью.

Суть процесса заточки не заключается в том, чтобы сделать оборудование как можно более острым. Гораздо важнее правильно выбрать угол для дальнейшей заточки, который отличается в зависимости от выбранного места обрабатываемого изделия. Это одна из причин, по которой нежелательно использовать для этого процесса напильник, а необходимо иметь под рукой канторез. Если изначально для заточки лыж или сноуборда угол будет выбран неправильно, то при катании будет очень легко потерять контроль, упасть и даже получить травму. Канторез гарантирует правильную заточку горнолыжного оборудования, его безопасную эксплуатацию и ровные спуски.

Канторез в использовании не представляет особых сложностей, особенно если вы будете руководствоваться следующими советами:

  1. Устанавливаем канторез со стороны острого лезвия вплотную к канту горнолыжного оборудования.
  2. Плавно, но уверенно проводим канторез по всей длине лыж или сноуборда.
  3. При сильном давлении можно убрать с канта лишнее или вообще испортить снаряжение.
  4. Канторез в большинстве случаев имеет специальный регулятор, который позволяет выбрать правильный угол для выполнения заточки и добиться правильного положения лезвия по отношению к горнолыжному оборудованию.

Способы выбора угла

Выбирать угол, под которым будет проводиться заточка, можно несколькими способами:

  1. Проще всего установить прямой угол (90 градусов). Именно таким образом выполняется заточка на производственных объектах. Такой способ обладает рядом преимуществ, позволяет продлить срок службы кантов, оградить их от стирания, сохранить высокую управляемость.
  2. Бывает так, что для заточки выбирается острый угол. В этом случае кант немного выпирает, а при езде скользит по снегу, врезаясь в него. На снаряжении, заточенном именно таким образом, хорошо спускаться с обледенелых склонов. Но для этого нужно быть опытным горнолыжником, поскольку велика вероятность падения. Такой кант придётся часто затачивать.
  3. Обратно заточенный кант можно использовать на не жёстких трассах. Управление таким оборудованием будет простым, безопасным, максимально понятным. Если использование сноуборда не ограничивается только занятием горнолыжным спортом, а ещё и распространяется на джиббинг, то заточка оборудования должна осуществляться именно таким образом. В качестве бонуса можно рассмотреть длительную службу кантов без необходимости выполнения заточки.
  4. Универсальный способ является несколько специфическим. Его особенность заключается в стачивании нижней части канта от его центральной части в сторону верхней, а вертикальная стенка стачивается вверх в направлении центра. В результате такой работы получаем острый угол, благодаря которому кант получается как будто приподнятым над снегом. Горнолыжник получает отличную управляемость во время спусков с обычных склонов. И даже во время прохождения резких затяжных поворотов имеются большие шансы избежать вылета.

Не только на угол стоит обращать внимание, но и на придание канту идеальной гладкости. Если во время спуска был совершён наезд на камень, то на кантах и скользячке возникают наклёпы. Убрать повреждения такого характера бывает крайне сложно, особенно спустя некоторое время после их образования. Наклёпы имеют склонность отвердевать и оказывать существенное влияние на скорость катания. Для удаления с поверхности канта такого повреждения необходимо воспользоваться абразивным бруском, поскольку канторез не принесёт желаемого эффекта.

Безопасность горнолыжника определяется многими факторами, и не последнее место в этом списке занимает состояние снаряжения для спуска. Каждый любитель спуска со снежных склонов должен уметь затачивать канты.

Как и любой спортивный снаряд, доска для сноубординга требует к себе бережного отношения и правильного ухода. А если во время заезда на ней остались заметные отметины, то не стоит затягивать с ремонтом.

Общий техосмотр велосипеда перед поездкой

Как правильно выбрать качественную куртку для катания на сноуборде и лыжах. На что следует обратить внимание. Рейтинг лучших производителей курток для горных спусков.

Заточка кантов горных лыж

Специфика горных лыж, помимо их ширины и зауженной средней части, заключается в наличии специального углового среза, который называется кантом. Благодаря ему, лыжник устойчив на склоне, может осуществлять повороты и проходить трассу «на кантах», т.е. не всей скользящей поверхностью, а на боковой ее части. Термин «кант» и обозначает боковую часть. Очевидно, что кант имеется у любой лыжи. Но только в горных моделях он приобрел функциональное значение.

На заре развития горнолыжного спорта производство лыж не носило высокотехнологичного характера: деревянные поверхности стачивались очень быстро, а качество спуска ухудшалось значительно. Для того чтобы избежать этого, на боковые поверхности крепилась металлическая лента. Сегодня лыжи изготавливаются из современных материалов, пластиковых сплавов, деревянные элементы пропитываются специальными составами – все это повышает устойчивость карвинговых и универсальных лыж к внешним воздействиям. Но не столь сильно, чтобы забыть о необходимости ухаживать за своим главным горнолыжным снаряжением. Заточка боковой части – основная составляющая этого процесса.

Читать еще:  5 продуктов, в кожуре которых содержится много полезного

Зачем точить кант

Карвинговая езда по накатанным склонам с течением времени приводит к тому, что сделанный производителем специальный боковой угол стачивается и округляется. Это приводит к ухудшению сцепления лыж со склоном:

  • падает способность к маневрам;
  • увеличивается время торможения;
  • теряется устойчивость лыжника на трассе.

Катание становится некомфортным и неуверенным. Безусловно, уровень профессионализма лыжника – как в технике катания, так и в умении выбирать правильный путь на склоне, в способности видеть покров – имеет первостепенное значение. При неумении кататься никакая заточка не поможет.

Как часто точить кант

На степень деструкции канта влияют:

  • частота катания;
  • жесткость снежной поверхности;
  • количество обледеневших частиц в снежном покрове.

При прочих равных третий фактор имеет наиболее повреждающую силу. Заостренный боковой край при соприкосновении с жесткими льдовыми структурами на скорости и при нагрузке стачивается за пару часов.

Необходимость обточки канта определяется каждым лыжником самостоятельно, исходя из его ощущений при спуске.

Также следует учитывать, что затачивать лыжи до бесконечности нельзя. Когда-нибудь они придут от этого в негодность. Между тем, в течение активного периода катания многие лыжники практикуют легкую заточку каждые 2-3 дня и даже чаще. Так как среднестатистический человек занимается лыжным спортом эпизодически, а большую часть времени лыжи не использует, это можно считать приемлемым вариантом, обеспечивающим высокое качество езды 2-3 недели в году без серьезного сокращения срока жизни лыж.

Другие лыжники предпочитают основательно затачивать лыжи 2-3 раза в год между горнолыжными каникулами, обращаясь для этого к профессионалам. Их можно найти в магазинах, продающих снаряжение для лыжного спорта. Этот вариант имеет право на существование, если кант выдерживает 1-2 недели активного использования и субъективно качество катания ощущается как приемлемое.

Если вы катаетесь и не испытываете никакого дискомфорта, не чувствуете ухудшения маневренности и торможения, то затачивать лыжи, просто потому что это все делают, не нужно. Полагайтесь на свое личное чувство спуска. Обращайте внимание на поверхность, по которой вы ездите. Делайте вывод о необходимости нового затачивания, исходя из этих предпосылок.

Процесс заточки

Для возвращения кантам приличного состояния в домашних условиях потребуется:

  • тонкий напильник;
  • грубая наждачная бумага;
  • канторез.

Важно зафиксировать лыжу: заточка требует точности выполнения, и малейшее колебание может серьезно испортить кант.

  • Мелким напильником проходим сторону канта у скользящей поверхности. Задача на этом этапе – не снять верхний слой, а отшлифовать его. Поэтому используйте напильник с как можно меньшим зерном.
  • Зачищаем всю поверхность канта с помощью наждачки.
  • Зажимаем лыжу горизонтально в тисках или любым другим способом.
  • Устраняем неровности канта. Мелкие сломы заливаются эпоксидной смолой. Шлифуем места заливки наждачкой или напильником.
  • На канторезе ставим нужный угол, приставляем его к скользящей поверхности лыжи в носовой части и проводим с легким нажимом в направлении пяточной части. Чтобы не возникало заусенцев, движение делайте, не торопясь. Не нажимайте сильно: этим можно повредить скользящую поверхность, по которой ходит канторез.
  • Дойдя до задника, отрываем канторез от лыжи, переносим его в носовую часть, повторяем скользящее движение вдоль всей лыжи. Совершаем несколько движений канторезом. После каждого – проверяем остроту канта. Только в направлении «нос-пятка».
  • Лучше не доточить, чем снять больше нужного. Так что не забудьте вовремя остановиться.

Под каким углом затачивать

Канторезы позволяют установить угол заточки в пределе 85°-90° с разбегом в 1°. Чем уже угол, тем острее кант. Меньший угол более эффективен и лучше справляется с обледеневшим снегом. Но в тоже время канты с углом 85°-86° очень быстро тупятся.

  • Оптимальным углом считается 87°. Лыжи с таким кантом хорошо ведут себя на обледенениях: на умеренно жестком покрове можно кататься без проблем.
  • Если вы катаетесь по укатанному нежесткому насту, используйте 88°;.
  • Если склон рыхлый, заточка выполняется под углом 89°-90°.

Перечисленное оптимально для горных лыж карвингового типа. Для универсальных – рекомендуется добавить 1°:

  • 88° — для жесткого покрова и обледенелости выше среднего;
  • 89°- для укатанных склонов средней жесткости;
  • 89°-90° — для рыхлого снега.

В любом случае, как бы вы не затачивали канты, целесообразно избегать обледенелости, объезжать льдистые плеши, а после дождя (оттепели) и следующего за ним мороза – воздерживаться от катания.

Можно ли менять угол заточки со временем

Принципиального запрета на смену угла обточки нет. Вы можете затачивать под 87°, потом, при изменении условий катания, увеличивать угол до 89°-90°, а в следующем сезоне, например, вернуться снова к 87°. Однако целесообразность такой стратегии под большим вопросом. Ведь каждая заточка стачивает небольшой слой. Смена угла требует большего среза, чем при использовании одного и того же наклона. То есть, меняя угол, мы теоретически уменьшаем срок службы лыж. Таким образом, затачивать горные лыжи разумнее всегда под один и тот же угол.

Подготовка лыж, know-how

Подготовка лыж, то есть заточка кантов и смазка скользящей поверхности освещена в сети достаточно хорошо, даже пожалуй слишком хорошо. Очень много этапов. Пожалуй, даже слишком много. Иногда складывается впечатление, что нужно это доверить специалисту. Или во всяком случае точить и парафинить лыжи пару раз в сезон. У меня подход к теме часто меняется, поэтому напишу как действую в этом сезоне. Сразу скажу, что многое не соответствует тому как это подано в интернете, поэтому ни в коем случае не считаю мой подход единственно правильным 🙂

Заточка кантов

При катании канты тупятся, а при заточке стачиваются. Это определяет срок службы лыж. Поэтому приходится искать компромисс, как поддерживать кант острым, но снимать поменьше стружки 🙂

Вообще, много лет назад вывел для себя такое правило:

Моральный ущерб от катания на тупых кантах намного больше, чем финансовые потери от стачивания кантов.

Тем не менее, придерживаться этого правила не очень просто, поскольку сложно определить необходимую степень остроты канта.

Что такое «острый кант»?

Судя по мнению коллег из клуба, определение остроты может быть довольно разным. Некоторые предупреждают, когда трогаешь их лыжи: «Осторожно, можешь порезаться». А некоторые катаются пока «лыжи держат» и подтачивают прямо на горе. Моя степень остроты была где-то посередине, определял ее визуально по отсутствию фаски, то есть грани кантов сбоку и со стороны скользячки должны иметь четкую границу. Примерно такая острота у новых лыж. Теперь пришел к выводу, что кант все-таки должен быть острее, чем при отсутствии фаски, и проверять остроту канта нужно «на палец». Это конечно субъективное ощущение, но в сети нашел довольно четкий критерий. Нужно взять шариковую ручку или фломастер, в общем что-то из не очень твердой пластмассы. Затем нужно провести этим поперек канта, то есть под углом 45 градусов к каждой грани. Без особого нажима с пластмассы должна сниматься стружка. Такую остроту канта нужно «запомнить» пальцем. Проводить пальцем нужно также поперек канта, но аккуратно конечно, чтобы «стружка» не снималась 🙂

Заточка канта со стороны базы

Со стороны скользящей поверхности кант можно точить, а можно и не точить, заводская заточка обычно задает нужный «завал». В этом сезоне точу со стороны скользячки на пол-градуса при помощи специального приспособления (на картинке выше — второй слева предмет), небольшим напильником (то есть, не очень грубым). А, например, в прошлом сезоне не точил, а иногда проходил керамическими камушками разной степени шероховатости. Со стороны базы точу не регулярно, только когда состояние канта не нравится.

Обычная заточка канта (сбоку)

Перед каждой заточкой обязательно нужно пройтись специальным ножом для снятия оберканта, точнее пластика на боковине лыжи, примыкающего к канту и еще чуть захватить алюминиевую стружку с пластины, которая над кантом. Иными словами, нужно высвободить поверхность канта, так чтобы напильник ничего не цеплял помимо канта. Если напильник с крупными фрезерованными зубьями, то это делать не обязательно. Но в этой заметке разбираю как подтачивать канты, которые не в запущенном состоянии. Поэтому подразумевается, что используется напильник с мелкой насечкой. Такой напильник плохо переносит пластик и алюминий, перестает «резать» кант и забивается. Это довольно четко ощущается, тогда нужно в этом месте еще пройтись ножом для снятия оберканта.

Читать еще:  Как ухаживать за кустами сливы. Когда и как сажать сливу весной и осенью. Как бороться с порослью сливы

Напильник прижимаю за один конец прищепкой к уголку (уголок 87 градусов). Второй конец прижимаю к уголку рукой, когда прижимаю напильник к канту. Движение руки строго к себе (если точить правой рукой). Связано это с тем, что насечки у всех напильников сделаны «в одну сторону» и при таком движении стружки и опилки выводятся на боковую поверхность лыжи, а не на скользячку. На скользячку конечно все равно что-то попадает, но мало и потом легко убирается. Можно наклеивать на скользячку малярную ленту, но этого не делаю, лень.

Прижимать нужно тем сильнее, чем тупее напильник. Так, чтобы напильник «резал». Если перестал резать, чуть сместить его на уголке. К сожалению, суперострые свойства нового напильника теряются очень быстро, после заточки одной лыжи, поэтому в основном приходится иметь дело с туповатым напильником. Критерия окончательной тупости напильника я пока не выработал

В общем, точишь движением к себе и проверяешь «на палец» остроту канта. Довольно просто, проще, чем визуально контролировать уход фаски.

Доводка кантов

После заточки напильником канта сбоку остаются заусенцы которые «смотрят» вниз. В сети настоятельно рекомендуют убирать их керамическими или алмазными надфилями. Кроме этого говорится, что перед стартом желательно полирнуть канты керамическими или алмазными надфилями минимальной шершавости, тогда лыжа поедет быстрее. В общем, чтобы не писать лишних слов, из керамических и алмазных надфилей в этом сезоне оставил только один, самый грубый, которым можно пройтись по обеим сторонам канта вручную (то есть, без уголка), если точить напильником лень.

Заусенец снимаю легким прохождением «резинового» камушка со стороны скользячки. А можно и не снимать, после мелкого напильника заусенец незначительный.

Полировать канты не нужно. Совокупный опыт коллег, да и мой личный свидетельствует, что на льду лучше держат не полированные, а «шершавые» канты из-под напильника. А если не лед, то шершавые канты уж не так сильно и тормозят, чтобы это было заметно

Нужно еще отметить, что на новой лыже канты не полированные, а наоборот с насечками. Мнение о них у сервисменов неоднозначное, но обычные лыжники новые лыжи точить не торопятся.

Скругление кантов на носках и пятках

Канты тупятся неравномерно по длине лыжи: в середине больше, на носках и пятках меньше. То есть работает в основном средняя часть лыжи. Сложно сказать, следует ли из этого, что канты можно точить неравномерно, в середине острее, на носках и пятках тупее. Но по моим наблюдениям острую по всей длине лыжу иногда «закусывает». Иногда неожиданно цепляется носок, причем внутренней лыжи, что особенно неприятно. А иногда «не отпускает» пятка. Обычно это происходит на плохом покрытии, то есть носок цепляется не за «правильную траекторию», а за какую-нибудь неровность. Особенно это стало заметно в этом сезоне, когда моя норма остроты кантов повысилась, то есть канты стали острее, чем раньше.

Отсюда и вывод, как скруглять (тупить канты) на носках и пятках. Они конечно не должны быть круглыми, а просто должны быть «как раньше», не такими острыми «на палец». Делается это «резиновым» камушком, нужно чуть пройтись под 45 градусов поперек канта, сделав плавный переход остроты от рабочей части канта к «закусываемой».

Как определить точку, начиная от которой к концу лыжи нужно притупливать кант? Совершенно точно, что можно не поддерживать остроту вне «рабочей части канта», разобранной в заметке: Радиус бокового выреза лыжи и радиус окружности. Напомню картинки из этой заметки. Красным цветом отмечена рабочая часть канта, а зеленым кривая, сопрягающая боковой вырез с носком. Эта (зеленая) часть не будет резать снег в повороте, но может цепляться за всякие неровности. Поэтому ее смело можно сделать тупее. На реальной лыже (Atomic FIS SL 165 см) рабочая часть канта выглядит так:

Зеленым цветом здесь «покрыта» рабочая часть канта, которым лыжа режет склон. Красные части, которые не покрыты зеленым можно подтупливать без потери хваткости лыжи.

Если в цифрах (для слаломной лыжи Atomic FIS SL 165 см), рабочая часть канта расположена между точками: 2 см к центру от самой широкой части лыжи на пятке и 4 см к центру от самой широкой части на носке. Вне рабочей части на носке и пятке можно смело понизить бритвенную остроту кантов резиновым камушком (с плавным переходом к режущей части лыжи). Проверил на склоне. Действительно, на плохом покрытии (перемороженный после дождя снег с комками) лыжу не закусывает. Можно втыкать лыжу поперек склона гораздо увереннее (на моем уровне, разумеется ). А можно и просто не подтачивать лыжи в этих местах. Или не подтачивать каждый раз.

Смазка скользящей поверхности

«Классическая» смазка скользячки на мой взгляд выглядит довольно нелепо. Сначала поверхность щедро прокапывается расплавленными парафином, потом парафин разглаживается утюжком. А потом полностью соскабливается пластиковой циклей. А что осталось — вычищается жесткой щеткой, чтобы «открыть структуру». В общем, практически весь парафин уходит в мусорное ведро, причем не сразу, да и пол потом остается скользкий.

Только ничтожная часть израсходованного парафина заходит в поры полиэтилена скользящей поверхности и делает свое дело на снегу. Перед каждым катанием я на такие подвиги не способен. Но обязательно готовлю так лыжи перед соревнованиями, хотя тоже не очень уверен, что это что-то дает. Перед стартом все равно прохожусь по скользячке таблеткой-ускорителем, которая обеспечивает заметное скольжение на один спуск. А насколько улучшила скольжение муторная процедура вплавления-циклевания-чистки заметить сложно

Тем не менее, полиэтилен на скользящей поверхности пористый и поры должны быть насыщены парафином. Иначе ему плохо.

Для быстрого насыщения полиэтилена парафином есть красивое решение, которое можно использовать перед каждым катанием. В магазинах, в отделе для барбекью продается жидкость для розжига, состоящая из жидких парафинов. Жидкие парафины, как и «твердые» это продукт переработки нефти. Жидкие парафины не являются растворителем для твердых парафинов. Год назад их стали использовать в любительском катании в Москве для пропитывания скользящей поверхности лыж.

Полина Нечаева, июнь 2017

Интересно, что этим (2017) летом идею использовать жидкие парафины для спортивного катания привезла из Италии Полина Нечаева.

Ее знакомый сервисмен (который работает со спортсменами, но не со «сборниками») сказал, что теперь парафин на лыжи не нужно вплавлять. Дал банку специально жидкого парафина и натуральную овчину. Нужно промазать лыжи этим жидким парафином, а потом растереть овчинкой.

Судя по профильному форуму возможны разные варианты. Я делаю так. Сначала натираю скользящую поверхность лыжи обычным твердым парафином скольжения на соответствующую температуру (без утюга, конечно). Потом при помощи тряпочки покрываю поверхность жидкостью для розжига (что хорошо — жидкость не воняет, да и парафины там должны быть безвредные). Часа за три жидкость частично впитывается, частично высыхает. Затем растираю тряпкой из нетканого полотна (кухонное полотенце в рулоне), пока поверхность не станет скользкой.

Добавлено в апреле 2018

В целом все приведенное выше в этом сезоне(2018) хорошо работало, но ближе к концу сезона пришлось задуматься над двумя моментами: боковой угол заточки кантов и острота кантов на носках и пятках лыжи.

В общем, заключительную неделю сезона (два раза по трассе и три раза без трассы) прокатался на угле заточки 86 градусов и с «бритвенной» остротой кантов до середины загиба лыжи на носках и пятках. Лыжи почему-то перестало «закусывать», наверное в технике катания чего-то изменилось

Вадим Никитин

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector