1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие есть типы горнолыжных ботинок?

Как выбрать горнолыжные ботинки

Знакомство с горными лыжами начинается с горнолыжных ботинок. По праву это первое, что вам придется надеть, прежде чем встать на лыжи. Поэтому и в магазине к выбору лыж лучше подойти, будучи обутым. Сам процесс подбора ботинок весьма интересен и в какой-то степени утомителен, но это необходимая часть квеста. Надо понимать, что горные лыжи — достаточно экстремальная дисциплина, тем более для начинающих, и на первых порах придется помучиться. Но уже на склоне вы будете вознаграждены за свое терпение. В общем, обо всем по порядку.

Что такое горнолыжный ботинок?

Горнолыжный ботинок — это пластиковая конструкция, являющаяся связующим звеном между ногой лыжника и креплением лыжи, защищающая от внешних негативных факторов и отвечающая за передачу усилия на лыжу. В известной степени тяжелая и жесткая конструкция, по-простому состоящая из внешнего пластикового ботинка и внутреннего мягкого сапожка. Металлопластиковые клипсы с пряжками, находящиеся на внешнем ботинке, служат для фиксации всей конструкции на ноге. По своей природе это достаточно специфичное снаряжение и очень персонифицированное, которое впоследствии станет в полном смысле только вашим, привыкнет к вашей анатомии, физической подготовке и, в какой-то степени, технике катания. Если для вас склоны гор и горнолыжные трассы с каждым разом приобретают все больший практический аспект, то со временем вам легче будет «встегнуться» в другие лыжи, нежели чем «встать» в другие ботинки. Отсюда вывод: мы не рекомендуем долго кататься в прокатной, либо чьей-то чужой обуви.

Какие они бывают?

Зайдя в магазин и впервые увидев весь ассортимент ботинок, вы наверняка скажете, что они бывают «разными». И будете правы. Но все это множество можно привести к одному знаменателю и условно разделить на группы, коих уже не так много. Горнолыжные ботинки, как и любая обувь, бывают:

Где вы будете кататься? Вопрос в случае с новичками носит характер риторического. Где будут кататься они — известно всем . Это не географическая привязка или название курорта, а указание на тип склона: подготовленный он или нет, проложенная трасса с подъемниками или что-то внетрассовое (фрирайд) с кучами — быть может — нетронутого снега, буграми и прочими сложностями. Так вот, новичкам — только на трассу, к инструкторам в лапы. Отсюда выделяем еще три типа:

  • Ботинки для трассового катания — классические горнолыжные ботинки, состоящие из прочной нижней основы («скорлупа»), соединенной с раздвижной верхней манжетой (голенище), а также с тремя, а чаще четырьмя клипсами-пряжками и верхней широкой лентой-стяжкой («стрэп»). Внутри всего этого находится мягкий ботинок. Они предназначены в 99% случаев только для катания, поэтому такая конструкция должна нести с собой известную жесткость. На таких катаются как новички, так и лыжники-спортсмены на подготовленных («ратраченные») трассах.
  • Ботинки all-mountain для внетрассового катания — их еще называют фрирайд- или бэккантри-ботинки, являются специализированным продолжением трассовых, но с акцентом на то, что в них еще придется частенько ходить, например, вверх по склону и кататься по мягкому снегу. Отсюда уже следуют некоторые особенности: стандартно три клипсы, переключатель «ходьба-катание» на задней стороне ботинок, наличие подошвы, они не бывают узкими, сравнительно мягки на сгибание. Условно говоря, в этих ботинках можно кататься по трассам и использовать как свои первые.
  • Ботинки для «парка» — видели отвязную молодежь, исполняющую различные трюки на специальной трассе: прыжки, перевороты, скольжения? Так вот они катаются именно в «парковых» ботинках — обуви, также эволюционировавшей из трассовой. Вся их конструкция направлена не на удержание в повороте и скорость передачи усилия, а, в первую очередь, на легкость отрыва и четкость приземления. Новичку такая обувь не рекомендована.

Какой ваш вес и уровень катания? Вопрос очень популярный при выборе в принципе любого горнолыжного снаряжения, в том числе и ботинок. Люди разного уровня катания и веса будут по-разному «загружать» лыжу, то есть разное усилие будет приходиться, скажем так, на конструкцию ботинка. Появляется термин «жесткость», а жесткость надо чем-то измерять. Так вот, условно выделим три категории ботинок:

Не бывает двух одинаковых ног. Производители любой обуви стремятся охватить все воображаемые размеры и формы ног. В случае с горнолыжной обувью можно отметить, что к стандартным размерам добавляется еще и ширина стопы (ширина колодки). Как правило, когда речь идет о взрослом человеке, то используют диапазон 95-110 мм. За ширину берется расстояние между плюснами стопы в ее передней части. Поэтому утверждают, что горнолыжный ботинок размера 44 и жесткости 120 имеет ширину колодки 102 мм. Все три параметра одинаково важны. От этого зависит не только комфорт и посадка ноги, но и скорость передачи усилия на лыжу. Нечасто возникают проблемы (мозоли, натертости, передавливания, переохлаждения), если ваши ботинки соответствуют вашим ногам. Люди, обладающие некоторой исключительностью в плане своих ног: плоскостопие, выдающиеся косточки, высокий подъем, широкие пятки, должны подойти к выбору ботинок еще более внимательно, на этом этапе им потребуется помощь специалистов-бутфитеров.

Конструкция ботинок

У горнолыжных ботинок достаточно простая конструкция, хотя, на первый взгляд, громоздкая и неповоротливая. Прежде всего — это два в одном. Ботинок состоит из прочного «внешнего» и мягкого «внутреннего»; к первому добавляются клипсы, стрэп, подошва, ко второму — стелька.

Внешний ботинок

Является несущим элементом всей конструкции. Он выполнен из ударопрочного пластика, неподверженного заметным изменениям при низких температурах. На внешний ботинок приходится вся сила нагрузки лыжника, передача его усилия через лыжное крепление на саму лыжу. Состоит он, в свою очередь, из двух частей, соединенных посредством шарнира друг с другом. Нижняя часть, жесткая и неподвижная у лыжников называется калошей, мыльницей или скорлупой. Это литая из пластика чашка, которая является основанием всего ботинка. К ней же крепится подошва снизу. Сверху крепится вторая часть — это «манжета». В зависимости от жесткости всего ботинка она способна под некоторым давлением двигаться вперед-назад. Только при расстегнутой манжете вы сможете надеть ботинок на ногу. Свойства пластика современного внешнего ботинка таковы, что при желании их хозяин в специальном сервисе может отформовать под геометрию своей стопы, то есть произвести более точную подгонку.

Внутренний ботинок

Он же валенок, сапожок, liner (лайнер) или просто внутренник, отвечает за комфорт и посадку ноги. Будучи заполненным пористым материалом, он поглощает толчки и удары, поступающие от жесткого внешнего ботинка. На данный момент на рынке существует как минимум три вида внутренников: неформующиеся, формующиеся, заливные. Отличие последних двух от первого достаточно разительны. Основное свойство таких внутренников — запоминать рельеф ноги посредством заполнения между ней и ботинком лишнего объема. Только если одни это делают при помощи нагревания пористого материала, то другие имеют внутри пространство, заполняемое специальным составом, в дальнейшем твердеющим. Нагревать можно в специальной печи — этим занимаются бутфитеры, либо своим собственным теплом уже в процессе катания. Неформующиеся внутренники имеют свойство со временем разнашиваться, по ощущениям в таких внутренниках и ботинках нога болтается как карандаш в стакане. К тому же отмечается, что в них сравнительно холодно.

Стелька

Для людей, знающих такие слова как пронация и супинация, выбор стельки может стать сравнительно более долгим процессом. Нога в застегнутом и отрегулированном ботинке должна при всей своей геометрии находится в нейтральном положении, то есть не быть заваленной внутрь или наружу. Иначе это влияет на технику катания, а в долгосрочной перспективе может привести к получению травм опорно-двигательного аппарата. Если вы знаете, что с ногами все в порядке, то имеющихся в комплекте с ботинками стелек вам будет достаточно. Если же наоборот, то советуем обратиться уже к специалисту в магазине, который занимается подгонкой горнолыжных ботинок — бутфитингом. Он поможет вам выбрать и отформовать стельки под вашу ногу. Не забывайте, что существуют греющие стельки, для тех, кто страдает от холода. Посредством аккумулятора, прикрепляемого к задней поверхности ботинка, и элементов внутри самой стельки, они дают мягкое тепло, которого достаточно для правильной циркуляции крови в неподвижной стопе.

Читать еще:  Выбор спасательного жилета для вейкбординга

Подошва

С помощью подошвы ботинок встегивается в крепление лыжи. Подошва может быть сменной, а может быть продолжением самого внешнего ботинка. Сменная представляется сравнительно лучшим вариантом, поскольку подошве в любом случае приходится контактировать с твердыми поверхностями, что изнашивает ее. Заменив подошву, вы продлеваете жизнь всему ботинку.

Клипсы, застежки, бакли

Суть одна — механизм, стягивающий внешний ботинок. В зависимости от типа ботинка устанавливается от 2 до 4 застежек. В большинстве случаев для прочности застежки должны быть металлическими. На многих моделях ботинок застежки имеют микрорегулировку натяжения, что позволяет делать посадку ботинка адекватной требованиям и условиям катания.

Стрэп

Широкая лента в верхней части ботинка, с помощью которой он фиксируется в средней части голени/икры. У ленты есть липучка по типу Velcro.

Механизм переключения «катание/ходьба»

Находится на задней поверхности ботинка. Путем поднятия или опускания флажка позволяет манжете внешнего ботинка сгибаться в достаточной для ходьбы степени или фиксирует ее неподвижно для катания. Имеется, как правило, на всех ботинках категории all-mountain, иногда присутствует на трассовых моделях.

Кантинг

Механизм бокового наклона верхней части внешнего ботинка. Находится на одной оси с шарниром. Способствует привидению ботинка к нейтральной позиции относительно плоскости склона, или, по-простому, исправляет косолапость или внутренний прогиб ног.

Датчики Recco

Устройства пассивного типа, отражающие сигнал радару спасателей в процессе проведения спасательных работ при попадании в лавину. Имеют небольшой размер, поэтому монтируются в разные элементы горнолыжного снаряжения, в том числе ботинки.

Как правильно выбрать горнолыжные ботинки?

О том, как грамотно выбрать горнолыжный костюм вы можете прочитать в одной из моих предыдущих статей. Сегодня же мы поговорим о горнолыжных ботинках, и о таком важном параметре выбора этой обуви, как жесткость.

Каждый горнолыжник (неважно, начинающий или профессионал), должен иметь свою, наиболее подходящую ему модель ботинок. Ботинки, взятые у друзей или в прокате, могут стать причиной деформации ног, образованию мозолей и ужасных шишек. Причины: неправильно подобранные жесткость и размер.

Жесткость горнолыжных ботинок

Индексом жесткости (flex index) называется сила в ньютонах, которая сгибает голенище на один градус. Чем жестче ботинок, тем лучше он передает усилие ноги на лыжу и лучше управляет ей. Как правило, чем жестче ботинки, тем они дороже.

Жесткость горнолыжных ботинок измеряется величиной от 15 до 160 единиц. Этот параметр обычно можно найти на самом ботинке, на наклейке или в паспорте изделия.

Типичные ошибки обычно совершают новички, приобретая обувь не из той категории, которая соответствует их опыту катания.

Начинающим горнолыжникам следует выбирать ботинки помягче, с жесткостью от 15 до 60 единиц., Если ваша нога меньше 39 размера, вам подойдет только жесткость от 15 до 30. Ботинки для начинающих прекрасно амортизируют, комфортно сидят на ноге и прощают ошибки, вот только легкие телодвижения или повороты корпусом такие ботинки могут не заметить. Современные модели для начинающих очень часто оснащают режимами «ходьба — катание», для того, чтобы вы могли быстро привыкнуть к ботинкам.

Экспертам подойдут ботинки с жесткостью от 60 до 100 единиц. Такие ботинки обладают большим количеством регулировок, и изготавливаются из материала по жестче. Такие ботинки обязательно нужно выбирать исходя из места, где вы собираетесь кататься, с учетом вашего веса. Такие ботинки бывают разных расцветок: для внетрассового катания и катания на подготовленных трассах.

Спортивные ботинки используются только профессиональными горнолыжниками. Жесткость таких ботинок — от 100 единиц до 160. Количество регулировок на таких моделях — максимальное.

Разновидности горнолыжных ботинок

Мужские ботинки обладают узким и удлиненным голенищем, связано это с физиологическими особенностями строения голени у мужчин, а также с тем, что икроножная мышца расположена повыше, чем у женщин. Мужские ботинки в пятке несколько шире женских.

Женские ботинки могут похвастаться скрытым каблуком, что дает лыжницам возможность нажимать носком стопы на лыжу во время поворота и легче регулировать движение.

Unisex ботинки, это, как говорится: «Ни нашим, ни вашим». Сделана эта обувь как для мужчин, так и для женщин, а не подходит толком никому, т.к. не учитывает особенностей строения ног. Не торопитесь покупать такие ботинки на распродаже, себе же хуже сделаете.

Детские ботинки мягче, чем взрослые, и подошва у них поуже и пониже. Такие ботинки стоят на порядок дешевле.

Ботинки для фрирайда идеально подходят для катания по свежему снегу и диким склонам. Такие ботинки достаточно крепкие, легко переносят смену температур, оснащены металлическими застежками «наизнанку».

Ботинки для карвинга очень упругие, мягкие. Идеально подходят для катания на готовых трассах, прекрасно амортизируют и слушаются владельца.

Ботинки для фристайла созданы для прыжков с трамплинов, выполнения сложных трюков. Такие горнолыжные ботинки оснащены второй амортизирующей подошвой.

Застежки на горнолыжных ботинках

При выборе горнолыжных ботинок обязательно следует обращать внимание на клипсы (застежки), которыми оснащена та или иная модель. Пластиковые клипсы легко могут треснуть на морозе или при сильном ударе, поэтому отдавать предпочтение лучше ботинкам с металлическими клипсами. Приобретать следует ботинки с четырьмя клипсами и стрепом, только в этом случае ботинки хорошо закрепляются на ноге. Это необходимо для вашей же безопасности. Существует также такая хорошая вещь как микрорегулировка клипс.

Другая важная особенность — наличие кантинга, регулирующего внутренний наклон ботинка. Кантинг особенно необходим лыжникам с Х – образой или О – образной формой ног.

Как правильно подобрать размер горнолыжных ботинок?

Главное правило: брать ботинки четко по размеру, нельзя брать горнолыжные ботинки на размер больше. Ваш размер — это длина и ширина вашей стопы. Для точного определения этих параметров воспользуйтесь специальным измерителем, которые часто можно встретить в специализированных магазинах. Мамам: никогда не берите ботинки ребенку на вырост!

Как правильно примерять горнолыжные ботинки?

Примерять горнолыжные ботинки следует долго — минимум 15 минут. Наденьте ботинки, застегнув клипсы и затянув ремешки на голенище (ремешок не следует затягивать до конца — это типичная ошибка). В таком положении вы ухудшаете кровоснабжение ваших ног, и они быстро замерзают на склонах. В эти 15 минут походите в ботинках, поприседайте в них, пристегните их к лыжам. Не стоит брать ботинки, если вы ощущаете дискомфорт или давление. Разные производители делают ботинки, используя одинаковые колодки, и если вам не подошла пара от одной фирмы, переходите сразу к другой, а не примеряйте пять пар от одного и того же производителя.

Термоформируемые зоны

Хорошие ботинки почти всегда оснащены термоформирующимся валенком. Во время катания ткань внутреннего мягкого валенка слегка нагревается и отекает ногу, делая посадку ботинка максимально комфортной. Не следует формовать валенок специальным феном, потерпите до склона.

Горнолыжные ботинки с подогревом

Функция подогрева ботинок — очень полезная вещь, особенно для активных лыжников. Ноги — самая мерзнущая часть тела лыжника, а также самая трудно согреваемая. Такие ботинки изготавливаются из специальных тканей. Функция подогрева может управляться специальным пультом.

Лыжные ботинки. Виды и устройство. Крепление и как выбрать

Катание на лыжах способствует укреплению здоровья, повышает общий тонус организма и поднимает настроение. Но происходит это лишь в том случае, если экипировка подобрана правильно. Одним из важнейших элементов лыжной экипировки являются лыжные ботинки.

Как и любая другая обувь такие ботинки, будучи неудобными, могут принести массу проблем, самой малой из которых будут натертые мозоли. Поэтому к выбору лыжной обуви нужно подойти особенно тщательно, чтобы занятия спортом доставляли удовольствие, а не превратились в пытку.

Читать еще:  Упражнения с эспандером для ног – выбираем правильную нагрузку
Виды

Ботинки для лыжного спорта можно классифицировать по двум признакам: по типу эксплуатации и по виду крепления.

Тип эксплуатации
По типу эксплуатации ботинки бывают:
  • Для конькового хода. Для такой обуви характерны жесткая поддержка голеностопа и жесткая подошва. Главное предназначение таких ботинок в том, чтобы снять нагрузку с голеностопа и зафиксировать ее. Необходимо это для того, чтобы спортсмен лучше контролировал лыжи.

  • Для классического хода. Эти своим видом и характеристиками больше напоминают обычные спортивные кроссовки. Классический ход более привычен человеку, а потому ногам можно дать больше свободы. Для этой обуви характерны мягкая подошва и свободная верхняя часть.

  • Комбинированные. Подходят для обеих техник, но, как и все комбинированное, не отличаются особой универсальностью. Отличительными чертами комбинированных ботинок являются мягкая подошва и жесткая поддержка голеностопа. Остановив выбор на такой экипировке, следует внимательно осмотреть понравившуюся модель. Некоторые, имеющиеся в продаже и заявленные, как комбинированные, таковыми на самом деле не являются. Вместо поддержки голеностопа в них установлена имитация, которая фиксирует ногу без необходимой жесткости.

Тип крепления
Существует всего 5 видов крепления лыжных ботинок:
  • NN 75. Этот вариант использовался еще во времена СССР. На данный момент оно уже не актуально. Отличительно чертой этого вида крепления является металлическая скоба, фиксирующая ботинок. Достоинством обуви является ее низкая стоимость. К недостаткам можно отнести то, что такие крепления не подходят для конькового хода, материалы не отличаются высоким качеством и очень сложно подобрать подходящий вариант.

  • NNN (New Nordic Norm). Это норвежская система креплений, представленная двумя направляющими, которые расположены друг от друга на определенном расстоянии. Расстояние определяется по размеру обуви. Также крепление имеет резиновый упор, жесткость которого определяется выбранным стилем хода. К преимуществам обуви можно отнести огромный ассортимент, дополнительную устойчивость при катании, универсальность и возможность как автоматического, так и механического крепления.

  • NIS (Nordic Integrated System). Это крепление – улучшенный потомок предыдущего вида. Оно представляет из себя специальную плату, встроенную в лыжу. В эту плату легко вставляются крепления ботинок. При этом ботинки с таким креплением совместимы с типом NNN, обладают всеми ее достоинствами и возможностью выбирать положение для креплений.

  • SNS (Salomon Nordic System). Система креплений, разработанная во Франции. Она подразделяется на два типа: SNS Profil и SNS Pilot. Первая характеризуется направляющей и резиновым упором, имеющим регулировку жесткости. Вторая содержит одну направляющую и две скобы, одна из которых выступает в качестве флексора и регулирует жесткость. Для классической прогулки рекомендуется жесткость 85-95, для комбинированной обуви — 95-115, а для конькового хода – 115-125. Второй вариант обладает дополнительным преимуществом – возможностью контролировать жесткость, благодаря наличию второй скобы.

  • Turnamic – это продукт высоких технологий, работающий на платформе IFP. Различают три варианта: детские, гоночные, автоматические. Фиксируются посредством металлических скоб, которые никак не влияют на особенности лыж. Основа крепления – поворотный механизм, благодаря которому отстегнуть лыжи даже в перчатках или варежках труда не составит. Полностью совместим с системой NNN.

Устройство и работа
Лыжные ботинки, это не просто обувь, а сложное устройство, состоящее из нескольких частей и механизмов:
  1. Внешний ботинок – это видимая часть. В жестких ботинках она сделана из полиэфира или полиэстера, а в мягких – из полипропилена.
  2. Голенище или манжета – подвижная часть лыжной обуви, которая соединена с нижней, неподвижной, частью шарнирами. В зависимости от типа ботинка может иметь разную жесткость, которая определяется видом пластика.
  3. Механизм, позволяющий изменить жесткость наклона ботинка в переднем или заднем направлениях. Переключается спортсменом в зависимости от состояния трассы и типа катания.
  4. Механизм, регулирующий угол наклона вперед. Устанавливается лыжниками в зависимости от индивидуальных особенностей ноги, а также от эксплуатационных характеристик.
  5. Кантинг – устройство, позволяющее отрегулировать угол наклона голенища в боковых направлениях, в зависимости от анатомических особенностей ног спортсмена.
  6. Клипса – застежка ботинка. Она служит для фиксации ноги в обуви. Современные лыжные ботинки чаще всего оснащены 4 застежками, изготовленными из пластика, металла или комбинированных материалов.
  7. Силовой ремень служит для дополнительной фиксации ботинка. Может иметь ширину от 2,5 до 4 см, а также различную степень охвата голени – полную или частичную.
  8. Внутренняя часть представляет собой сапожок, вложенный в оболочку. Его функции – обеспечивать максимальный комфорт ноге лыжника. Имеет теплоизоляционные, виброгасящие, защитные и усилительные вставки.
Как выбрать лыжные ботинки

Когда вы определились с видом ботинок, типом крепления (о достоинствах и недостатках которых говорилось выше) и областью применения, встанет вопрос о подборе обуви по размеру. Большинство современных моделей имеют внутри утеплители, что позволяет носить их без толстых шерстяных носков. В магазин на примерку ботинок следует взять с собой носки такой толщины, с которой вы планируете их использовать.

Лыжные ботинки для конькового хода должны жестко фиксировать ногу, а потому их нужно брать строго по размеру. Кроме того, при примерке учитывайте, что утеплитель внутри сомнется, и обувь станет немного шире. В коньковой технике недопустимо, чтобы нога «гуляла» по ботинку.

При выборе ботинок для классического хода нога может быть свободной, ведь она постоянно двигается. Очень неприятно, если при отталкивании пальцы будут упираться в носок. Поэтому при примерке отдавайте предпочтение более свободным вариантам обуви. Кстати, легко проверить, насколько удобно вам будет использовать обувь – согните ногу, как при отталкивании. Пальцы должны лишь слегка касаться носка.

При выборе стоимости учитывайте, что соотношение – тепло=цена не работает. Теплоизоляционные свойства обуви определяются ее назначением. Гоночные лыжные ботинки не так хорошо утеплены, как обувь для прогулки. Для занятий спортом обувь должна быть легкой. Если вам понравились именно гоночные ботинки, то можно либо купить утепляющий чехол, либо приобрести хорошее термобелье.

В итоге, идеальные лыжные ботинки должны быть:
  • Легкими.
  • Удобными.
  • Не промокающими.
  • Теплыми.
  • Позволяющими хорошо контролировать лыжу.

Чем ближе ваша обувь к идеальной, тем больше удовольствия доставит вам лыжный спорт.

Основные виды горнолыжных креплений

Существует четыре основных вида горнолыжных креплений. Разберем, чем они отличаются друг от друга. Заодно вы узнаете, какие ботинки используются в каждой группе креплений. В борт нашего батискафа билась легкая волна, все было готово к погружению. Мы стояли на мостике, освещенные закатом, и нетерпеливо всматривались в темные воды зимнего океана — нас ждали открытия. Прозвучала команда «Погружаемся!»

Для чего нужны горнолыжные крепления

Горнолыжные крепления выполняют две основные задачи:

  • Передают на лыжи усилия для управления ими;
  • Должны отстегиваться при вероятности травмы.

Чем жестче закреплен ботинок, тем точнее ведение лыжи во время катания. На первый взгляд, ботинки и так жестко пристегнуты к лыжам, но это только на первый. Ботинки находятся в постоянном движении относительно креплений. При несильных ударах, вибрации или скручивании ног крепления позволяют ботинкам смещаться из первоначального положения, тем самым амортизируя нагрузки. Затем ботинок возвращается в обычное положение.

Если появляется угроза получения травмы ног, например при падении, крепления должны вовремя отстегнуться. Чтобы они сработали в нужный момент, необходимо правильно выставить усилие DIN на передней и задней частях креплений. Чем выше значение DIN, тем большее усилие требуется приложить, чтобы крепления отстегнулись.

Нельзя выставлять и заведомо низкое значение DIN — лыжа может отстегнуться в самый неподходящий момент, например когда вы выписываете красивую дугу на глазах у завороженной публики (помните, горные лыжи — это спорт под названием «посмотрите на меня»?). Мало того, что вы ударите лицом в снег на людях, так еще и получите травму. Значение DIN должно быть выверенное. А выверить его лучше у специалиста надежного поката или горнолыжного магазина.

Примерное значение DIN можно получить на сайте dincalculator.com (англ.).

Если говорить обо мне, то у меня на трассовых и на лыжах для фрирайда выставлены разные значения DIN. Для трассы они выше.

Читать еще:  Электрический вейкборд от Radinn может двигаться по волнам со скоростью 60 километров в час

Теперь подплываем ближе к основным видам горнолыжных креплений!

Горнолыжные крепления — классические

Горнолыжные крепления традиционные

Нет такого понятия «классические крепления», это я придумал, чтобы отделить эту категорию. На Западе этот вид живет под именем Alpine Ski Bindings.

Это самый массовый сегмент горнолыжных креплений, в них катаются все: спортсмены, любители трасс, фрирайдеры, обитатели парков и многие другие. Чтобы угодить каждой группе катающихся, производители выпускают огромное количество модификаций, но это тема для будущего погружения.

Ботинки в «классических» креплениях зажаты намертво и постоянно.

Для таких креплений подходят все горнолыжные ботинки, кроме некоторых нишевых, о них читайте ниже.

Ценовой разбег в категории колоссальный, от 2000 до 30 000+ руб. — каждый подберет себе по карману и уровню катания. Дорогие крепления, как правило, — это спортивные, а дешевые, понятно, начального уровня.

Главный минус обычных горнолыжных креплений — они непригодны для восхождений на лыжах, для этого выбирают крепления для ски-тура.

Горнолыжные крепления для ски-тура — рамные

Рамными их называют потому, что передняя и задняя части соединены элементом, рамой. Рамы бывает различной конструкции — например, трубками различной формы в сечении.

Рамные горнолыжные крепления для ски-тура

Это крепления Salomon Guardian. Как они устроены и функционируют рассказывается в видео:

По сути, это «классические» крепления, но уже с возможностью поднять пятку ботинка над лыжей. Для чего? Для того, чтобы начать двигаться в гору! Теперь закреплен только носок ботинка, как на беговых лыжах, а пятка может двигаться в вертикальной оси.

Улыбнемся? Вот вам пример ребят, пытающихся заползти на гору на обычных креплениях:

Как только уклон горы немного подрос, у бедняг начались очень серьезные проблемы с ходьбой.

Для таких креплений все еще подходят обычные горнолыжные ботинки, но очень приветствуется наличие режима катание/ходьба. Без него смысл установки креплений для ски-тура полностью теряется.

Переключение режимов Ходьба/Катание

У каждого производителя свой механизм ходьба/катание, но рычажок переключения всегда находится на задней части ботинка. После переключения верхняя часть начинает двигаться относительно нижней.

Рамными креплениями пользуются в основном фрирайдеры, ведь им приходится далеко (за пределы горнолыжных трасс) уходить в поисках глубокого и нетронутого снега.

Минусы рамных креплений для ски-тура:

  • тяжелее и дороже классических;
  • ботинок находится высоко над лыжами, требуется больше усилий для управления.

Вопрос с весом (но не с ценой) успешно решают механизмы следующей категории: крепления для ски-тура системы TLT.

Горнолыжные крепления для ски-тура — пиновые

Горнолыжные крепления для ски-тура

Впервые такие крепления появились благодаря компании Dynafit, поэтому их еще называют динафитовскими. Несколько лет назад истек патент, и их изобретение начали использовать конкуренты. Другие названия: TLT (торговая марка Dynafit) и тековские (tech).

Пиновые крепления — это уже следующая ступень эволюции в снаряжении для ски-тура, совершенно другой метод соединения лыжи и ботинка. Причины появления этой разновидности — желание снизить вес креплений и приблизить подошву ботинка к поверхности лыжи, не снижая при этом удобство ходьбы. И производителям это удалось. Плата за шаг в сторону от горнолыжного мейнстрима — специальные, или адаптированные, горнолыжные ботинки (обычные не подходят) и высокая стоимость.

Ботинки с креплениями соединяются посредством четырех пинов (штырьков) — два спереди, два в задней части.

Горнолыжные крепления для ски-тура TLT

Горнолыжные ботинки для креплений TLT

Поклонников таких креплений уже не назовешь обычными горнолыжниками. Они давно стоят на лыжах и, как правило, больше радуются движению вверх, чем спуску. А может, 50 на 50. Просто хотел сказать, что многим их не понять. Они готовы на большие траты ради уменьшения веса комплекта «лыжи-крепления-ботинки», лишь бы забираться дальше, выше, быстрее.

К минусам пиновых креплений, помимо цены и специальных ботинок, можно отнести трудности во время пристегивания ботинок. На первых креплениях надо было ювелирно совмещать маленькие отверстия на ботинках и штырьки. Со временем попадать в крепления стало легче — появились направляющие. Но в начале использования все равно потребуется терпение и сноровка. Особенно при катании вне трасс, когда операция проходит в глубоком снегу, где нет твердой и плоской поверхности.

Кардинальное отличие пиновых креплений от классических и фреймовых заключается в механизме отстегивания ботинок при опасных перегрузках. У всех пиновых (кроме Diamir Vipec 12) срабатывает пятка (задняя часть), а носок после этого пассивно высвобождается. Это усилие высвобождения носка не регулируется, а только есть возможность отключения на подъеме (для исключения случайного срабатывания на подъеме). К сожалению большинство лыжников на спуске не переключают на катание, а едут в положении подъем, т.е. с отключенным срабатыванием. Это обусловлено тем, что на спуске возникают слишком большие усилия, ведущие к срабатыванию (ТЛТ разрабатывался еще тогда, когда не было широких лыж).

А после загульного апре-ски накануне без успокаивающих нервы и стабилизирующих движения 150 граммов попадание в крепления может вообще стать невыполнимой миссией. Придется просить помощи у окружающих. Так что если решитесь на покупку пиновых креплений, готовьтесь к трезвой жизни в горах.

Рекламное видео пиновых креплений компании G3:

Горнолыжные крепления для телемарка

Катание в стиле телемарк

Горнолыжные крепления для телемарка — это редкость, как и сами телемаркеры. Во всяком случае в наших краях. В Норвегии, на родине этого стиля катания, возможно, их больше.

Бывает, проходят недели в горах, а они так и не появляются на горизонте. Но если вы вдруг увидите человека, который каким-то угловатым способом передвигается по склону, знайте: вот он. Этот стиль катания вприсядку ни с чем не спутаешь!

Горнолыжные крепления для телемарка обычные

На видео видно, насколько просты в конструкции крепления для телемарка. Это же является преимуществом — они невероятно надежны. Такие крепления называются 75-миллиметровыми.

Если в ски-туровских креплениях пятка должна быть свободной — чтобы двигаться на лыжах вверх, то в телемарке это необходимо и для спуска.

Для таких креплений нужны особые ботинки. Явные визуальные отличия от других ботинок — «гармошка» в области подъема ноги и длинный выступающий «язык» подошвы в носке — плюсна (см. фото внизу).

Горнолыжные ботинки для телемарка с «гармошкой»

Горнолыжные ботинки для телемарка с плюсной

Кстати, в телемарке прогресс тоже не стоит на месте — крепления усовершенствуются. На картинке с ботинком (где упоминается «гармошка) изображен принципиально новый механизм крепления — без задней части. Это крепления NTN — New Telemark Norm, «новая норма телемарка».

Горнолыжные крепления для телемарка NTN Rottefella

Выделенный на картинке элемент захватывает переднюю часть подошвы, оставляя пятку свободной. Такие крепления требуют специальных ботинок:

Горнолыжные ботинки для телемарка NTN

Смотрите: плюсна совершенно другая, но «гармошка» все та же.

Больше узнать об этом удивительном стиле катания и снаряжении для него можно на сайте телемаркеров telemark.ru.

Заключение

Вот, пожалуй, и все. Это было недолгое, но познавательное путешествие в один из уголков обширного горнолыжного океана. Ландшафт дна постоянно меняется, и мы уверены, что через 10 лет мы его не узнаем. А это значит, что для нашего изыскательного аппарата LETITSNOW.RU всегда найдется работа — проливать свет на неизведанные глубины подводного горнолыжного мира.

Как всегда, просим дополнять материал комментариями, ведь именно ваша обратная связь дает нам понимание, куда плыть в следующий раз.

Всплываем…, нет, одну секунду…

Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).

В 45 бросил офисную работу в Москве, переехал с семьей в Сочи/Красную Поляну, начал вести блог, стал гидом по фрирайду и основал бренд одежды Паудер (THEPOWDER.RU). Также спустил на воду горнолыжного океана исследовательский батискаф Паудер (в прошлом подлодка LET IT SNOW), на котором вы сейчас находитесь. 20 лет на лыжах, большая часть вне трасс. Выходит на трассы, чтобы отдавать свой опыт новичкам.

Олег Кривцов — автор блога, гид по фрирайду, горнолыжный инструктор, дизайнер, предприниматель

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector