3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы водных преград по степени сложности их преодоления

Типы водных преград по степени сложности их преодоления

Для того чтобы правильно сориентироватся при выборе, сложности водных препятствий, нужно уметь понимать принятую классификацию горных рек. Российскому воднику полезно ориентироваться в двух основных стандартах – международном и отечественном.
Начнем, с международной системы оценки рек. Согласно этой классификации, все бурные сплавные реки подразделяются на шесть категорий:

Категория I: несложные. На этих реках есть небольшое течение, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Категория II: умеренно сложные. На таких реках встречаются сравнительно простые препятствия, небольшие «сливы» и «бочки». В некоторых местах поток ускоряется.

Категория III: сложные. Валы рек этого класса могут быть высокими и беспорядочными. Многочисленны камни и другие препятствия такие, как бочки и небольшие улова.

Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва». Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. «Бочки» и «сифоны» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки данной категории могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.

Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их либо рискнули пройти лишь немногие, либо они так и остались непокоренными.

Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом — второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется «половина» категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.

Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия — наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.

В отечественной же практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций. Дело в том, что, по сути, они просто относятся к разным видам деятельности. Международная классификация описывает реки для спортивного сплава. Отечественная же классификация водных путешествий формально основана всего на двух критериях — километраже и продолжительности — и, с формальной точки зрения, никак не отражает техническую сложность препятствий.

Согласно «Единой всероссийской квалификации маршрутов», шесть отечественных категорий сложности обозначают:

1 к.с. (Л) — «Легкое» препятствие типа перекат, быстрина, невысокие валы доступно для прохождения туристам, не имеющим опыта водных походов. Не обязателен выбор линии движения и разведки.

2 к.с. (П) «Простые» препятствия типа вал, несложная шивера, порог, «прижим». Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва.

3 к.с. (СР) Препятствие «средней» трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва.

4 к.с. (С) «Сложное» препятствие – это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.

5 к.с. (Т) «Трудное» препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно.

6 к.с. (ТТ) «Очень трудное», опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств.

6* к.с. (ТТТ) «Сверхтрудное» препятствие труднопроходимо для любого класса судов. Ранее не преодоленное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни (завалы, водопады, водосбросы, ущелья. ).

Соотношение между отечественной и международной классификациями достаточно сложно и неоднозначно. Поэтому выполнить такую переоценку можно только индивидуально для каждой реки. Международная категория I в основном соответствует отечественным 1–2 к.с. (например, многие карельские речки без крупных порогов).

Категория II примерно соответствует отечественным 2–3 к.с. (река Мста, локальные пороги в Карелии).

К категории III могут относиться препятствия от 3 к.с. на горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских, то есть относительно простых «пятерок», включая большие «примитивные» плотовые реки (Катунь, Каа-Хем, Ока).

Категория IV ближе к отечественной 5 к.с..

Категория V охватывает верхнюю часть отечественной 5 к.с. и большинство рек 6 к.с. К международной VI категории можно отнести только несколько сверхсложных рек, например алтайские Башкаус, Чулышман и Аргут.

О классификации препятствий

Как в международной, так и в отечественной классификации существует шесть категорий – от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Но если международная школа в основном ориентирована на технические трудности определенных участков, то наша, помимо всего прочего, учитывает еще и автономность путешествия и протяженность маршрута в целом.

При оценке сложности препятствия обе системы принимают во внимание уклон русла и расход воды, концентрацию труднопроходимых элементов, их протяженность, возможность или невозможность обхода порога по более спокойной воде, а также уровень риска для жизни спортсмена.

Интересный факт: для некоторых типов спортивных судов сложность препятствий может оцениваться индивидуально.

Слив (водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Трудными для прохождения являются крутые высокие сливы (более 45°), сравнимые по высоте с длиной судна. Самые красивые, но в тоже время и опасные — водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Сами по себе встречаются редко, практически всегда в сочетании с другими препятствиями – валами и бочками.

Валы – это стоячие волны, неподвижные относительно берегов. Они образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Стоит избегать встречи с мощными крутыми валами с пенным гребнем на вершине – высота таких волн в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.

Бочки — пенные ямы, котлы — образуются в месте падения воды с крутых сливов. Их главная опасность в сильной вертикальной циркуляции, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка лодка погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой долей вероятности может его перевернуть.

Читать еще:  Измерение диаметра велосипедного колеса

Порог – это сочетание различных препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней). Пороги формируют участок реки повышенной сложности, иногда превращаясь в каскады – последовательное сочетание нескольких порогов. Наиболее трудная для сплава и рискованная для участников разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.

Опытные водники при выборе маршрута рекомендуют придерживаться следующих правил: спортивный сплав следует проводить по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Не стоит рисковать на водопадных сливах высотой 30 м и выше, а также по мере возможности старайтесь избегать валов и бочек, по геометрическим размерам превосходящие судно более чем вдвое.

Первая категория, третья категории препятствий – что мы знаем о них? Есть международная классификация, есть русская – но и та и другая написана сухим языком технологических подробностей. А что на самом деле происходит на том или ином уровне?
Нашла интересную статью о том что чувствует человек, выпавший за борт на участке второй или четвертой категории сложности.

Класс I: почти отдых

Препятствие первой категории — это быстро текущая вода со стремнинами и небольшими валами. Вряд ли вы выпадете из лодки на этом участке, но если такое все же произошло – берег легко достижим. Некоторые экстремалы считают такой заплыв даже приятным отдыхом от гребли. Практически все снаряжение остается в сохранности.

Класс II: для любителей

Здесь вы встретите прямолинейные пороги с широкими, чистыми проходами, очевидными без разведки. Оказавшись за бортом, отдыхать не придется – активно собираем вещи и следим, чтобы не напороться на скользкие камни и колючий кустарник при выходе на берег. Весла, если были потеряны, придется искать далеко внизу по течению. Что-то может оказаться безвозвратно утраченным – как правило, это мелкие предметы. От ударов на лодке могут появиться вмятины и глубокие царапины.

Класс III: будь всегда готов!

Пороги третьей степени даже при желании бывает уже сложно обойти. Вас ожидают нерегулярные валы, вспененная вода. Здесь упасть за борт – легкое дело, и надо быть готовым к последствиям. Ноги будут периодически больно царапаться об острые подводные камни. Некоторые вещи придется добровольно отдать потоку. Трудное решение держаться за лодку может привести к неприятным моментам, когда пловец обнаруживает себя ниже по течению от судна. Весло вполне может оказаться в небольшой бочке значительно выше по течению. Все личное снаряжение уплывает от вас в разные стороны. Те, кто оказался на берегу раньше вас, дают ценные советы. На лодке реально обнаружить вмятины.

Класс IV: экстрим начинается

Четвертая категория чаще всего встречается в холодных горных реках, и чтобы не замерзнуть заранее позаботьтесь о гидрокостюме. Напряженные, мощные, но предсказуемые пороги требуют точного маневрирования при плавании в турбулентном потоке. И здесь лучше перестраховаться и либо обойти опасный участок по берегу, либо в точности соблюдать все инструкции и быть готовым ко всему. Очень страшно упасть в мощные сливы, а выбраться на сушу бывает весьма затруднительно и в некоторых случаях вовсе не рекомендуется. Про весло можно забыть совсем. Давлением воды смывает гермоупаковку со всеми ценными вещами – потом их находишь только при большом везении. И сама лодка может запросто застрять в центре порога. Даже за спасконец, который бросают более счастливые товарищи, не так-то просто ухватиться. В общем, плавать по такой воде – удовольствие не для слабонервных, и избежать его намного проще, чем преодолеть.

Класс V: только для спецов

Прохождение препятствия пятой категории без сплавсредства – это даже не для экспертов, а для героев. Вода, как правило, имеет температуру около 5 градусов и, сами понимаете, долго находиться в ней без серьезного вреда здоровью не получится. Слово плыть – здесь более чем не уместно, потому что от вас тут почти ничего не зависит. Можно застрять в бочке, и даже попытки свернуть быстрее на берег не удаются, так как пороги данного класса имеют протяженность километр или более. Давлением воды с вас, как правило, смывает все, что можно смыть, за первые несколько секунд (обувь, перчатки, солнцезащитные очки и т.п.). Про то, что было в лодке и говорить нечего: большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается за несколько минут, а то и вовсе — секунд. Если лодку удается спасти, она, как правило, требует трехдневного ремонта. Без травм вы на сушу не выберетесь, — переломы, переохлаждение и сотрясения мозга вам почти гарантированы. В общем, умный в порог пятой категории не пойдет, умный его обойдет!

Класс VI: не для пловцов

А этот раздел уже не для данной статьи по определению: в такой воде не плавают совсем, никак и ни за какие коврижки.

Общие сведения о водных преградах

На территории России имеется большое количество водных преград. Следствием этого является то, что среди стихийных бедствий в нашей стране по повторяемости, площади распространения и материальному ущербу на первом месте стоят наводнения, когда возникает необходимость спасения людей, животных, эвакуации ценного имущества, замены разрушенных мостов.

Необходимость в оборудовании переправ может часто возникать при обеспечении проезда сил ликвидации ЧС к местам крупных промышленных аварий, взрывов, пожаров, при возникновении районов заражения в самых различных по природным условиям регионах страны. Кроме того, может потребоваться оборудование переправ и через суходолы, глубокие овраги, ущелья, чрезвычайные ситуации последних лет – землетрясение в Нефтегорске, сход селей в Кабардино-Балкарии и другие ЧС тому подтверждение.

Водные преграды — это естественные или искусственные водные препятствия (реки, каналы, озера и водохранилища, лиманы, фиорды, проливы и др.).

В технической литературе реки, каналы, озера, водохранилища и т.п. объединяются термином акватории, то есть водные территории. Термин же водные преграды — это военный термин.

В военной литературе выделяют также термин “препятствия”, которым охватывают канавы, рвы, овраги, ущелья и т.п., в которых может отсутствовать вода или присутствовать в количестве, не влияющем на условия преодоления этих препятствий.

Значение водной преграды и препятствия, с точки зрения возможности их преодоления, определяется: характером преграды или препятствия и прилегающей к ним местности; временем года, суток и состоянием погоды; мероприятиями противника по усложнению условий преодоления водных преград или препятствий или характером последствий чрезвычайных ситуаций (паводки, разрушения гидростанций и других экологически опасных объектов); характером действий сил и мероприятиями по обеспечению преодоления водных преград и препятствий.

Характер водных преград, а в определенной мере и препятствий, определяется их шириной, скоростью течения, глубиной и профилем русла, высотой и крутизной берегов, свойствами грунта дна и берегов, наличием гидротехнических сооружений (береговых и струенаправляющих дамб, шлюзов и плотин), наличием бродов, постоянных мостов и паромных переправ, судоходством и наличием местных плавательных средств (плавсредств).

Читать еще:  Хабарское – горнолыжный курорт Нижнегородской области

В особых условиях характер водной преграды, кроме того, определяется: в паводок и при искусственных попусках — интенсивностью изменения ширины преграды, скорости течения и глубины; при ветровом волнении водной поверхности — его интенсивностью (балльностью); при ледоходе — его характером (шуга, сало, льдины), плотностью и состоянием ледяного и снежного покрова, а также температурой воздуха.

В практике водные преграды классифицируются по основным признакам: по ширине, глубине, скорости течения; интенсивности ветрового волнения; по крутизне берегов.

В основу деления каждого признака на категории положен анализ влияния характера водной преграды на возможность применения различных переправочно-мостовых средств, организации различных видов переправ, видов мостов и способов их строительства.

В этом свете классификация водных преград является фактически механизмом оценки местности и основой для принятия решения на организацию преодоления водных преград и препятствий.

Ширина водной преграды является главным фактором, характеризующим ее как препятствие. От ширины зависит выбор способа переправы, потребность в переправочных средствах (вид средств и их количество), продолжительность переправы.

В классификации, принятой в практике, водные преграды разделяются по их ширине на следующие категории:

очень узкие (до 40 м), преодолеваемые, в основном, без плавающих средств, вброд, по льду и по механизированным мостам;

узкие (40…100 м) и средние (100…250 м), когда преодоление водных преград возможно на плавающих средствах, паромах и по мостам;

широкие (250…600 м), когда мостовые переправы оборудуются только в благоприятных условиях обстановки;

крупные (600…2000 м), преодолеваемые, в основном, на плавающих средствах и паромах;

особо крупные (свыше 2000 м), преодоление которых осложняется отсутствием прямой видимости противоположного берега, что требует специального навигационного обеспечения переправы.

Ширина рек не постоянна. Она зависит от времени года и характера местности, по которой река протекает. Наибольшей ширины реки обычно достигают в половодье и паводки. Кроме того, ширина реки может быть значительно увеличена за счет искусственных попусков, создаваемых в результате разрушения гидротехнических сооружений.

Среди очень узких и узких водных преград в особую группу следует выделить каналы. На судоходных каналах из-за крутых берегов на них, обвалований и относительно большой глубины не везде возможно применение самоходных переправочных средств, наплавных и механизированных многопролетных мостов. При строительстве мостов через каналы обычно возводятся опоры специальных конструкций (свайно-рамные и башенные) или применяются увеличенные пролеты, отличающиеся повышенной грузоподъемностью возведения.

Скорость течения водной преграды определяет возможность применения переправочных средств по условиям их управляемости на течении, оказывает влияние на продолжительность рейсов переправочных средств, на выбор способов передвижения паромов и на устойчивость наплавных мостов.

По скорости течения они классифицируются на водные преграды:

со слабым течением (до 0,5 м/с), не влияющим на использование всех типов плавсредств;

со средним течением (0,5…1,0 м/с), когда применяются, в основном, переправочно-мостовые средства;

с быстрым течением (1,0…2,0 м/с), когда осложняется применение паромных переправ из табельных средств;

с очень быстрым течением (свыше 2,0 м/с), когда невозможно применение самоходных переправочных средств, паромные переправы оборудуются при удержании паромов на течении с помощью тросовых систем; наплавные мосты эксплуатируются с ограничением их грузоподъемности и пропускной способности; невозможно строительство низководных мостов; паромные переправы только на судах речного флота.

Скорость течения может резко возрасти в результате разрушения гидротехнических сооружений, сильных ливневых дождей в верховьях реки и других стихийных бедствий.

Ветровое волнение на водных преградах при определенной степени его интенсивности (балльности), которая характеризуется высотой (h), длиной волны (l) и периодом ее колебания (t), может значительно усложнять эксплуатацию переправочных средств и наплавных мостов или полностью исключать возможность их применения.

При волнении от 1 до 2-х баллов (l = 5…15 м, h = 0,25…0,75 м, t = 2…3 c) применение переправочных средств существенно осложняется.

При волнении от 2-х до 3-х баллов (l = 15…25 м, h = 0,75…1,25 м, t = 3…4 c) табельные самоходные переправочные средства применяются со специальным оборудованием, паромы и наплавные мосты при снижении их грузоподъемности.

При волнении свыше 3-х баллов переправа на табельных переправочных средствах невозможна.

Глубина водной преграды в значительной степени определяет способ переправы и возможность возведения низководных мостов.

По глубине водные преграды классифицируются на:

мелкие (до 1,5 м), когда возможна переправа вброд (колесная техника — до 0,8 м, гусеничная — до 1,5 м);

глубокие (1,5…5 м), переправа вброд невозможна, возможны другие виды переправ, в т.ч. строительство низководных мостов;

очень глубокие (свыше 5 м), когда возможна переправа на плавающих средствах и паромах, а также по наплавным и комбинированным мостам и практически невозможно строительство низководных мостов.

В паводок в результате разрушения гидротехнических сооружений и при других стихийных бедствиях глубина водной преграды может существенно возрастать.

Крутизна берегов водной преграды может ограничить использование различных переправочно-мостовых средств, резко снизить успех их применения или вызвать необходимость выполнения значительного объема работ по устройству съездов и выездов на трассах переправ и на подходах к мостам.

По крутизне берегов водные преграды различают на преграды: с пологими берегами (до 15°), когда выход техники и самоходных переправочных средств не затруднен; с крутыми берегами (15…25°), которые преодолеваются танками и техникой на их базе; с обрывистыми берегами (свыше 25°), когда необходимо оборудование съездов и выездов.

Ледоход на водной преграде при определенной его плотности (отношение суммарной площади льда к площади водной поверхности) вызывает значительные осложнения в применении переправочно-мостовых средств. В условиях ледохода с плотностью 0,2…0,4 необходима защита переправочных средств ото льда, использование специальных способов передвижения по воде и проведение других инженерных мероприятий. При плотности ледохода более 0,4 применение переправочных средств становится невозможным.

Ледостав на водной преграде может быть неустойчивым, устойчивым и с достаточной или ослабленной прочностью льда, что будет иметь место, в частности, при повышении температуры воздуха (при оттепелях и весной).

Основным содержанием преодоления водной преграды силами МЧС является процесс переправы, то есть процесс перемещения сил каким-либо способом с одного берега на другой.

Препятствия и их преодоление

1. Естественные препятствия.

А) Песчаные и каменистые мели и перекаты. Для легких туристских судов, как правило, серьезной опасности не представляют. Препятствия проходятся по наиболее глубокому месту, которое можно определить по темному цвету воды, большей скорости течения, крупной и ровной волне при ветре. В случае, если глубина недостаточна для прохождения груженой байдарки, лодки следует проводить, либо обносить.
Б) Быстрины. Удобны для движения на прямых участках рек без особенно больших уклонов, но на поворотах требуют осторожности. Во избежание навала лодки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега.
В) Топляки и одинцы. На малых и средних реках возможна встреча с затонувшими деревьями – топляками и одиночными камнями – одинцами. Если эти препятствия находятся под водой, то их узнают по кругам на воде, бурунам ниже препятствия или по так называемой вершине треугольника, образуемой двумя струями потока, разбивающегося о камень или дерево. Если одиночное препятствие вовремя замечено, лучше сразу изменить курс и обойти его. Если оно замечено с опозданием, следует резко затабанить с борта, противоположного препятствию, а затем выровнять лодку.
Г) Заросли. Нависшие над водой ветви деревьев и кустов могут служить причиной переворота туристского судна. Поэтому, особенно на быстрых реках, следует держаться подальше от таких мест и не пытаться затормаживать лодку, ухватившись за ветки руками.
Д) Заторы. Образуются из плавучего мусора в местах, где какие-либо предметы (бревна, ветки, проволока, колья, тросы) перегораживают русло. Заторы следует проходить и расчищать осторожно, помня, что ближе к окончанию их толщина (мощь) возрастает. Отнимают много времени и сил.
Е) Завалы. Образуются там, где упавшие деревья перегораживают реку. Имеют свойство сочетаться с заторами (сначала – затор, потом — завал). В случае завала, лодки приходится обносить по берегу, либо расчищать проход – растаскивать завал, прорубать, либо пропиливать проход. Имеют свойство расти от года к году. При высокой скорости течения важно заранее пристать к берегу, чтобы не быть затянутым под это препятствие.
Ё) Пороги. Порог – это участок реки с большим падением, высокой скоростью течения, обычно осложненный многочисленными камнями и стоячими волнами от сходящихся струй. О приближении к порогу можно узнать по замедлению течения и гулу от падающей воды. Несложные пороги встречаются уже на маршрутах 1-3 категории сложности, поэтому нужно знать хотя бы общие правила их прохождения.
Несложный порог по видимому фарватеру преодолевают, как быстрину, при положительной скорости лодки (то есть, при наличии собственной скорости вперед относительно скорости воды).
Если камней в русле много и их нельзя обойти стороной, приходится маневрировать между ними. Для этого надо притабанивать со стороны препятствия и делать сильные гребки с другой стороны, стремясь как бы «обтечь» камень корпусом лодки, все время просматривая дальнейший путь вперед.
На малых реках есть смысл держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями порога, так как здесь обычно глубины больше, а русло чище. Но на больших реках, где есть опасность быть залитым стоячими волнами, надо избегать движения через вершину треугольника.
В любом случае, если предварительный осмотр порога (обязателен) дает основания сомневаться в успешности его преодоления, надо проводить лодки вдоль берега, либо обносить его.

Читать еще:  Весенний уход за сливой, советы бывалых садоводов. Правильный уход за сливой в разные времена года Как ухаживать за деревом сливы

2. Искусственные препятствия.
Мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав относятся к искусственным препятствиям.
А) Мосты. На небольших реках их проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Предварительно надо убедиться, что перед мостом нет старых устоев, топляков, спиленных свай и других подводных и надводных препятствий. В случае обнаружения таковых, корректируется курс лодок. Следует помнить, что в пролетах течение заметно убыстряется. Подходить к мосту надо на малой скорости, заранее взяв точное направление. Особенно осторожными нужно быть при проходе под мостами, пересекающими реки под острым углом, — вероятность навала на препятствия в этих случаях выше.
Кроме того, пролеты мостов нередко бывают захламлены, что создает дополнительные трудности.
Б) Низководные мостики и клади. Иногда их можно преодолеть, откинувшись на дно лодки и убрав весла. Порой бывает нужно подтопить лодку, чтобы увеличить ее осадку. В крайних случаях такие препятствия обносят, либо разбирают, полностью или частично, расчищая проход.
В) Паромные переправы. Проходятся в соответствии с положением парома: или посередине реки над тросом, или под ним, прижавшись к высокому берегу.
Г) Плотины, шлюзы, запани, лесные заторы, молевой сплав, наплавные мосты. Такие препятствия обычно требуют обноса. Для этого нужно, не подходя близко к препятствию, пристать к берегу и просмотреть путь волока. Перед волоком байдарки нужно разгружать.
В отдельных случаях узкие пешеходные наплавные мостики или запани без заторов можно преодолеть в лоб, слегка притопив одно из звеньев моста или лесоудерживающего бона.
Шлюзоваться можно только с разрешения начальника шлюза. В шлюзе туристским судам не разрешается стоять близко к стенкам и воротам камер, находиться между большими судами. Выходить из шлюза следует сзади каравана судов.

Категории сложности водных препятствий

Сплав по реке всегда предполагает преодоление препятствий. Типы всех этих препятствий классифицированы и описаны, но из-за наличия множества специальных терминов часто бывает сложно понять, что же на самом деле они из себя представляют.

В этой статье простым языком описываются категории сложности водных препятствий и даётся представление о том, чего ожидать при неудачном их преодолении.

Категория 1

Препятствия этой категории считаются лёгкими. Для их преодоления не нужно проводить разведку и выбирать линию движения лодки.

К таким препятствиям относятся:

  • стремнины (участки с быстрым течением);
  • небольшие валы;
  • перекаты (мелководные участки).

Препятствия первой категории могут преодолевать туристы без опыта. Если при их преодолении оказаться за бортом, до берега будет легко доплыть. Снаряжение обычно в такой ситуации не страдает, лодку же может немного поцарапать.

Категория 2

Сравнительно простые препятствия. Проходить препятствия этой категории можно без разведки – линия движения видна с воды, скорость течения и уклон небольшие.

Если вы выпали из лодки, быстрее собирайте вещи и выбирайтесь на берег. Вёсла и какие-то вещи при этом могут потеряться, искать их придётся ниже по течению. Лодка может получить повреждения от подводных камней.

Категория 3

Препятствия данной категории считаются сложными. Завалы, препятствующие движению, камни, мелководные участки с быстрым течением (шиверы) – всё это бывает трудно обойти без потерь. Если вы оказались за бортом, с некоторыми личными вещами, возможно, придётся навсегда распрощаться – их унесёт поток.

На лодке после неудачного прохождения таких препятствий можно обнаружить вмятины.

Категория 4

Линия движения не видна с воды, поэтому перед прохождением препятствия желательно проводить разведку. Для препятствий этой категории характерно наличие бочек (пенных ям с хаотичным движением воды), валов и камней, но после них следует протяжённый спокойный участок. Для преодоления препятствий 4 категории желательно использовать страховку, а ещё безопаснее будет обойти их по берегу.

Оказавшись за бортом, выбраться на сушу бывает довольно сложно, а иногда лучше вообще не пытаться этого делать. Вещи смывает течением, и даже лодка может оказаться застрявшей в центре порога.

Категория 5

Такие препятствия считаются трудными: они могут представлять собой крупные бочки и валы или трудные для прохождения шиверу или порог, при этом препятствия следуют друг за другом. Проводить разведку и использовать страховку обязательно.

При неудачном прохождении большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается, лодка будет требовать ремонта, а оказавшийся за бортом человек может получить серьёзные травмы, такие как переломы, переохлаждение или сотрясение мозга.

Категория 6

Очень сложное и опасное препятствие. Представляет собой набор препятствий, переходящих одно в другое, при этом использование страховки затруднительно или невозможно. Препятствия этой категории рискуют проходить немногие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector