1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правильный выбор лыж для фристайла

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда?

Фрирайд – катание в отсутствии проложенных и укатанных трасс – это занятие для лыжников, которые хорошо освоили горнолыжный спорт. Езда по нетронутому снегу вне горнолыжной инфраструктуры дарит фантастическое ощущение свободы. Но такое катание опасно, оно требует определенной физической подготовки, умения ориентироваться на склоне, способности быстро реагировать и принимать правильные решения.

Так как фрирайдом увлекаются далеко не новички в горнолыжном спорте, как правило, каждый фрирайдер знает, какие лыжи его наиболее устраивают. Здесь многое решают личные предпочтения и субъективные ощущения при катании. Например, кому-то нравятся лыжи покороче и поманевреннее, другой предпочитает более длинные и жесткие. Однако на некоторые основные вопросы нужно ответить, чтобы дать начинающим общие представления о фрирайдерских лыжах и их выборе.

Если вы хотите кататься вне подготовленных трасс не просто хорошо, а отлично, то без специальной фрирайдерской экипировки не обойтись.

Не секрет, что и в горных лыжах-универсалах можно кататься по неподготовленному снегу. Большинство горнолыжников так и поступают: первые несколько раз спускаются по неутрамбованному склону на своих обычных лыжах и только через какое-то время пробуют купить специальные для фрирайда. Универсалы с талией 80-90 см хорошо ведут себя на разных по качеству трассах, в том числе и на целине глубиной до 20 см.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Паудер (powder)

Традиционные фрирайдовские лыжи – это паудер. Они – самые широкие из всех горнолыжных: имеют порядка 150 мм ширины в носке и пятке и около 120 мм – в талии. Есть и суперширокие модели, имеющие в талии до 140 мм.

Паудеры идеальны для катания по мягкому снегу глубиной от 20 см. Нетронутые «дикие» склоны гор или холмов, лесистые и овражистые места со слоем снега толщиной в 1 м – условия, для которых созданы паудеры. В то же время на укатанных склонах они медлительны и неповоротливы. А суперширокие варианты для этой цели не подходят совершенно.

Универсалы (all mountain)

Фрирайдерские универсалы уже, чем паудер, но шире обычных all mountain: имеют в пределах 130-140 мм на носке и в пятке и около 100-105 мм – в талии. Они хороши на мягком снеге глубиной до 30 см и на подготовленных склонах с разбитым снегом.

Именно all mountain freeride рекомендуются начинающим фрирайдерам. Они позволяют не только кататься по склонам с большим снегом, но успешно использовать их в ежедневной практике.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Длина и ширина

Общее правило: чем габаритнее (длиннее и шире) лыжи, тем они менее маневренны и требует прикладывания больших сил для управления. По этой причине слишком длинные и/или широкие лыжи не имеют очевидных преимуществ для начинающих фрирайдеров.

Оптимальные параметры фрирайдерский лыж для начинающих:

  • длина – соответствует росту лыжника +/-5 см;
  • ширина талии – 100-105 мм.

Для большинства опытных катающихся достаточными будут следующие параметры:

  • длина – рост + 5-10 см;
  • ширина талии – до 120 мм.

Более широкие варианты узкоспециализированы: они идеальны для полуметрового слоя зимнего снега и более.

Радиус выреза

Общее правило: чем меньше радиус, тем меньше дуга поворота. Поэтому:

  • если вы собираетесь кататься в лесу и по оврагам, то лучше брать более юркие лыжи с радиусом до 15 м;
  • если вы ориентируетесь на склоны, то радиус 20 м (или около этого значения) будет оптимальным.

Как правило, больший радиус имеют более узкие лыжи. Им не нужна лишняя суета, а больший радиус на склоне позволяет лучше управлять. И наоборот. Например, одна из уникальных паудер-версий имеет геометрию 165-108-140 и радиус выреза всего 11 м. По отзывам горнолыжников лыжи с такими параметрами идеальны для профессонального фрирайда:

  • никогда не тонут в снегу;
  • на фирне демонстрируют такой же ход как на подготовленной трассе;
  • не проламывают снежную корку.

В тоже время такие лыжи могут быть неплохим вариантом для начинающих фрирайдеров, которые имеют серьезное намерение кататься вне проложенных трасс.

Жесткость и весовой прогиб

Для классического фрирайда лучше выбирать мягкие и широкие лыжи, чем жесткие и узкие. Жесткость традиционно связана со скоростью и агрессивной манерой катания. Во фрирайде все наоборот: глубокий снег и невысокие скорости. Кроме того, более мягкими лыжами легче управлять. Но могут быть и исключения. Например, если вы предполагаете кататься преимущественно весной, когда снега уже немного, и он достаточно плотный, то жесткость будет предпочтительнее мягкости.

Весовой прогиб определяется визуально. У фрирайдерских версий он очень небольшой. Поэтому определить уровень жесткости у таких лыж обычным методом не получится.

Читать еще:  Упражнения для пресса и талии помогут вам всегда оставаться в идеальной форме

Естественно, параметр жесткости находится в непосредственной взаимосвязи с габаритами лыжника и длиной лыж. Скажем, если ваш рост 170 см, и вы берете лыжи 180 см, то жесткость должна быть средней при весе в 60 кг. Если лыжи будут короче, то они должны быть более жесткими.

В общем, категория жесткости весьма эфемерна, и, пока вы не встанете на снег, вы не сможете сделать адекватную оценку. Поэтому перед тем как купить, больше интересуйтесь отзывами других фрирайдеров, знакомьтесь с обзорами моделей, выпущенных в предыдущих сезонах и уже обкатанных другими горнолыжниками.

Производители и цены

Производством горных лыж занимаются десятки компаний. У каждого производителя имеется 10-20 и более исключительно фрирайдерских или универсальных моделей. В России популярны лыжи для фрирайда следующих брендов: Volkl, Movement, Salomon, DPS, Fisher, Rossignol, Majesty, Stockli, Whitedot, Atomic, Goodboards.

Традиционно Fischer и Rossignol лидируют в премиальном сегменте. В целом, ценовое различие между брендами несущественно. У каждого производителя можно найти дешевые или дорогие модели, лежащие в одной и той же ценовой категории. Диапазон цен – от $200 до $1300. Наиболее ходовые модели находятся в ценовом сегменте $400-$700.

На стоимость модели большее влияние оказывает не бренд, а сезон выпуска: самые дорогие – лыжи, выпущенные в текущем году и ориентированные на предстоящий сезон. Со временем эти модели теряют в стоимости и заменяются в топе новейшими версиями.

Правильный выбор лыж для фристайла

Фристайл – очень красивая и завораживающая разновидность спорта. Высокие скорости и невероятные трюки радуют глаз зрителя, смотрящего со стороны, а самому спортсмену дарят море адреналина и незабываемые эмоции. Если вы решили начать кататься на горных лыжах, первое, что нужно сделать — это правильно подобрать лыжи. Ни в коем случае нельзя покупать первые попавшиеся лыжи и идти с ними на трамплины или гору. Сначала нужно разобраться, какой дисциплиной фристайла вы бы хотели заниматься, а их бывает несколько видов:

У каждой из них существует своя специфика и потребность в определённых лыжах. Некоторые направления базируются на скоростном спуске, другие — на акробатических трюках. Наиболее распространённым среди любителей стилем сегодня является ньюскул. Для него и некоторых других трюковых стилей необходимы лыжи, загнутые с обеих сторон (так называемый твин-тип), а для остальных подойдут «обыкновенные», с изгибом только со стороны носка.

Правильный выбор

Первое, что необходимо сделать — это выбрать ростовку инвентаря. С одной стороны, новичкам не стоит перебарщивать с длиной, ведь с громоздким снарядом сложнее справляться. С другой стороны, некоторые модели, особенно твин-тип, очень легки и прочны, а на длинных лыжах вероятность получить травму ниже, так как они лучше амортизируют при прыжках и жёстких приземлениях.

Также длина зависит не только от роста. В лыжах для фристайла, по аналогии со сноубордом, делают акцент и на весе спортсмена. Чем больше масса его тела, тем лучше лыжи должны амортизировать приземления для наиболее комфортного катания. Тем не менее новичку желательно всё же не гнаться за длиной — ему будет комфортно кататься в лыжах, когда их длина на 5–10 сантиметров короче его роста, при среднем росте и нормальном телосложении (порядка 180 см и 75 кг). Если спортсмен имеет хорошую физическую подготовку, то ему можно выбрать и более длинный инвентарь для фристайла. Для девушек также существуют отдельные правила выбора длины, так как строение их организма отличается от мужского. Представительницам слабого пола следует выбрать длину на 10–15 сантиметров короче их собственного роста.

Жёсткость — также очень важный параметр при подборе. Начинающим подойдут лыжи помягче, так как в жёстких лыжах ноги испытывают чрезмерную нагрузку при приземлениях. Это происходит, потому что в жёстких вы приземляетесь безо всякого смягчения удара, а мягкие хорошо амортизируют приземления, поэтому ноги чувствуют себя в этом случае более комфортно. При выполнении некоторых трюков из фристайла, мягкие подойдут лучше, так как в них не так страшно недокрутиться или перекрутиться. Недостатки у мягких конструкций, несомненно, тоже есть. Например, на высоких скоростях спортсмен на подобных лыжах чувствует себя неустойчиво, в отличие от более жёстких экземпляров.

Разновидность

Различаются горные лыжи и по типу конструкции. Они бывают двух типов: «сэндвич» и «кэп». Каждый лыжный тип предусмотрен для определённых качеств спортсмена и стилей езды. Основная часть у «сэндвича» сделана из слоёв дерева с углеволокном, которым также обёрнута сама конструкция. Эта часть ограничена сбоку и сверху специальными панелями, а снизу — скользящей поверхностью. У «кэпа» нет боковых стенок, а верхнее покрытие доходит прямо до скользящей поверхности. «Кэпы» легче и жёстче, а «сэндвичи» прочнее и лучше амортизируют. Также «кэпы» дешевле, но «сэндвичи» легче в ремонте. Исходя из этих параметров, выбирайте сами, какой тип конструкции вам больше подойдёт.

Помните, что не существует таких лыж, которые бы подошли под любой стиль катания. Если вам по душе лыжный спорт в различных его проявлениях и вы собираетесь кататься во многих местах: в парке, на горах, на трассах — то и лыжи для каждого случая нужны отдельные. Для новичков же подойдут не слишком широкие твин-тип, так как они являются более или менее универсальными, несмотря на то, что прогресс в разных стилях будет сильно отставать.

Также не забывайте, помимо правильного инвентаря, выбрать хорошую защиту: лыжный костюм, шлем, перчатки и ботинки. Экипировка очень важна для фристайла, ведь именно она защитит вас от нежелательных травм при падениях, которых будет достаточно поначалу.

Правильно выбранные горнолыжные ботики способствуют повышению эффективности езды, не создавая дискомфорта. На что обращать внимание при выборе горнолыжных ботинок.

Читать еще:  Всё о правильной покупке велосипеда

Как выбрать горные лыжи? Какие горные лыжи бывают, их классификация, что влияет на их выбор горных лыж и на какие параметры необходимо ориентироваться начинающему горнолыжнику.

Фрирайд является одной из самых интересных и захватывающих технологий горнолыжного катания. Мы расскажем, как правильно подобрать для него снаряжение.

Как выбрать первые лыжи для внетрассового катания

Как помочь «начинающему» фрирайдеру (безотносительно его предварительной горнолыжной подготовки) выбрать свой первый комплект снаряжения?

Если посмотреть горнолыжные интернет-ресурсы, это, пожалуй, один из самых обсуждаемых там вопросов, по количеству кликов сравнимый только с «научите правильно катадзе» и «90-60-90 ищет попутчика для паездки в КуршАвель». Зачастую три этих топика начинаются одновременно одним пользователем по принципу «Хочу всё и сейчас».

Скажу сразу, увидев такой вопрос в начале темы, дальше не читаю, потому что практически каждый ответивший непременно расскажет о себе любимом и своём «любимом» (т.е. инвентаре), и критерий объективности отнюдь не самое важное в подобных обсуждениях. Поэтому не знаю, будут ли мои советы какими-то откровениями для интересующихся, но в любом случае постараюсь, чтобы они были полезными.

Есть всего одна беспроигрышная рекомендация: пробуйте сами.

На самом деле человеку с большим опытом довольно трудно что-либо советовать начинающему, так или иначе «опыт» будет довлеть, и личные ощущения от какой-то определённой модели лыж не совпадут с ощущениями не то что новичка, но даже товарища со стажем. Есть одна беспроигрышная рекомендация: сначала пробуйте сами, а потом покупайте то, что подходит больше всего конкретно вам. По идее эту статью можно и закончить на этом месте. Но пару прописных истин на пару листов ещё упомяну.

Святослав Рычков

Опыт катания с 1980 года. Работал лыжным гидом и инструктором.

К вопросу о ширине талии

Попытаюсь вспомнить себя, ищущего свои первые лыжи для глубокого снега. Как и многие, старательно штудировал результаты тестов различных лыжных журналов и форумных гуру, а в результате мне понравились лыжи, которые на тот момент всеобщего восторга не вызывали. Если быть точным, это были мои вторые целинные — Salomon Pocket Rocket. А первые выбрал просто по геометрии: сочетание максимальной ширины с минимальным собственным радиусом поворота. Ими были Kneissl (уже несуществующий бренд) с талией 80 мм, самой широкой не только в коллекции бренда того года, но и на европейском рынке. Не говорим о североамериканском рынке, где уже присутствовали модели от Atomic и Volkl для хели-ски с шириной более 100 мм, выпускавшиеся, как ни странно, ещё с «докарвинговых» времён.

Всё изменилось довольно резко в начале нулевых, которые у производителей горнолыжного инвентаря начались под лозунгом «Карвинг в массы, фрирайд — молодёжи!» Интересно, что в этой парадигме, так или иначе, мы живём и поныне. Первыми как всегда стали наши «американские друзья» в массовом сегменте — фирма К2. Помимо них в Штатах и Канаде уже на тот момент существовало немало гаражных брендов, выпускавших широкие лыжи для фрирайда и телемарка. Впрочем, было бы несправедливо не упомянуть, что в Европе тоже кое-что было. Так вот, K2 отважились на модель с талией около 90 мм (AK Enemy, а потом Seth Pistols), с тех пор эта ширина стала стандартом для фрирайд-универсалов.

Лыжники с хорошей техникой, любящие трассовое катание, предпочитают именно такие модели — с талией 90-100 мм, по своим ходовым характеристикам стоящие ближе к расширенному слалом-гиганту (классическая постановка креплений, сочетание кэмбера с передним рокером, задний может и отсутствовать, возможно наличие титанала в конструкции, с хорошей торсионной жёсткостью), чем к целинным твинтипам с серединной постановкой креплений. Такая талия сочетается с собственным радиусом от 18 до 24 м (больший радиус требует более мощного, скоростного катания, а соответственно большего умения и силы). Эти универсалы отлично ведут себя на подготовленной трассе, но благодаря ширине уже всплывают в целине, всё зависит от её плотности и умения самого лыжника, а оно требуется.

Мягкие vs жёсткие

Но вряд ли эксперты читают подобные статьи — они сами дают рекомендации. Поэтому продолжим для тех, кто ещё не силён в технике (но, может, о себе так и не думает), но пофрирайдить уже не прочь.

Сразу бы хотел предостеречь от расхожего заблуждения, что чем лыжа жёстче, тем она «спортивнее», подразумевая продольную жёсткость. На самом деле «спортивность»-цепкость на льду связана с высокой торсионной жёсткостью, которую проще получить в продольно жёстких лыжах, но не обязательно (современные технологии тому в помощь). Выбор модели по жёсткости — очень индивидуальное дело и многофакторное. Обобщая, выделим следующие конструктивные особенности, характерные и для узких, и для широких лыж:

  • Жёсткая середина в моделях с кэмбером обеспечивает лучшую цепкость на льду: чем длиннее эта часть, тем на большей скорости вы стабильно (без срывов канта) можете делать резаные повороты.
  • Мягкая передняя часть (назовём это носком лыжи, хотя сам носок гораздо короче, чем то, что мы имеем в виду под этим названием — переднюю треть или четверть лыжи) облегчает вход в поворот, но требовательна к «продольной» работе — маятниковый перенос веса лыжника по длине лыжи в повороте. Слишком резкая загрузка носков может привести к тому, что лыжа взбрыкнёт, и вы полетите через голову.
  • Жёсткая пятка (опять же: не сама пятка, а, в среднем, последняя четверть длины), подстраховывает на приземлениях, но требовательна к технике: чуть «засиделся» в повороте — и уже несёшься вниз напрямую. Мягкая пятка в такой ситуации может просто вывезти поперёк склона, но при ошибке в приземлении уложить на спину. Да и как объективно считать, что мягко, а что жёстко? Порой можно услышать прямо противоположные мнения об одной и той же модели, хотя дотошные американские парни проводят тесты на жёсткость, нагружая лыжу стандартным весом и измеряя изменение прогиба.
Читать еще:  Материалы для утепления окон на зиму. Утепляем окна на зиму современными материалами и классическими методами. Как утеплить откосы пластиковых окон

Ростовка

Не вызывает споров, пожалуй, только один показатель — площадь скользящей поверхности лыжи. Абсолютная объективность, ни прибавить, ни убавить, если только не сломать. Понятно, что лыжи с большей поверхностью всплывают легче, т.е. на меньшей скорости. И тут мозг начинающего фрирайдера начинает дымиться от напряжения. Логика советует брать более широкие лыжи, а пугливое подсознание призывает к осторожности: «Ты не справишься с лыжами, которые шире твоих обычных на 40, а то и более миллиметров»! Расскажу историю. Человек, не умевший кататься на лыжах вообще, полетел за компанию со своими друзьями на хели-ски. Ну, и стало ему скучно, а может, обидно одному в вертолёте сидеть, ожидая других. Решил попробовать. И поехал. Технически, может, и неверно, но поехал. Потому как широкие лыжи в целине едут почти так же, как узкие по ратрачке. Опасаться стоит, скорее, не ширины, а излишней длины, особенно, когда форумные гуру талдычат про «. мочить и спрямлять и short skis sucks!»

Да, длина даёт преимущества на ходах, скоростную стабильность, но что делать, если техники ещё недостаточно и «поворот стопами» — незнакомое словосочетание, а перед вами не ледниковые поля среднего уклона, а лес или узкий кулуар, снег мокрый, а то и разбитый. Ответ один: берите лыжи в рост или немного выше. С годами я и многие мои хорошо катающиеся друзья (что интересно, разного роста и веса) пришли к решению: не длиннее 186 см! Такая длина оптимально сочетает стабильность и вёрткость. Хотя мода на двухметровые шпалы и нас не обошла.

Радиус поворота лыжи

Поговорим о собственном радиусе поворота лыжи (СРП). Для тех, кто не знает, что это означает, поясню. Если продлить линию выреза лыжи (вдоль канта), то она рано или поздно замкнётся в окружность, радиус которой и указан на каждой лыже. Такое геометрическое действие возможно, только если вырез одного радиуса (монорадиус) — такой у большинства райдовых лыж (у нас все такие), он обеспечивает просчитываемое ведение дуги.

Мультирадиус

Но бывает и мультирадиус, например, двойной как у моделей с V-shape (в текущем сезоне таких лыж у нас нет). V-образная форма, носок шире пятки, меньший радиус на носке облегчает вход в дугу, а больший на пятке даёт спокойно её завершить, кроме того такая форма обеспечивает «автоматическое» всплывание носка (а узкая пятка — тонет). Scott в некоторых своих моделях (например, Scrapper) использует иное распределение радиусов: очень большой в средней трети и меньшие на концах (возможность укоротить поворот активной продольной работой).

Лыжи с радиусом до 20 м

Целевое назначение короткорадиусных (до 20 м СРП) моделей — backcountry-freestyle. Наиболее популярны у начинающих райдеров из-за лёгкости использования в целине, чётко режут на жёстком снегу короткой центральной частью, а довольно длинные концы с рокером включаются в работу в глубоком снегу, стабильны на скоростях от низких до средних.

Лыжи с радиусом более 20 м

И третья группа лыж, о которой коротко упомянул в начале статьи, — с СРП больше 20 м. Довольно жёсткие продольно, задний рокер отсутствует или не выражен, с талией от 100 до 115 мм. Будут интересны мощно катающимся райдерам в самых разнообразных условиях. Кстати, именно такие модели дублируются производителями в облегчённом варианте для любителей фрирайда/ски-тура.

Пара замечаний по сочетанию формы лыжи с кэмбером и рокером. Наиболее характерное — весовой прогиб (кэмбер) в средней части совпадает с вырезом (часть лыжи от сечения с максимальной шириной в передней части до аналогичного в задней, за этими сечениями начинаются рокеры — подъёмы носка и пятки). Чтобы уменьшить инертность концов (многим не нравится, как они «болтаются» в плоском ведении, когда лыжи слабо закантованы), производители используют различные технологические новшества, призванные редуцировать вес и площадь этих частей лыжи. Некоторые бренды под чисто целинное катание производят полнорокерные (кэмбер наоборот) модели. Их преимущества в глубоком снегу очевидны, а вот на жёстком они требовательнее к технике (продольному балансу) лыжника.

Таким образом, оценив свои физические и технические возможности (или их недостатки), можно приблизительно понять какой формы, ростовки и жёсткости должны быть ваши первые лыжи, важно, конечно же, понимать, в каких условиях вы будете кататься. Многие заблуждаются, предполагая найти универсал на все случаи в горах, а начинающие к тому же хотят сделать это с первого раза. Блажен, кто верит.

Наш топ-10 лыж для новичков во фрирайде

Подборка лыж этого сезона. Одни уже в магазинах и на сайте, другие в пути и скоро появятся в наличии.

Movement FLY TWO 115

172 см (138/115/133 мм, 18 м) | 180 см (138/115/133 мм, 19 м)

DPS Alchemist WAILER 112

168, 178, 184 и 189 см, 141/112/128 мм, 15-18 м (184 см)

Black Crows Anima

182 см (142/115/126 мм, 21 м)

Fischer Ranger 102 FR

184 и 177 см, 136/102/126 мм, 18 м, 2 кг

ZAG Slap 104

182 см, 125/104/136 мм, 19 м

ZAG Slap 112

182 см и 188 см (130/112/141 мм, 22 м)

Atomic Bent Chetler 120

184 см (143/120/134 мм, 19 м) и 192 см (144/120/135 мм, 20 м)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector