6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О трансмиссии велосипеда

Что такое трансмиссия велосипеда?

Виды трансмиссии велосипеда

Многие начинающие велосипедисты ошибочно считают, что трансмиссия — это всегда цепь и звездочки, но это не так. Существует много видов:

  • Прямой, когда ведущее колесо с педалями скреплено напрямую, без применения системы с цепью. Такая трансмиссия встречается на пенни-фартингах, моноциклах (с одним колесом), трехколесных детских велосипедах.
  • Зубчатой, в которой используются шестеренки с зубьями.
  • Вальной, в которой используются валы для передачи крутящего момента.
  • Ременной. Здесь используются ремни, которые, в отличие от цепей, не требуют смазки.
  • Гидравлической. Используется гидравлическая система, а не механическая.
  • В виде планетарной втулки, состоящей из большого числа деталей и напоминающей коробку передач автомобиля.
  • Комбинированной, являющейся гибридом сразу двух видов трансмиссий для велосипеда: внешней и внутренней (планетарной).

Каждый из перечисленных типов имеет свои преимущества и недостатки, а также целевое назначение.

Составные части трансмиссии

Классические вариант трансмиссии велосипеда имеет много частей. Рассмотрим каждую из них.

Система ведущих звёзд

Это передний набор звёзд велосипеда, расположенный на валу каретки. Служит для преобразования поступательного движения ног велосипедиста во вращательное и изменения передаточного отношения (при наличии переключателя передач).

Кривошипы (шатуны) соединяют оси педалей с осью каретки. Звёзды прикрепляются, как правило, к правому шатуну. Существуют системы как с несъемными звёздами, так и поставляемые отдельно от звёзд.

Систему можно разделить на группы:

  • MTB системы для горных велосипедов
  • DH (англ. DownHill) системы
  • Шоссейные системы
  • Системы для дорожных велосипедов
  • Системы с несколькими звёздами
  • Планетарные системы
  • С одной звездой
  • С двумя звёздами («двойники»)
  • С тремя звёздами («тройники»)

Этой информации достаточно, чтобы получить общее представление о системе.

Каретка

Каретка велосипеда — это подшипниковый узел, который соединяет шатуны с рамой и обеспечивает функцию крутящего момента шатунов велосипеда.

Каретка расположена в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении нижних перьев велосипеда.

Система задних звёзд

Система задних звёзд — находится на заднем колесе и крепится к втулке. Состоит она из ряда различных по размеру шестерен — звезд, которые обеспечивают широкий спектр передач в зависимости от количества зубцов звезды. Благодаря кассете можно с легкостью преодолевать подъемы и быстро ехать по прямой.

Существует 2 типа систем: кассета и трещотка. Вторая считается устаревшей и ненадёжной, зато дешевой.

Задняя втулка

Это центральная деталь колеса, которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках. В трансмиссии велосипеда участвует только задняя втулка.

Задняя втулка велосипеда

Если с правой стороны имеется резьба, то такая втулка предназначена для установки трещотки. Втулка под установку кассеты имеет прикреплённую полым болтом трещотку в виде шлицевого барабана, на который надеваются задние звёзды.

Задний и передний переключатели скоростей

Переключатель скоростей (передач) задний. Выполняет не только функцию переключения передач, но и регулирует натяжение цепи (поддерживает ее во время переключений). Изменение передачи осуществляется путем перевода цепи с одной звездочки на другую.

Задний и передний переключатели

Передний переключатель — переводит цепь с одной звезды на другую, как и задний переключатель, но при этом не регулирует натяжение цепи. Он есть только у велосипедов с 2 и 3 передними звездами.

Велосипедная цепь

Цепь – составляющая ходовой велосипеда, которая передает энергию от педалей, через шатуны и звезды к заднему колесу. Цепь состоит из звеньев, которые могут быть соединены между собой пином или замочком. Цепи могут быть разной ширины и иметь большее или меньшее расстояние между узлами (спинами).

Именно благодаря цепи вся трансмиссия велосипеда работает как единое целое.

Шифтеры или же манетки

Шифтеры — рычаги которые находятся на руле, и работают как коробка передач в автомобиле. С помощью тросов они соединяются с задним и передним переключателями передач. Нажимаете на рычаг — цепь перекидывается на нужную звездочку спереди или сзади.

На этом перечень компонентов классической велосипедной трансмиссии подходит к концу.

Немного о подборе бюджетных компонентов для трансмиссии велосипеда

Можно поподробнее, качество цепи как-то на ездовые хар-ки влияет? В данном случае разница КМС и Campagnolo record c9 в чем ощущается?

Как так выходит то? Прям по сухому катался и хрустит?

Моей кмцшке 3800 км. с прошлого лета. Все гут.

Я вначале подумал что она так быстро у тебя померла.

А кампагноло не хрустит пылью выходит? Интересно.

Попробую. Уже не впервой слышу похвалы в сторону итальянцев.

Интересно будет увидеть мнение других велосипедистов.

Турней 6 т.км. + ревошифты. На шестой правый рево лопнул по пластмассе. Далее были заменены вместе с велосипедом.

Скорее всего это у меня был какой-то сумрачный турней. Остальные хаят.

А так вроде все в кассу.

Однако от себя отмечу, что понтовые детальки вторичны. Главное физ.форма и желание.

Туризм по карелии- финляндии и в половине случаев нихуя не асфальт. Нормально прожил.

Нет, не будет. Люфты будут присутствовать. Примерно такие же как и в Асере. Но прям говорить что ездить на нем только вокруг клумбы — уже попахивает секстанством и велофорумами 🙂 Когда народ годами дрочит на железки вместо катания.

Сейчас у меня диор. Ну да, не люфтит, переключает по четче. Но капитальной разницы я не вижу. Половина проблем турнея — это манетки идущие с ним в комплекте, стоит их только по человечески настроить и турней будет вполне сносно работать.

Читать еще:  Как устроена задняя втулка велосипеда с ножным тормозом

Ну хрен знает. У меня как был диапазон переключений с 2-5 на 2-9 и 3-5 на 3-9 так и остался по трассе. По рельефу карелии и финки вполне хватает.

ну пески еще на 1-1 1-4 если совсем злобный рельеф.

Пробег около 3т км. в сезон.

Еще раз убеждаюсь что у меня какой то волшебный турней был. Манетки да — с ними был пиздец и разочарование.

Либо я просто не парился по поводу переодических перескоков цепи при сильной тряске.

Лично по мне так лучше втулки поставить на шарах, есть хорошие уровня ХТ, а вот систему поставить посовременнее, с кареткой на промах. Ибо за свой опыт с самыми обычными втулками на шарах проблем у меня еще не было (перебирать раз в сезон и все летает), а вот на картриджную каретку я ой как бомбил.

Стоит каретка shimano XT-SLX BB70, полет нормальный) Слышал жалобы на BB51, видимо она несколько хуже

Что характерно, дохнут, в первую очередь, именно левые.

Ну у меня на этой каретке только около 1.5к, в начале этого сезона ставил. Учту твой опыт в будущем, спасибо)

Ну то что промы много лучше шаров, спору нет) Просто лично я пока не вижу смысла переходить с вполне живых шаров на промы и тратить на это около 8к за комплект (эти деньги я потратил на систему ХТ с неслетайкой — счастья полные штаны). Да и не думаю что многие тут будут грузить велосипед настолько, чтобы сомневаться в шарах. Мой вел переживал не очень удачные дропы и все в целом норм.

А постоянный треск каретки замучал, никакая чистка/переборка не помогала надолго.

Я не знаю за что тебя заминусовали, но из твоего поста я получил много полезной информации. Спасибо!

Немного своего опыта: на моём Author Basic 2014 стоит кассета Shimano HG-20 — вроде как полное говно, но никаких нареканий к ней нет, спереди Suntour XCR-T414 — тоже всё прекрасно, переключатели Shimano Acera (передний) и Alivio (задний) — с передним всё в полном порядке, пользуюсь им довольно часто (взял привычку начинать движение с малой звезды, а потом переключать выше), задний повредил во время падения, но замена петуха и тщательная настройка помогли — работает как часы. Манетки Shimano Acera — никаких проблем. Самое проблемное место это цепь — Shimano HG53 — будучи криворуким донельзя, я несколько раз её расклёпывал и склёпывал обратно прежде чем купить замок, и теперь она периодически разлетается. Не знаю, хватит ли её до конца сезона. Всё это хозяйство проехало за весь прошлый сезон и начало этого 3500 километров по асфальту и грунтам, пережив одну замену тросов и полное ТО зимой.

Автор ты. просто няша! Я как раз убила свой говновелек и собираюсь поменять все это железо, теперь хоть буду знать что мне продавцы будут впаривать! Блин, хочу разбираться в этом больше. я весь год на работу езжу, не хочется новые комплектующие тоже убить.

Все, если откинуть личные пристрастия по компонентам, вполне грамотно и будет полезно желающим вникнуть в тему, непонятно, с чего минусы. От себя еще добавлю, что на переключение, вопреки дрочке на переклюк, больше влияет качество манеток и поддержание вменяемого состояние тросов и рубашек. Ну и про меньшую выносливость многоскоростных трансмисиий уже давно миф все это. Моя десятискоростная кассета прошла уже 5к+ по самым разным говнам и только-только начала показывать признаки износа. Впрочем, я езжу в 4 цепи.

Где ты ездишь, что тебе 3х8 не хватает?:)

Так дело-то не в «не хватает», а в удобстве. У меня и на десятке бывает, что щелкнешь туда — великовата передача, щелкнешь обратно — низковата. Понятное дело, что это все не критично, если хочешь катать, но если готов раскошелиться на больший комфорт от езду, то почему бы и нет?

Если честно — я ждал хоть пару строк о вот таком творении (планетарная втулка)

на мой взгляд — отличная вещь, хоть и не лишенная недостатков, но и со своими преимуществами.

Она не бюджетный компонент) Я с ними сам не сталкивался, но говорят, что хорошая планетарка стоит от 700 баксов. Да и в цену «бюджетной» планетарки уложится вся моя нынешняя трансмиссия. Вообще, я рассматривал всё с позиции велотуризма, поэтому мыслей о планетарках даже в голову не пришло.

Не могу не согласиться. Единственная бюджетная планетарка нормального качества — Shimano Nexus на 3 скорости — стоит более 4 000 руб. Но это 3 скорости, я ими сыт уже по горло, этого реально очень мало)

В конце непонятно, как это вел с 3 цепями(картинка)? И что такое: взять 2 цепи и менять их местами каждые 300-1000 км?

В результате таких манипуляций, кассета сдохнет не за 1,5-2 тык, а проходит 6-8 тык, а то и больше.

Суть метода в том, что цепи растягиваются равномерно, и растянутая цепь не так быстро съедает зубья кассеты. Если первую цепь проносить «до упора», а потом попытаться поменять на новую, то новая цепь на убитых звёздах будет скакать на зубьях при малейшей нагрузке. То есть, кассета — под замену, вместе с цепью. Но цепи-то дешевле кассет)

Впрочем, если пробег за сезон менее 1 тык, можно и не заморачиваться.

но в конце картинка не понятна , как так с 3 цепями прям сразу?

Вот везде пишут про втулку на промышленных подшипниках. Как она вообще выглядит и как внешне отличается от обычной?

Читать еще:  Консервация горных лыж

Попрыгун

Трудности воспитания медленных детей

Тараканю вчера на велике утром, наблюдаю привычную в целом картину — один из основных петербургских проспектов, машинам зеленый, пешеходам красный. Поток машин вроде как прерывается, и на красный стройной шеренгой ломятся пешеходы.

Так как рядом районная поликлиника и еще детская поликлиника недалеко, то состав перебегающих — как в новых сериалах про супергероев: бабка с ходунками, чувак на инвалидной коляске, чувак в шлепанцах (в Питере +3 сейчас), самокатовод и мамаша с дочерью лет 10 в комбезе и капюшоне, из которого даже нос не видно. Выглядит как маленький ультрамарин.

Что больше всего порадовало — мамаша не тащит дочь за руку на красный, как это делают все приличные гондоны родители, а просто перебежала на красный и смотрит с безопасного расстояния, как дочь уныло плетется вслед, отставая даже от бабки с ходунками. По дороге в 4 полосы, на красный.

На мой велосипед, который едет на зеленый, ясен пень, никто внимания не обращает. Но на этот случай мне в Велодрайве (ненавижу вас, сволочи) продали верное средство — тормозные колодки, которые имитируют ТОРМОЖЕНИЕ ЛОКОМОТИВА! Я хз, как можно добывать такой звук из такого маленького куска пластика, но эта херня издает скрежет громче, чем пневматический гудок AirZound. Короче, притормаживаешь — и от тебя даже трамваи шарахаются. Очень удобно, уши только болят.

Торможу я, значит, адский скрежет, нарушители врассыпную, все живы, справедливость восстановлена. Девочка долетает до мамы на тротуаре, та невозмутимо берет её за руку и они продолжают путь по тротуару. Краем уха слышу мамашину тираду:

— Вот чо ты так медленно ходишь? Мы даже когда на КРАСНЫЙ переходим, ты медленнее всех идешь. 111

— (влезаю в чужой разговор) А зачем вы вообще на красный переходите.

Трансмиссия велосипеда

5 минут Автор: Михаил Скворцов 549

Велосипедная трансмиссия – это оборудование для велосипедов, являющееся сложной системой и предназначающееся для передачи усилий мышц велосипедиста на заднее колесо велосипеда для движения.

Составные части трансмиссии

Трансмиссия велосипеда состоит из таких составляющих:
Кассета. Это находящаяся на колесе и прикрепляющаяся к нему с помощью втулки часть трансмиссии. Она состоит из одной шестеренки или из двух-трех разных по размеру шестеренок. Их также называют «звездами».

Еще одна часть трансмиссии – «система» (также называется цепной привод). В нее входят, кроме кассет (это звезды или шестерни), каретки, на которых и вращаются подвижные части — шатуны и цепи. Последние связывают все элементы в одну систему. Цепи устроены таким образом, что передают усилие для прокручивания колес с эффективностью до 98%.

Цепи для велосипедов могут быть разной ширины и иметь большее или меньшее расстояние между узлами (спинами), то есть между теми местами, вокруг которых происходит поворот участков цепи при ее движении и которые скрепляют звенья.

Переключатель скоростей (передач) задний. Выполняет не только функцию переключения передач, но и регулирует натяжение цепи (поддерживает ее во время переключений). Изменение передачи осуществляется путем перевода цепи с одной звездочки на другую.

Переключатель передний. Еще один переключатель скоростей (но без функции регулировки натяжения). Передний переключатель есть только на тех велосипедах, у которых впереди две и более звездочки. Устройство изменяет несколько параметров: частоту вращения педалей, угловую скорость, а также крутящий момент велосипедного колеса.

Шифтеры (манетки переключения). Это специальные рычаги, с помощью которых (также в этом участвуют тросики) велосипедист регулирует переключение передач. Они обычно крепятся на руле, справа и слева от него. Тросики находятся в своеобразных защитных приспособлениях — в рубашках — жестких трубках, которые присоединяются прямо к раме велика.

Для чего нужен переключатель скоростей?

Передачи нужны велосипедисту для регулирования усилий, прилагаемых для кручения педалей на разных участках местности: равнина, подъем, спуск. Если велосипед (например, устаревшая модель с маленьким и большим колесом, называющаяся пенни-фартинг) имеет фиксированную передачу (одну-единственную), то одна прокрутка педалей будет крутить колесо также на один оборот.

У тех велосипедов, которые имеют переключатель скоростей, есть возможность достичь оптимальной частоты вращения педалей (каденса), с приложением адекватного количества усилий. Для горного подъема используют большие звезды (шестерни) сзади в сочетании с маленькой передней звездой. Для равнинной местности без ветра можно переключаться на заднюю шестерню поменьше.

Виды трансмиссий велосипеда

Трансмиссия для велосипедов может быть:

  • Прямой, когда ведущее колесо с педалями скреплено напрямую, без применения системы с цепью. Такая трансмиссия встречается на пенни-фартингах, моноциклах (с одним колесом), трехколесных детских велосипедах.
  • Зубчатой, в которой используются шестеренки с зубьями.
  • Вальной, в которой используются валы для передачи крутящего момента.
  • Ременной. Здесь используются ремни, которые, в отличие от цепей, не требуют смазки.
  • Гидравлической. Используется гидравлическая система, а не механическая.
  • В виде планетарной втулки, состоящей из большого числа деталей и напоминающей коробку передач автомобиля.
  • Комбинированной, являющейся гибридом сразу двух видов трансмиссий для велосипеда: внешней и внутренней (планетарной).

Планетарная втулка

Планетарная втулка (механизм внутреннего переключения скоростей) в основном применяется на обычных велосипедах, не предназначенных для особых и нестандартных нагрузок. Она состоит из таких деталей:

  • Солнечной шестерни, находящейся в центре и прикрепленной к оси колеса велосипеда.
  • Планетарные шестеренки или саттелиты, крутящиеся вокруг первой (детали названы так из-за того, что их положение напоминает планеты и солнце).
  • Элемента, который называется «водило». Он фиксирует предыдущие элементы между собой.
  • Эпицикл или эпициклическая шестерня. Она окружает все саттелиты и центральную солнечную шестерню. Именно она вращается от кручения педалей велосипедистом.
  • Шлицевой привод, скрепляющий и передающий крутящий момент от звездочки колеса до механизма планетарной втулки.

Настройка трансмиссии велосипеда

Что касается настройки трансмиссии велосипеда, этой чрезвычайно важной части ухода за велосипедом в процессе его эксплуатации, она проводится в несколько этапов:

  • Проверка натяжения троса (для лучшей работы можно предусмотреть запас и немного расслабить его).
  • Проверка работы тросика и подкручивание трех винтов (H, L, что значит, соответственно, «High» и «Low», а также винта натяжения) так, чтобы ролики, расположенные с двух сторон от велосипедной цепи, были точно на одной линии с самой большой и с самой маленькой звездой.
Читать еще:  Юкки Парк – горнолыжный комплекс на окраине Питера

Работа трансмиссии велосипеда — это то, что должен знать каждый велосипедист, ведь исправление возникающих поломок, а также уход за элементами трансмисси и ее настройка — вопросы, с которыми придется столкнуться каждому владельцу велосипеда.

Трансмиссия горного велосипеда: что к чему?

К середине ХХ ст велосипедисты, у кого не было планетарки на три скорости, по любой местности катали на одной фиксированной передаче.

Сейчас некоторые отчаянные все еще ездят на фиксированной передаче, но большинство из велолюбителей все же в полной мере пользуются новыми технологиями, которые облегчают катание на велосипеде.

Так, за последние 30 лет все виды велосипедов подверглись прогрессивному развитию и одной из значимых улучшений стала трансмиссия. С ее помощью стало возможным корректировать усилия, необходимые для езды по рельефной местности.

Мы разобрали сложный механизм передач: цепь, звездочки, переключатели, чтобы продемонстрировать принцип его работы. Также эта информация будет полезной для тех, кто хочет в дальнейшем улучшать оснащение своего железного коня самостоятельно.

Для чего нам передачи?

Передачи имеют существенное значение при преодолении подъемов, сложных спусков, ведь они помогают сбалансировать энергию, затраченную на педалирование.

Во время физических нагрузок выше своей головы не прыгнешь, да и смысла в этом нет. Натренировать выносливость и силу можно только со временем, а передачи как приложение, увеличивает Ваши показатели. Мощность педалирования определяется силой, которую Вы прикладываете для вращения педалей, а также скоростью, с которой Вы их обращаете.

Эффективное использование энергии является предпосылкой успеха большинства спортсменов, особенно гонщиков кросс-кантри. А ускорение на высокой передаче или быстрое вращение педалей на низкой приводит к значительной усталости мышц. Поэтому важно уметь правильно выбрать передачу, которая будет соответствовать Вашим возможностям, особенностям местности и наклонам трассы.

Составляющие трансмиссии

Для понимания принципа работы передач, их комбинирования и соотношения, разберемся с наполнением механизма трансмиссии:

Кассета — находится на заднем колесе и крепится к втулке. Состоит она из ряда различных по размеру шестерен — звезд, которые обеспечивают широкий спектр передач в зависимости от количества зубцов звезды.


Фото: кассета и переключатель

Цепной привод (кассета) — находится в передней части трансмиссии и состоит из цепи, передней шестерни (звезды) и шатунов. Велосипед может быть оборудован звездами от 1 до 3, в зависимости от стиля и назначения езды.


Фото: цепной привод

Задний переключатель скоростей (передач) — находится на задней части трансмиссии и отвечает за перевод цепи с одной звезды на другую. Более того, переключатель поддерживает натяжение цепи во время ее перемещения при переключении передач.


Фото: задний переключатель

Передний переключатель переводит цепь с одной звезды на другую, как и задний переключатель, но при этом не регулирует натяжение цепи. Он есть только у велосипедов с 2 и 3 передними звездами.


Фото: передний переключатель

Шифтеры — рычаги, которые находятся на руле, и работают как коробка передач в автомобиле. С помощью тросов они соединяются с задним и передним переключателями передач.


Фото: шифтеры

Комбинации и соотношения

Правильная настройка передач на велосипеде поможет Вам крутить педали эффективно.

Необходимо учитывать некоторые факторы прежде чем переключаться на другую звезду или заменять существующую трансмиссию.

Соотношение передач может быть рассчитано с помощью соотношения количества зубцов на передней и задней звездах. 32 зубцы на передней звезде с 16 зубцами на задней звезде дает соотношение 32/16, то есть 2/1. Это соотношение дает число оборотов колеса за период одного оборота педалей. Таким образом, в случае соотношение передач 2/1, один полный оборот педалей приведет к двум полным оборотам колес.

На выбор передачи влияет и размер колес велосипеда. Одна и та же передача на 26″ колесах будет значительно легче, чем на 29″.

Даунхилл (DH)

Стиль езды играет важную роль в настройке диапазона передач. Если Вы даунхилер с хорошо оснащенным велосипедом, маловероятно, что Вы будете преодолевать крутой подъем. Учитывая это, многие DH велосипеды имеют только одну переднюю звезду (передачу), с размером 32-36(Т), и заднюю кассету с ограниченным количеством передач — 7-10. Кассета данного типа будет звезды размером 12-25(Т) или 11-36(Т).

Все больше производителей DH велосипедов вводят новый стандарт размера колес с диаметром 27,5″ (650b), что следует учитывать при выборе правильного соотношения передач.

Кросс-кантри (CC)

Если Вы ездите на кросс-кантри на длинные расстояния, Вам необходим более широкий диапазон передач, 2 или 3 передние звезды обеспечат сохранение сил на подъеме и быстрый спуск. Система с тремя передними звездами будет такой: 42-32-22 с кассетой с 8-9 задними передачами, типичный диапазон которых — 12-32(Т) или 11-34(Т).

All Mountain (AM)

С момента появления кассеты на 11 передач, многие производители горных велосипедов, что есть на рынке, ставят трансмиссию 1×11. Как правило, она состоит из одной передней звезды с размером 30-34(Т) и с кассеты с 10-11 задними передачами — 10-42(Т).

Преимуществом трансмиссии с одной передней передачей есть уменьшение веса велосипеда за счет отсутствия переднего переключателя и дополнительных звезд. Также это упрощает всю систему.

Определение необходимого вам соотношение передач и настройки комбинаций требует некоторых экспериментов и ошибок, а также учета таких факторов как стиль езды, дисциплины и размер колес.
Если Вас заинтересовал этот материал, и Вы хотите углубить свои знания, то приходите к нам в Школу Веломехаников на Дегтяревскую, 51В. Здесь расскажут все, что Вам интересно о велосипеде, покажут самые сокровенные места и научат ремонтировать, ухаживать и правильно проводить апгрейд Вашего, а может и не только Вашего, железного коня!

А также читайте нас, мы работаем, пишем и катаем с душой! 😉

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector