0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лавинная безопасность

Содержание

Лавинная безопасность туристов и альпинистов: меры предосторожности и правила поведения при лавине

В отличие от фрирайдеров, которые, катаясь на целинных склонах, буквально лезут на рожон и сами спускают лавины, туристы и альпинисты осторожничают и боятся. Тем не менее, в горных походах и восхождениях такой риск есть почти всегда. Поэтому правила поведения при лавине учат все, кто, так или иначе, ступает на горные склоны.

К сожалению, число людей не единожды попадавших под лавину и выживших, чрезвычайно мало. Так что перенять реальный практический опыт действий при лавине практически не у кого.

И даже если вы окончили курсы лавинной безопасности, будете ли вы способны вспомнить все, чему вас учили в ситуации реальной угрозы? Полученные знания, скорее, пригодятся для поиска и спасения.

Считаю уместным привести аналогию с обучением водительскому мастерству – даже самые теоретически подкованные ученики, идеально «отрабатывающие» вождение на площадке, в условиях города теряются и делают ошибки.

А ведь при сходе лавины стресс будет гораздо больше, а он, как известно, выключает мозги и обостряет инстинкты.

Со стороны я видел множество лавин, имел дело только с одной – на Алтае, при восхождении на гору Белуху. К счастью, все участники нашей команды находились на станции (были на страховке), которая помогла нам удержаться на склоне.

Поэтому, не имея богатого опыта, я опираюсь на общепринятые меры безопасности при нахождении на опасных участках и правила поведения при лавине, которые необходимо знать всем, кто собирается в горы.

Лавиноопасная обстановка и виды снежных лавин

Лавинная обстановка в горах сильно зависит от погоды. Определенные погодные условия можно назвать предвестниками лавины.

Так, в течение суток после сильного снегопада высок риск схода сухой лавины (из свежего снега).

При оттепели есть угроза схода мокрой лавины (снежного оползня). Так как при такой погоде между землей и снегом или между слоями снега образуется вода, которая является смазкой, позволяющей снегу тронуться. Мокрая лавина сходит даже по грунту.

Фото Антона Шестакова. Сход козырька с Аккемской стены (гора Белуха)

Во время сильных ветров надуваются карнизы – наддувы, которые обламываются, достигнув своей критической массы.

Фото Дмитрия Рюмкина. Лавинный след

Доски – особый вид снежных лавин. Верхний слой снега скользит по нижнему, т.к. между ними слой неустойчивой крупы. Достаточно незначительного внешнего воздействия: выхода человека, резкого звука, камнепада. Доски могут сойти в любую погоду.

Самые лавиноопасные склоны – это склоны крутизной от 20 до 50 градусов. На более пологих — сход лавин менее вероятен. На крутых — снег не накапливается, сходит сразу. Обычно они всегда голые, но иногда на них образуются наддувы-козырьки, которые в любой момент могут сойти.

Фото Дмитрия Рюмкина. Сошедшие доски перегородили нам тропу

На 100 % оценить лавинную опасность невозможно. На склонах она всегда есть. Доски вообще непредсказуемы.

Лавинная безопасность

На маршруте постоянно приходится преодолевать лавиноопасные участки, построить его таким образом, чтобы всех их обойти почти невозможно. Вот краткие правила, которые помогут обеспечить лавинную безопасность, поэтому ими лучше не пренебрегать.

Организационные правила преодоления лавиноопасных участков:

  • двигаться вдоль склона (подниматься или опускаться), не траверсировать
  • если траверс неизбежен, то этот участок надо проходить по очереди
  • избегать движения по лавинным выходам (это голые участки леса на склоне в виде полос)
  • не проходить к центру цирка
  • перед прохождением лавиноопасного участка расстегнуть пояс рюкзака для того, чтобы можно было его быстро сбросить и сам рюкзак для того, чтобы было легче искать попавшего под лавину по его разбросанным вещам
  • выставить на обзорную точку наблюдателя, который в случае схода лавины должен подать сигнал, а также следить за местонахождением участников, находящихся на лавиноопасных участках

Обычно, когда рассказывают о том, что делать при снежной лавине, приводят большой перечень действий. Запомните хотя бы самые основные правила поведения при лавине.

Хочу подробнее остановиться на теме траверса склона. В реальных условиях очень редко удается траверсировать склон по очереди. Это возможно только на коротком участке. Если участок длинный – километр и более, то группа не будет так растягиваться, а если на склоне есть закрытые трещины, то его вообще нужно проходить в связке.

Я не призываю нарушать правила, но в горах они часто нарушаются сами. Поэтому, при траверсе большого лавиноопасного участка можно поступить следующим образом:

  • если группа большая разделите ее на звенья по 4-5 человек и проходите на некотором расстоянии между звеньями, но в пределах видимости;
  • если есть запас времени, а со склона лавина еще не сходила – подождите, авось она сойдет ближайшей ночью или завтра (хотя от повторного схода никто не застрахован). В моих походах и восхождениях это срабатывало.
  • и самое главное – лавиноопасный участок необходимо проходить быстро, т.е. с максимально возможной скоростью. Отдохнуть и отдышаться можно потом.
Читать еще:  Влияние геометрии лыж на катание и положение

Поведение в лавине

  • избавиться от рюкзака, лыж (хотя туристские крепления сами отлетят) и лыжных палок;
  • закрыть лицо руками, стараться, чтобы снег не попал в рот и нос

Фото Дмитрия Рюмкина. Через лавинный след

Действия при лавине товарищей пострадавшего:

  • Без паники наблюдать за тем, где остановилась лавина и где последний раз видели человека.
  • Спуститься к месту, где участника видели в последний раз, поставить метку (например, воткнуть лыжную палку).
  • Вести поиск от нее и ниже до места остановки лавины (т.к. лавина сносит вниз по склону), не тратить время для хождения по сторонам.

Лавинное снаряжение и подручные средства

Туристы и альпинисты редко берут с собой специальное лавинное снаряжение. Ведь мы идем в горы не для того, чтобы попадать в лавину. Это ЧП.

Тем не менее, такое снаряжение существует. Это как самые простые приспособления, известные нам с дедовских времен, такие как лавинный шнур, щуп, лопата, так и современные и дорогостоящие гаджеты, такие как бипер.

Имеет ли смысл оснащать группу дорогостоящей современной лавинной техникой — решать вам, а вот запастись лавинными шнурами и заранее научиться действовать при снежных лавинах, все-таки не помешает.

Лавинный шнур – длинная (10-15 метров) полоса стропы яркого цвета из легкого синтетического материала (чтобы не налипал снег).

Она одним концом привязывается к участнику, а другой выбрасывается по склону. Если участник попадет в лавину, то есть вероятность, что легкая лента останется поверх снега, тогда пострадавшего обнаружат и откопают в считанные минуты.

Надежность способа – 50/50 (лента может намотаться на человека, катящегося по склону или попасть под снег).

Современный гаджет – бипер или, по-советски, маячок. В туризме он должен быть не только передатчиком, но и приемником. Потому что спасательные работы будут проводиться своими же товарищами.

Либо на группу берется один лавинный сканер и биперы-передатчики каждому желающему остаться в живых.

Лавинное снаряжение для поиска можно заменить и подручными средствами. Щуп, который используется для поиска под снегом — дугами от палатки (лучше смотать их скотчем в местах сцепления) или лыжной палкой со снятым кольцом. Лавинную лопату — обычной снеговой лопаткой, также можно копать пяткой лыжи.

Надеюсь, что вы сможете что-то добавить к теме лавинной безопасности туристов и альпинистов, либо оспорить высказанную мною точку зрения.

Дмитрий Рюмкин, специально для Заброска.рф

Лавинная безопасность

Лавинная безопасность – понятие очень относительное, т.к. абсолютно безопасным движение по снежному склону не бывает.

На самом деле, более правильно было бы говорить о лавинной опасности, методах ее оценки, и способах ее снижения.

Первый шаг к лавинной безопасности – осознать, что опасность есть.

Сколько горнолыжников и сноубордистов сворачивают с подготовленных трасс «попробовать фрирайд», просто не зная о том, что это может быть опасно? Сколько начинающих фрирайдеров считают, что с ними ничего не случится только потому, что они уже купили лавинное снаряжение? Сколько альпинистов не вдумываются в опасность простого подхода по снегу, увлеченные мыслями о предстоящем маршруте?

И даже если вы знаете о лавинах и не катаетесь (не ходите) в местах, где вероятность схода лавины высока, помните, что она все равно есть! Иногда лавины сходят на трассы, иногда лавины сходят под десятым человеком в группе, иногда лавины сходят там, где их не было несколько десятилетий…

При этом последствия попадания в лавину, как правило, очень серьезны. По статистике, около 50% людей, попавших в лавину, погибают от травм, полученных при ее движении. Поэтому лучший способ выжить в лавине – это никогда в нее не попадать.

Второй шаг к лавинной безопасности – это принятие рисков и ответственности.

Любой человек, занимающийся экстремальными видами спорта, в том числе фрирайдом и альпинизмом, должен понимать, что в конечном итоге ответственность за свою жизнь всегда несет он сам. Даже если вы ходите или катаетесь с гидом, инструктором или опытными друзьями, вы всегда должны думать своей головой, ибо все люди ошибаются, а цена ошибки может быть высока.

А чтобы с большей вероятностью Вы сами могли принять разумное решение о движении по снежному склону, необходимо учиться! Учиться понимать снег, учиться выбирать более безопасный маршрут, учиться интерпретировать результаты тестов.

Обучение лавинной безопасности – это сложный и долгий процесс. Вы можете принять участие в обучающих курсах, освоить основные принципы и методики под руководством опытного инструктора, но самое важное – постоянно нарабатывать опыт, постоянно думать, оценивать ситуацию, проверять себя и свои выводы.

Третий шаг – регулярные тренировки по оценке лавинной опасности и поисково-спасательным работам в лавинах .

Но как бы опытны Вы не были в оценке лавинной опасности, вероятность попадания в лавину все же остается. И для человека, попавшего в лавину, единственный шанс выжить — это его друзья, если они смогут быстро найти и откопать пострадавшего.

По статистике, из тех, кого откопали в течении 15 минут, 92% были живы. Через 25 минут – только 50%. Через два часа – всего 2%.

Таким образом, шансы у пострадавшего есть только тогда, когда у группы есть необходимое спасательное снаряжение, и самое главное – отличные навыки его использования. Только большое количество тренировок по ПСР в лавинах позволит вам в стрессовой ситуации спасти друга.

Читать еще:  Как сделать сплитборд с помощью Voile Split Kit

Все эти навыки быстро уходят, и их необходимо постоянно восполнять.

Поэтому крайне важно проводить регулярные тренировки, под руководством инструктора, или просто в той группе, в которой Вы катаетесь.

Лавинная безопасность

Лавинная безопасность – понятие очень относительное, т.к. абсолютно безопасным движение по снежному склону не бывает.

На самом деле, более правильно было бы говорить о лавинной опасности, методах ее оценки, и способах ее снижения.

Сколько горнолыжников и сноубордистов сворачивают с подготовленных трасс «попробовать фрирайд», просто не зная о том, что это может быть опасно? Сколько начинающих фрирайдеров считают, что с ними ничего не случится только потому, что они уже купили лавинное снаряжение? Сколько альпинистов не вдумываются в опасность простого подхода по снегу, увлеченные мыслями о предстоящем маршруте?

И даже если вы знаете о лавинах и не катаетесь (не ходите) в местах, где вероятность схода лавины высока, помните, что она все равно есть! Иногда лавины сходят на трассы, иногда лавины сходят под десятым человеком в группе, иногда лавины сходят там, где их не было несколько десятилетий… При этом последствия попадания в лавину, как правило, очень серьезны. По статистике, около 50 процентов людей, попавших в лавину, погибают от травм, полученных при ее движении. Поэтому лучший способ выжить в лавине – это никогда в нее не попадать.

Любой человек, занимающийся экстремальными видами спорта, в том числе фрирайдом и альпинизмом, должен понимать, что в конечном итоге ответственность за свою жизнь всегда несет он сам. Даже если вы ходите или катаетесь с гидом, инструктором или опытными друзьями, вы всегда должны думать своей головой, ибо все люди ошибаются, а цена ошибки может быть высока.

А чтобы с большей вероятностью Вы сами могли принять разумное решение о движении по снежному склону, необходимо учиться! Учиться понимать снег, учиться выбирать более безопасный маршрут, учиться интерпретировать результаты тестов.

Обучение лавинной безопасности – это сложный и долгий процесс. Вы можете принять участие в обучающих курсах, освоить основные принципы и методики под руководством опытного инструктора, но самое важное – постоянно нарабатывать опыт, постоянно думать, оценивать ситуацию, проверять себя и свои выводы.

Но как бы опытны Вы не были в оценке лавинной опасности, вероятность попадания в лавину все же остается. И для человека, попавшего в лавину, единственный шанс выжить — это его друзья, если они смогут быстро найти и откопать пострадавшего.

По статистике, из тех, кого откопали в течение 15 минут, 92 процента были живы. Через 25 минут – только 50. Через два часа – всего 2.

Таким образом, шансы у пострадавшего есть только тогда, когда у группы есть необходимое спасательное снаряжение, и самое главное – отличные навыки его использования. Только большое количество тренировок по ПСР в лавинах позволит вам в стрессовой ситуации спасти друга.

Все эти навыки быстро уходят, и их необходимо постоянно восполнять.

Поэтому крайне важно проводить регулярные тренировки, под руководством инструктора, или просто в той группе, в которой Вы катаетесь.

Лавинная безопасность

Здравствуйте, меня зовут Григорий Минцев. Я лыжный гид. И я хочу рассказать вам о лавинном снаряжении, о том, как им правильно пользоваться, как искать человека, попавшего в лавину.

Если мы катаемся вне трасс, ходим в горы, занимаемся альпинизмом, лыжным туризмом или любой другой деятельностью, которая происходит в потенциально лавиноопасных местах, у нас всегда должен быть с собой минимальный набор лавинного снаряжения – это лавинный датчик, лавинный щуп и лавинная лопата.

Лавинный датчик (бипер)

Лавинный датчик – это приемо-передающее устройство, которое передает сигналы и принимает сигналы. Все лавинные современные датчики работают на одной частоте, все они совместимы между собой. Когда мы катаемся вне трассы либо находимся в горах, датчик у нас всегда включен на передачу, он все время испускает сигнал.

Каждое утро, когда мы собираемся в горы, мы дома включаем датчик, проверяем зарядку батареи. В зависимости от модели датчика и от его производителя уровень зарядки батареи, который обеспечит необходимое его функционирование, может быть разный. Об этом Вы можете прочитать в инструкции к вашему датчику.

После того, как мы включили датчик, проверили заряд его батарей, убедились в том, что его достаточно, мы убираем его в специальный чехол, который у нас находится как можно ближе к телу, под всеми куртками, и в таком виде мы готовы к катанию.

Мы всегда включаем датчик, надев его, и выключаем, только сняв уже находясь дома. Мы никогда не выключаем датчик на горе, в перерыве между катанием. Правило должно быть четким. Надел датчик – включил его, снял датчик – выключил.

Все лавинные датчики делятся на два типа – аналоговые и цифровые. Аналоговый датчик, он в каком виде принимает сигнал, в таком и передает человеку. Цифровой датчик имеет процессор, который обрабатывает полученный сигнал и передает его пользователю в более удобном виде. Цифровые датчики позволяют быстрее и несколько проще находить человека, попавшего в лавину.

Но самое главное, что Вам нужно знать, Вам нужно знать ваш датчик и уметь им пользоваться.

Основные правила работы с лавинным датчиком в режиме поиска

Мы всегда держим его перед собой в горизонтальном положении. Мы никогда не вращаем датчик таким образом, либо таким. Все движения с датчиком должны быть плавными. Вот с такой скоростью. Если нам нужно повернуть датчик, поворачиваемся вместе с ним. Особенно важна плавность движения датчика для современных цифровых лавинных датчиков, поскольку им требуется время на обработку сигнала.

Читать еще:  Как убрать жир с внутренней стороны бедер? Простые истины

Когда лавинный датчик находится в режиме передачи, расстояние между ним и мобильным телефоном или рацией должно быть не менее 15 см.

Когда лавинный датчик находится в режиме поиска, расстояние между ним и мобильным телефоном или рацией должно быть не менее полутора метров, что означает, что мы должны выключить эти приборы или передать их другому человеку.

Лавинный щуп

Лавинный щуп предназначен для окончательного нахождения пострадавшего в лавине после поиска датчиком. Имеет длину от 2,5 до 3 м. Этой длины достаточно для нахождения пострадавшего в лавине. Может быть из разных материалов, обычно это алюминий или карбон. Лавинный щуп находится у нас в рюкзаке в сложенном состоянии, собрать его очень просто.

Лавинная лопата

Лавинная лопата находится у нас в рюкзаке в сложенном состоянии, собрать ее очень просто. Она может быть с короткой ручкой, с телескопической, с совком из металла или из пластика лексана.

Первичный поиск пострадавшего

Если кто-то, кто катался с Вами рядом, вдруг попал в лавину, и Вы видите это, вот что Вам необходимо сделать: вам нужно внимательно следить за человеком, находящимся в лавине до того момента, пока он не скроется в толще снега. То место, где Вы видели его в последний раз, надо отметить для себя.

От точки, где последний раз видели пострадавшего, начинается поиск человека в лавине. Все участники поиска должны включить свои датчики на прием для того, чтобы не дезинформировать ищущих сторонними сигналами. После того, как мы включили датчики на прием, начинаем первичный поиск. Если мы не знаем точки, где последний раз видели пострадавшего, то мы ищем по всему лавинному выносу. Если знаем, поиск начинается от этой точки.

Мы начинаем движение вниз по лавинному выносу параллельными траверсами с расстоянием между ними 20 м, от одного края выноса до другого. В течение всего первичного поиска, мы должны двигаться максимально быстро и методично.

Как только мы получили первый сигнал от датчика пострадавшего, мы продолжаем поиск, используя указатели направления расстояния лавинного датчика. Зачастую наш путь может идти по дуге.

Точный поиск

Точный поиск – мы замедляем темп. Опускаем датчик к поверхности снега. Не меняем ориентацию датчика. Обращаем внимание только на цифры и на звук.

Указатели направления для нас становятся неважны. На максимуме сигнала мы делаем крест: проводим датчиком взаимно перпендикулярные линии по горизонтальной плоскости. От самого сильного сигнала – влево, вправо, вперед, чтобы удостовериться, что именно это место является местом самого сильного сигнала. Если мы находим более сильный сигнал, то повторяем крест. После нахождения места самого сильного сигнала мы отмечаем это место перчаткой либо другим снаряжением.

После того, как мы обнаружили источник самого сильного сигнала, мы собираем лавинный щуп и начинаем зондировать место предполагаемого захоронения человека. Мы делаем это строго перпендикулярно поверхности склона под углом 90 градусов. Первый укол делается в месте, где был самый сильный сигнал. Остальные делаются по спирали наружу с шагом 25 см. Обнаружив пострадавшего, оставляем зонд на месте.

Откапывание

После обнаружения человека, мы должны определить размер ямы для его выкапывания. Ширина ямы должна быть чуть меньше 2 м. Расстояние от щупа вниз по линии падения воды по склону должно быть в полтора раза больше, чем глубина залегания человека. В нашем случае человек находится на глубине 1 м, мы отступаем полтора метра. Вот яму таких размеров мы и должны выкопать.

Начинаем копать от зонда вниз, отбрасывая снег вниз и вбок. Для того, чтобы снизить нагрузку на спину, лучше встать на колени. Копаем максимально быстро и эффективно, но при этом стараясь не сбить дыхания. Не забывайте, что если вы устанете и не сможете продолжить откапывание, то Ваш товарищ может погибнуть. Если снег плотный, мы рубим его на кирпичики и отбрасываем. Если в откапывании участвуют несколько человек, может один копать здесь, остальные помогать отбрасывать снег. Либо двое копают яму, остальные отбрасывают снег. Как только первые устали через минуты две интенсивного копания, меняются местами.

В процессе выкапывания, когда мы уже находимся близко к пострадавшему, требуется аккуратней работать с лопатой, чтобы не повредить человека.

Первая помощь

По возможности надо откопать в первую очередь голову, очистить дыхательные пути от снега и восстановить дыхание.

После извлечения человека из-под снега его надо укутать в теплую одежду, восстановить кровообращение и максимально быстро эвакуировать.

Для получения более полных и систематических знаний в области лавинной безопасности и спасательных работ я рекомендую пройти Вам специализированные курсы.

Увидимся в горах и берегите себя!

Что представляют собой снежные лавины и какими они бывают. Как обезопасить себя от попадания под лавину и уберечься от травматизма и гибели. Снаряжение, необходимое для похода в горы.

Преодоление горных массивов — это не только захватывающее, но и опасное приключение. Чтобы суметь вырваться с навалов снега, нужно иметь специальное лавинное снаряжение.

Бипер — лавинный трансивер. Надеваем на себя, если передвигаемся по лавиноопасным местам. Срок работы батареи, как пользоваться, как быть с мобильником.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector