0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выбрать лучшее место для похода на байдарках

Как выбрать лучшую байдарку?

Байдарка является надёжным плавсредством и пользуется высокой популярностью у любителей водного туризма. Судно хорошо держится на воде, с лёгкостью преодолевает пороги и достаточно быстроходно.

Характеристики

Байдарка – это разновидность лодки, приводимая в движение при помощи вёсел. Отличительной чертой судна является вытянутый узкий корпус и заострённые корма и нос. Благодаря такой конструкции байдарка легко преодолевает сопротивление воды и развивает приличную скорость. Гребцы располагаются друг за другом и совершают синхронные движения вёслами. Спортивные байдарки вмещают от 1 до 4 человек, в то время как туристические модели рассчитаны на 2-3.

Пассажировместимость иногда указывается в названии лодки, например, «Нева-2» вмещает двух человек, а в «Салют-3» поместятся уже трое.

Многие туристические байдарки имеют грузовой отсек, необходимый для размещения снаряжения, палаток и провианта, что позволяет использовать их для многодневных походов и сплавов. В более ранних моделях места для груза располагались в носовом и кормовом отсеках, реже – под обоими бортами байдарки. У современных образцов геометрия немного другая, из-за чего грузовое отделение часто расположено в задней части.

В надувных экземплярах грузового отсека обычно не предусмотрено либо он совсем небольшой, что обусловлено большим объёмом воздушных баллонов, занимающих много места. Бывалые туристы выходят из ситуации следующим образом: двух- или трёхместную байдарку превращают в одноместную и на место гребцов укладывают груз. Особенно неудобны в плане перевоза багажа сверхлёгкие модели «Щука», владельцы которых вынуждены привязывать к ним маленькую надувную лодку и складывать в неё весь свой груз.

Разновидности

Туристические байдарки различаются по типу конструкции и подразделяются на разборные и неразборные образцы. К первому типу относят надувные, каркасные и каркасно-надувные модели.

Надувные байдарки

Являются самыми распространёнными туристическими плавсредствами и пользуются высоким спросом. Это обусловлено их низким весом, быстрой сборкой/разборкой, малым объёмом в сложенном виде, хорошей живучестью на камнях, отменной проходимостью и отличной устойчивостью на воде. Среди недостатков надувных байдарок можно отметить низкую способность всходов на волну, большую парусность и отсутствие вместительного грузового отсека. На многих моделях установлены упоры для бёдер и пяток, что делает их идеальным вариантом для сплава по порожистым рекам.

Для изготовления надувных байдарок используют армированный ПВХ-прочный и очень износостойкий материал, который не боится перепадов температур, прямого воздействия солнечных лучей и острых подводных камней.

Каркасные байдарки

Имеют разборную конструкцию и предназначены для походов по водоёмам с умеренным течением. Жёсткий каркас обеспечивает отличную управляемость, а небольшая толщина высвобождает много места для грузового отсека. Каркасные байдарки хорошо идут по небольшому течению против ветра, чем выгодно отличаются от других плавсредств. Более того, они способны развивать высокую скорость и отличаются хорошей грузоподъёмностью. Среди недостатков каркасных образцов можно отметить большой вес, габаритность даже в собранном виде, долгую сборку и высокую стоимость.

В качестве материала изготовления каркаса используют алюминиевые или дюралевые трубы и фанеру. В качестве обшивки у более ранних образцов применяли брезент, который сегодня заменили на стекловолоконную ткань, пропитанную ПВХ. Особенностью большинства каркасных моделей является наличие «фартука», предотвращающего захлёстывание воды внутрь. Конструкция многих каркасников предполагает установку руля, что делает их маневренными, а на некоторые из них возможна установка мачты, однако, весят такие модели очень много. К примеру, польский «Нептун», некогда популярный в Советском Союзе, имеет вес 60 кг.

Каркасно-надувные байдарки

Представляют собой гибрид первых двух видов и состоят из жёсткого каркаса и надувных бортов. В сравнении с каркасными моделями они намного меньше весят и имеют более быстрый ход. Они послушны в управлении, обладают хорошей маневренностью, компактно складываются и могут перевозиться в багажнике легкового авто. К отрицательным качествам можно отнести долгий процесс сборки и дорогой ремонт.

Каркасно-надувные модели используют для походов по водоёмам, не имеющих бурного течения и порогов.

Неразборные байдарки представлены пластиковыми моделями, предназначенными для водных прогулок, туризма и спорта. Для их изготовления используется классический метод ротационного формования, наделяющий корпус лодок высокой ударной вязкостью и пластичностью. Более того, пластиковые байдарки отличаются длительным сроком службы, составляющим 30 и более лет, химической инертностью и морозоустойчивостью.

Хранить такие модели можно под открытым небом, так как они не впитывают влагу и устойчивы к ультрафиолету.

Благодаря развитому фальшборту, у большинства образцов имеется возможность установки фартука, предназначенного для плавания в непогоду. Многие пластиковые байдарки оснащены детским сиденьем, которое располагается рядом с задним гребцом. Кроме того, они вполне ремонтопригодны и недороги в обслуживании. Среди минусов байдарок из пластика можно отметить сложности в транспортировке и высокую стоимость.

Как выбрать?

При выборе байдарки для туризма необходимо учитывать ряд важных моментов.

  • Если транспортировка плавсредства к водоёму будет выполняться на автомобиле, то можно выбирать любую конструкцию байдарки. Если же лодку предстоит носить в рюкзаке, то единственным возможным вариантом станет надувная модель.
  • Следует обращать внимание и на количество мест, учитывая при этом, что для управления и контроля за одноместной лодкой потребуется отличная физическая форма и наличие опыта управления. Выбирая многоместный образец, нужно понимать, что лёгкий ход такой байдарки возможен лишь при слаженной работе всех гребцов, так как при асинхронных действиях членов экипажа байдарка может легко перевернуться.
  • При покупке разборных моделей необходимо учитывать и время сборки. Так, для того чтобы привести надувную байдарку в боевую готовность, требуется от 15 до 45 минут, тогда как на сборку «каркасника» уходит больше часа.
  • Если байдарка выбирается для рыбалки на спокойной воде, то лучше приобрести каркасно-надувной вариант. Такие модели очень трудно перевернуть, что позволяет вставать в них в полный рост без риска упасть в воду. Эти байдарки считаются самыми быстроходными, однако, для спусков по крутым порогам не годятся. Для таких целей подойдёт надувная модель – пусть не такая быстрая, зато надёжная и проходимая.

Обзор лучших моделей

Современный рынок туристических товаров предлагает огромный выбор байдарок от российского и зарубежного производителя. Ниже представлен рейтинг наиболее интересных моделей.

  • Каркасно-надувная байдарка «Варяг-480» производства России предназначена для водных прогулок на большие расстояния по рекам и озёрам с умеренным течением. По периметру судно оснащено защитным леером, снижающим нагрузку на баллоны от боковых ударов и служащим основанием для закрепления дождевого фартука. Конструкция байдарки предусматривает крепление коленных упоров, облегчающих греблю по волне. Лодка рассчитана на 2 человек и весит вместе с упаковкой 18,5 кг. Габариты модели – 480х88 см, грузоподъёмность – 250 кг, стоимость – 37000 рублей.

Топ-5 лучших водных маршрутов на байдарках по Беларуси

Белорусы все чаще стали сплавляться на байдарках по родным рекам. Кто-то приезжает с семьей, чтобы необычно провести выходные, другие – берут друзей и отмечают день рождения и прочие праздники на воде. Третьи проводят на байдарках тимбилдинги и корпоративы. Где самые красивые и интересные водные маршруты и сколько стоит увидеть красоту белорусской природы с воды? Отвечает Holiday.by.

Для начала расскажем о «байдарочном движении» Беларуси

На сегодня у нас в стране есть огромное количество туркомпаний, организующих водные походы. Путешественникам предлагают сплавы на один, два, три и четыре дня с ночевками в усадьбах или в лесу.

При этом, полностью обеспечивают туриста: готовят ему еду на костре, устанавливают палатку, проводят инструктаж и страхуют. Последний момент – один из самых важных: практически у каждой компании в штате есть свой опытный инструктор, который научит правильно махать веслом (устойчивое выражение байдарочника) даже того, кто впервые в жизни видит байдаку.

К слову о байдарках. Сегодня в Беларуси предлагают прокатиться на надувных, пластмассовых и каркасно-разборных байдарках. Плюс, есть возможность покататься на каяках. Единственное, чем не богата Беларусь – прозрачными байдарками. Такой вид уже давно популярен во всем мире, еще бы: гребешь, и видишь, что находится под водой.

Очень надеемся, что в скором времени чудо инженерной мысли появится и у нас.

Цены:

Стартовая цена организованного похода на байдарке в Беларуси – 1 000 000 ($50). Мы говорим о трехдневном походе, в цену которого включено питание, проезд и снаряжение. Конечно, за такой же набор можно заплатить и 1 600 000 ($80) и 2 000 000 ($100) – все зависит от организации.

Читать еще:  Хочешь встать на сноуборд? Вот над чем будут смеяться профи, глядя на тебя

Если же вам не хочется видеть возле себя незнакомого человека, плюс, у вас есть опыт управления байдаркой, вы всегда можете просто взять байдарку и нужное снаряжение напрокат. В среднем, стоимость аренды на два дня – 400 000-600 000 ($20-$30).

Итак, начнем наш топ. Как говорят опытные туристы, ходить на байдарках по большим рекам – не интересно: большие повороты, течение и далекое расстояние до берега. Поэтому мы решили рассказать вам о походах на маленьких речушках.

Первый в списке маршрутов – водный поход по Минску

Да, вам не показалось: теперь у всех желающих есть возможность прокатиться по столичной реке Свислочи на байдарке. Подобное развлечение появилось в прошлом сезоне. Ребята из veslo.by организовали водный маршрут на 10 километров: старт от водохранилища Дрозды, прибытие в парк Победы. Все лето катали и удивляли минчан и гостей города:

«Мы прокатили по Свислочи довольно много людей. Среди них были и иностранцы, которые всегда очень удивлялись возможности сплава на байдарке по городу. А все потому, что ни в одной столице Европы нет подобного», — рассказывает один из организаторов и инструкторов Егор.

За все время водных покатушек по городу, в Свислочь окунулись лишь раз: опытные ребята решили побаловаться на реке и скинули с байдарки друг друга. Страшно ли упасть в городскую реку? Егор говорит, что не страшно: «В конце города, безусловно, купаться не стоит, а вот в верховье, там, где мы и катаем, – вода чистая».

Этим летом ребята запустят еще один маршрут: старт в микрорайоне Чижовки и сплав до Лошицкого парка. Стоит развлечение – 200 000 на человека.

Второй – поход по Ислочи

Сплав по этой реке уже успел стать «попсой» — летом просто неимоверное количество белорусских туристов сплавляются именно по Ислочи. Так что движение на этой реке в июне и июле, как на главной магистрали: люди есть и на реке, и на берегу.

Чем же там манит путешественников Ислочь? Во-первых, она находится вблизи Минска (30-40 километров), что избавляет от проблемы трансфера. Во-вторых, в реке очень чистая вода (вот сюда бы прозрачные байдарки). В-третьих: большое количество притопленных коряг, поваленных деревьев и остатков мостов, которые делают поход более динамичным и веселым.

В общем, сплав по Ислочи подойдет экстравертам, которые любят активно помахать веслом.

Третий – сплав с уклоном на историю по Суле

В этом маршруте самое интересное – погружение в историю. Раньше на берегу Сулы работало огромное количество мельниц. Многие из которых сохранились до наших дней. Так вы можете сделать остановку около приглянувшегося вам домика из красного кирпича и побродить вокруг и внутри забытого богом места.

К слову, еще в прошлом столетии эта река была судоходной, но во времена второй мировой войны, леса вокруг рубили на нужды армии и вода ушла. С каждым годом ситуация становится все хуже: уже в апреле этого года уровень воды в реке был минимальным для весны. Тем не менее, сплав по Суле все еще доставляет и радует дивными пейзажами и спокойствием.

Четвертый: сплав по реке Нарочанка, переходящий в путешествие по Вилии

Классический водный маршрут, проходящий по одним из самых живописных мест Беларуси: пейзажи меняются, начиная от холмов, заканчивая равнинами и высокими берегами.

В этом маршруте также интересна историческая составляющая. На берегу Нарочанки стоит деревня-музей Забродье. Пока ваши байдарки будут сохнуть на берегу, вы сможете прогуляться по нетронутой человеком природе и увидеть: игровые автоматы СССР, часовню, музеи быта и ретро-техники. При желании, даже прокатиться на танке.

После снова вернуться к байдаркам и доплыть до спокойной Вилии, на берегу которой тоже есть один занимательный музей – усадьба композитора Михаила Огинского.

И пятый путь: реки Сервечь – Вилия

На этом пути вас ждет множество и завалов, которые создадут эффект а-ля горной реки. Еще будут затопленные и поросшие крапивой берега, где можно увидеть хищных птиц – коршунов и орлов. В общем, места там глухие, но спокойные.

Еще один плюс похода по этому маршруту: экскурсия на иловский плодоконсервный завод. Естественно, с дегустацией плодовых вин. Этакий трэшачок с погружением.

Байдарочники, прошедшие по маршруту говорят, что путь очень атмосферный, да и вино неплохое.

Как выбрать лучшее место для похода на байдарках

Этой маме троих детей 42 года. Она руководит бизнесом и берет с собой байдарку даже в Таиланд

«В Таиланд я летала со своей байдаркой. А что? Она чуть объемнее большого походного рюкзака. У нас в семье две байдарки, два каяка и катамаран», — перечисляет Татьяна Сичкарь. Этой бойкой минчанке 42 года, у нее трое детей — а еще она большая любительница походов, сплавов и приключенческих гонок. Из хобби вырос бизнес: Татьяна управляет магазинами спортивной одежды и снаряжений для походов. GO.TUT.BY расспросил Татьяну о семейных путешествиях по рекам, приключенческих гонках и подъеме на Эльбрус.

«Не было возможности спуститься с горы. А дома нас ждал двухлетний сын»

Откуда у Татьяны взялась любовь к активному отдыху и приключенческим гонкам? Точно не из школы: физкультура давалась с трудом, ни в каких спортивных секциях не занималась. Но в институте вдруг увлеклась восточными единоборствами и обнаружила в себе достаточно уверенности, чтобы отправиться в первый в жизни поход — на Алтай.

— Там родились мои бабушка с дедушкой, так что к Алтаю я питаю особую любовь, — объясняет Татьяна. — Свобода там царит в воздухе! Практически нет людей, район удаленный. Кристально чистые реки и изумрудная вода. Становясь на ночлег, слушали шум горных рек. Когда подымались на вершину, проходили сквозь облака. Физически ничего такого, будто туман, — но ощущения незабываемые. Словно руками дотянулся до небес.

Что едят в походах?

Главное блюдо — тушенка или сублимат из мяса. Если берут колбасу и сало, то заворачивают в ткань. На гарнир — крупы. Запасают и супы-концентраты. Из напитков: сухое молоко, какао, чай. Чтобы побаловать себя, берут сгущенку и печенье. Чтобы готовить в походах, есть специальная легкая и многофункциональная посуда.

Но уже второй поход показал, что готовым нужно быть ко всему. На гору Белуху Татьяна пошла вместе с мужем. Группа из десяти человек оказалась на большой высоте в непогоду.

— Палатки занесло снегом, — вспоминает Татьяна. — Не было возможности спуститься. А дома нас ждал двухлетний сын! Конечно, мы с мужем очень переживали, что с нами может что-то случиться. Хорошей погоды так и не дождались. Сильно рискуя, пошли в «молоко», сплошной туман. Идешь, а куда? Не видно.

К тому же при спуске с вершины сильно обгорели лица. Из-за тумана казалось, что солнца нет, — а лучи пробивались сквозь облака, отражались от снега…

— Все завершилось благополучно, но после этой ситуации мы на некоторое время прекратили походы.

Татьяна ушла во второй декрет, а тот плавно перетек в третий. Походы начались уже с детьми. Из хобби выросла идея бизнеса: открыть магазин одежды и снаряжения для активного отдыха и туристических походов.

— С тем, что в Минске было не найти ни качественной одежды, ни снаряжения для похода, я столкнулась сама, — вспоминает она. — Хорошо знаю, как важно быть правильно одетой в экстремальных условиях.

Как одеться, чтобы не замерзнуть в горах и не промокнуть под проливными дождями?

Татьяна отмечает, что одежда для похода должна быть максимально легкой и высокотехнологичной. Как правило, это умная синтетика: моментально сохнет, сохраняет тепло и отводит испарение. К слову, термобелье «работает», даже когда жарко. Женщина признает, что для белорусов специализированная одежда по стоимости дороговата. Куртка с мембраной — от 150 рублей и, в зависимости от уровня производителя, до 600 рублей. Мембранная обувь от чешского производителя будет стоить от 150 рублей, итальянская от 300 рублей.

А если вы, например, подбираете рюкзак, ориентируйтесь на маршрут: для походов по Беларуси оптимальным будет вместимостью в 60 литров для женщины и в 70 для мужчины. Чтобы правильно выбрать рюкзак, нужно загрузить его и отрегулировать лямки — а затем определить, комфортно с ним или нет.

«Байдарка весила 25 кг, так что на вещах в самолет экономить не пришлось»

С первым супругом Татьяна в разводе. У второго мужа Игоря — любовь к путешествиям на байдарке. Поэтому три года назад мама троих детей впервые сплавилась по реке Титовка.

Читать еще:  Уход и выращивание сливы в домашних условиях. Весенний уход за сливой, советы бывалых садоводов Уход за сливой летом

— С точки зрения видов она меня не впечатлила, — улыбается Татьяна. — Хорошо, что на Титовке мои путешествия не закончились. Река Усыса, куда мы отправились потом, была невероятной! Со множеством завалов, и прохождение ее было интересным. Много разных рек прошли за последнее время, часто ходим на воду с детьми. Там свой отдельный мир, который можно увидеть лишь тогда, когда находишься не на берегу, а на самой реке: бабочки, стрекозы, уточки. Увлекательно ходить весной на разливы больших рек, например, по разливам Днепра и Припяти.

Как организовать поход на байдарке

Походы на байдарках по времени занимают около 2−4 дней. Они сложнее по организации, чем пешие. На место старта нужно приехать на машине, разложиться, перегнать транспорт на финиш и там снова все сложить. Какое-то количество человек остается, чтобы собрать байдарку, а кто-то перегоняет машину на финиш.

Байдарочные походы по Беларуси Татьяна считает абсолютно безопасными: нет рек с большими порогами.

— Много раз в наших походах были семьи с грудными детьми. В шаговой доступности цивилизация, магазины и медпомощь при необходимости. У нас ни разу не возникало никаких экстремальных ситуаций.

Во время приключенческой гонки. Фото: из личного архива Татьяны Сичкарь

Активная семья выбиралась и за пределы в Беларуси — в тот же Таиланд, куда летели со своей байдаркой. Почему не напрокат? Были настроены на серьезный по километражу поход по Андаманскому морю, а в местных прокатах предлагали только надувные и прогулочные лодки. Для длительных перегонов они опасны. А на маршруте были перегоны между островами по 10−12 км.

— Допустимый багаж был 40 кг на двоих, — объясняет Татьяна. — 25 из них завесила байдарка. На вещах «экономить» не пришлось: в оставшиеся 15 кг багажа и ручную кладь по 8 кг мы взяли все, что нам было необходимо, включая еду и подарки друзьям.

Уже в марте в Таиланде было 30 градусов жары. Если в сплавах по Беларуси в марте Татьяна надевала гидрокостюм, а в поход на Кавказ мембранную влагозащитную куртку, то в Таиланде комфортно чувствовала себя в платье и шляпе с большими полями. Путешествием осталась довольна:

— Смело могу рекомендовать такой вариант, поскольку подобным образом после летала и в другие страны — например, в Черногорию.

Помимо путешествий, Татьяна не раз участвовала в любительских соревнованиях и приключенческих гонках за пределами Беларуси, где занимала призовые места. Поездки были ценными для семьи еще и в плане опыта: муж Татьяны — один из организаторов приключенческих гонок в Беларуси.

Как выглядит приключенческая гонка

Самая простая дистанция для любителей занимает около шести часов: «Это поиск контрольных пунктов на заданном маршруте. Чем больше прошел и нашел, тем лучше результат». В гонках существует три дисциплины — пешком, на велосипеде и байдарке. Участвует в гонке обычно около 400 человек.

ЗОЖ всей семьей

В семье Татьяны и Игоря четверо детей: двое сыновей и дочка — от первого брака Татьяны, сын — от брака Игоря. От родителей дети унаследовали любовь к спорту: в детстве были занятия водным поло, синхронным плаванием.

Сын Татьяны Алексей. Так парень вырос за тринадцать лет, со времен своего первого серьезного похода по Карпатам. Фото: из личного архива Татьяны Сичкарь

Алексею в этом году исполнится 18 лет — а первый раз в серьезный поход он попал, когда ему было пять лет: ходил в Карпаты. Георгию 14, у него, по словам Татьяны, врожденный талант управления байдаркой: первый раз сев на капитанское место, справился блестяще.

— Самая активная участница наших походов сейчас — 11-летняя дочка Елизавета. В десять лет она уже участвовала в приключенческой гонке и в велосипедном марафоне, — гордится мама.

Сыну мужа, Владиславу, уже 20 лет. Он участник многих серьезных походов: байдарочных по озеру Байкал и рекам Карелии, пеших — на вершину Эльбруса.

Заслугами домашних мама гордится, а вот себя «особенной туристкой» до сих пор не считает:

— Моя «уникальность» в том, что без опыта занятий спортом я откликалась на предложения и просто шла в походы. При этом мое первое серьезное участие в приключенческой гонке состоялось в 38 лет, а восхождение на Эльбрус — в 40 лет. И знаете, что это значит? То, что никогда не поздно начать вести активный образ жизни, — улыбается Татьяна.

Как выбрать туристическую байдарку

Сразу оговоримся – в нашем обзоре нет исчерпывающих описаний всех существующих на рынке моделей. Ибо мы чтим Козьму Пруткова с его «никто не обнимет необъятного», а байдарок только советского, украинского и российского производства существуют не один десяток видов. Речь у нас пойдет, скорее, об общих принципах.

Прежде всего, выбирая байдарку, ответьте себе на несколько вопросов.

  • Вы собираетесь ходить в долгие (неделя-две-три) походы или походы выходного дня?
  • Вам ближе спортивный или прогулочный стиль? Для вас важнее скорость или обитаемость судна (как правило, это взаимоисключающие параметры)?
  • Ходить собираетесь по большим открытым водоемам (морям, озерам, водохранилищам), по тихим лесным речкам или по бурным и порожистым?
  • В лодке вы будете один? Вдвоем? Вдвоем плюс маленький ребенок/собака? Втроем (трое взрослых)?
  • Как собираетесь добираться до места будущего сплава – на своей машине, на наемном микроавтобусе, на общественном транспорте, самолетом, наконец?
  • Где намерены хранить судно, в том числе в межсезонье?
  • Наконец, каким бюджетом располагаете? Учтите, что, кроме самой байдарки, понадобятся весла (как правило, они в комплект не входят, ибо их нужно подбирать по росту, привычкам и кошельку гребца), гермоупаковки для вещей и прочие мелочи. Они способны увеличить стоимость покупки минимум на 10-15%, если не вдвое — например, если речь пойдет о парусном вооружении. При этом у уважающего себя производителя в базовый комплект обязательно входит штатная упаковка для сложенного судна, ремкомплект, насос (если есть надувные элементы).
  • Неплохо бы еще заранее подумать о возможном ремонте и о доступности запчастей. Особенно это касается редких и импортных лодок.

Необязательно сразу же дать себе исчерпывающие ответы на все вопросы. Но держать их в голове, выбирая лодку, стоит.

Теперь пройдемся по основным типам байдарок, их достоинствам и недостаткам.

Каркасные байдарки

Классика жанра, восходящая прямиком к эскимосским и алеутским каякам и байдарам. Правда, каркас теперь уже никто не делает из моржовой кости и китового уса, а оболочку — из тюленьей шкуры. Теперь для каркаса применяются алюминиевые сплавы, пластик, дерево, а для оболочек – ткани со специальным полимерным покрытием. Хотя бывалый байдарочник может вместо слова «каркас» сказать «кости», а вместо «оболочка» — «шкура».

Типичные представители каркасников — «Салют 5,2» и «Таймень-3» (СССР), RZ-85 (ГДР), «Нева-3» («Тритон», РФ), «Нэрис Валькирия-2» и «Нэрис Alu-2» («Нэрис», Украина).

Добавим, верхняя часть «шкуры» — дека, она же палуба — традиционно закрывает часть лодки, оставляя открытыми одно-два-три посадочных отверстия или единый кокпит. Это делается, чтобы байдарку меньше заливало при прохождении волн (особенно когда в них ныряет нос) и чтобы брызги с двулопастных весел меньше попадали внутрь судна. Для бурной воды применяют фартуки и срывные юбки, дополнительно герметизирующие зазор между корпусом гребца и лодкой.

Естественно закрытая дека создает трудности при посадке в байдарку и при размещении в ней груза. Чем более открыт кокпит, тем проще погрузка и тем больше может оказаться воды внутри на марше.

При всем при этом каркасные байдарки – наиболее обитаемы, то есть в них проще всего в длительном походе разместить и пассажиров, и груз. Последний —за счет мест под бортами, в носу и корме. Именно среди каркасных байдар чаще можно встретить не только двух-, но и трехместные суда, что особенно актуально для семей с детьми и собаками.

Каркасник же при прочих равных будет наиболее ходкой лодкой (уступая разве что байдарке с жестким корпусом).

Ремонт мелких «травм» каркасного судна, как правило, несложно произвести и в полевых, и в домашних условиях.

Стоит упомянуть и живучесть каркасника: получив небольшое повреждение (например, прокол в оболочке), он способен долго оставаться на плаву. «Заткнул дыру носком да пошел дальше», как написал любитель каркасных лодок на одном форуме. На слегка подтекающем каркаснике можно дойти до конца похода. С надувной лодкой так не получится.

Правда, и повреждения каркасники получают чаще прочих — это мы плавно переходим к недостаткам. Там, где «шкура» плотно прилегает к «костям», ее достаточно просто пробить, наехав на камень или даже острую корягу. Правда, современные оболочки проклеиваются дополнительными леями в наиболее угрожаемых местах.

Каркасную лодку дольше собирать (если сравнивать с надувной). Первая сборка может занять и больше часа. Но набив руку — время сборки обычно составляет 20-25 минут. Но при длительности похода в три дня и более — это не так существенно. Потраченное время вернется удобством, комфортом, скоростью и вместительностью судна.

Читать еще:  Куда деть ржавые гвозди на даче. Ржавые гвозди в помощь яблоне. Как в Англии

Резюме. Каркасная байдарка хороша для длительных (от трех дней до нескольких недель) походов по не слишком сложным (приблизительно до третьей категории) рекам. Причем походы могут быть как спортивными (на скорость), так и семейными.

Каркасно-надувные байдарки (КНБ)

Возникли при попытке приспособить каркасное судно к сплаву по бурным и каменистым рекам. Конструкция представляет собой каркас (обычно с меньшим количеством продольных элементов, чем у классического каркасника), мягкую оболочку и два баллона вдоль бортов. В многочисленных самоделках времен СССР баллоны вкладывались внутрь «шкуры» и привязывались к каркасу. Сегодня они, как правило, интегрированы с оболочкой в единое целое, что упрощает сборку и снижает вес конструкции. Советские самодельщики делали двух- и четрыехбаллонные КНБ: вдоль каждого борта шел, соответственно, один или два баллона. Сейчас производители предпочитают двухбаллонную схему, хотя некоторые разделяют один баллон поперечной перемычкой для повышения живучести судна.

Классические представители – «Варзуга-2», «Ладога-2» («Тритон», РФ), «Маринка-2» (ФМК, РФ), «Викинг 3,8», «Гарпун» («Акваграфика, РФ), «Рось-2» («RENT-TOUR», Украина).

КНБ, как правило, собирается быстрее каркасника (минут 20 – и лодка на воде), по скоростным характеристикам близка к нему, по обитаемости уступает (место под бортами занято надувными элементами). Масса каркасных и каркасно-надувных лодок тоже сравнима: питерский «Тритон» выпускал лодку «Свирь» в каркасном и каркасно-надувном исполнении, и весили обе модели одинаково.

Вообще, в ходе эволюции «отряд» КНБ разделился на несколько «подотрядов». Появились, например, «надувные байдарки с элементами каркаса» (к ним ближе «Рось» и «Викинг») или «каркасные байдарки с бортовым поддувом» (таким был старый польский «Нептун»). Поэтому и дать общие рекомендации по использованию таких судов сложно. Одни из них применяются так же и там же, где каркасники или на несколько более спортивных маршрутах. Другие активно конкурируют с надувными: собираются почти так же быстро, а, например, курс держат лучше — если «элементом каркаса» выступает одинарный кильсон по всей длине, как у «Викинга» и «Роси».

Надувные байдарки

В советское время выпускались прорезиненные байдарки «Ласточка-1» и «Ласточка-2», но большой популярностью они не пользовались.

Современные материалы, прежде всего, ткани с ПВХ-покрытием, позволяют произвести надувные суда совсем другого класса: в частности, теперь их можно накачивать до давления в 2-3 атмосферы, а это совсем другая жесткость судна и, значит, другие скоростные характеристики, если сравнивать с «прорезинкой», которая, ко всему, еще и тяжелее. Кроме того, современные технологии сварки и склейки таких тканей позволяют в куда более широких пределах «играть» с формами баллонов, а значит, и с обводами судов.

Поэтому надувные байдарки сегодня переживают ренессанс.

Характерные представители «отряда» — К54.10 («Романтика», Украина), А-450 («Нэрис», Украина), «Аврора KM425» («Фиорд-Бот», Украина), Solaris 42VS (Solaris-Boat, Украина) , «Щука » (КБ «Сталкер», РФ). У последней, впрочем, иная (и да простят нас «щуковфилы» — устаревшая) конструкция: надувные баллоны вкладываются в негерметичные чехлы. Именно последние держат форму и механическую нагрузку. Сушить и чинить такую лодку сложнее, пленочные баллоны после нескольких лет службы могут выйти из строя.

В этой же нише «пасутся» многие китайские производители безосновных лодок – то есть, по большому счету, из толстой пленки. Судно получается легким, но непрочным.

Как правило, образуют надувную байдарку два круглых в сечении баллона вдоль бортов, сужающиеся и сближающиеся к носу и корме. Дно может быть также с поддувом (вроде надувного матраца) или без него. У «Романтики» и Solaris-Boat, к примеру, есть модели с надувным килем, поверх которого лежат поперечные фанерные стлани.

Как правило, байдарки-надувнушки шире своих каркасных и каркасно-надувных собратьев (0,9…1 м против 0,7…0,85 м), обладают более полными обводами. За счет этого они остойчивее: скажем, пара детишек может свободно свешиваться с одного борта – и родители при этом не опасаются, что судно перевернется. Эти суда быстрее всего собираются и разбираются (четверти часа достаточно), поэтому лучше прочих подходят для походов выходного дня и просто покатушек на час-другой. Они же – за счет отсутствия каркаса – лучше всех упаковываются, так что лодка без проблем помещается и в багажник малолитражки, и в самолет, и в троллейбус . Они же наименее уязвимы для камней и коряг, не боятся ударов о препятствия, изгибов и пр. – в лодке нечему ломаться. Хотя, конечно, пробоина, если уж случится, принесет больше проблем, чем в случае с каркасной лодкой. Может даже потребоваться вмешательство профессионала-ремонтника.

Обитаемость «надувастиков» в среднем ниже, чем каркасников: баллоны и надувное дно съедают часть внутреннего объема. Но, пожалуй, она выше, чем у многих каркасно-надувных судов: нет шпангоутов (поперечных элементов каркаса), которые делят лодку на отсеки. Именно надувнушки чаще других делаются в форм-факторе open deck – полностью открытыми или с совсем небольшими «козырьками» на носу и корме. Это тоже повышает удобство посадки и погрузки.

Ходовые характеристики у надувных лодок все же хуже, чем у каркасных – сказывается бОльшая ширина, более полные обводы, закругленный нос. И парусность у них выше.

Исключение – байдарки семейства «Игла». Их обводы максимально приближены к каркасным за счет необычной формы бортовых баллонов (они в сечение представляют восьмерку, причем достаточно «худую»). Кроме того, борта «Игл» изогнуты вдоль всей лодки. У традиционных надувнушек они, как правило, параллельны на большей части длины. Наконец, в носу у «Иглы» устанавливается жесткий несъемный штевень, что делает носовые обводы более острыми (байдарка «раскрывает» воду). Поэтому на ходу эти суда уверенно тягаются с каркасниками, а то и обходят их.

Резюме: надувнушка прекрасно подойдет для походов выходного дня, в том числе и с детьми. Но применима и в длительных походах. Далее нужно внимательно изучать характеристики конкретного судна.

Байдарки с жестким корпусом

Этот класс байдарок весьма популярен в мире — жесткие лодки имеют лучшие ходовые характеристики, четко держат форму, мало уязвимы. Полиэтиленовые каяки – одни из самых распространенных сплавных судов. Но в нашей стране жесткая байдарка у туриста-частника остается экзотикой. Все-таки их сложно перевозить (обычно на крыше авто) и хранить. Хотя для варианта «дача у самой воды» жесткая байдарка – хорошее решение. Правда, при покупке надо смотреть, для каких именно условий эксплуатации лодка сделана: вертлявый подрезанный (с поднятыми носом и кормой) каяк будет хорош при сплаве по бурной воде, но держать на нем курс на озере – занятие не для слабонервных.

Покупка байдарки б/у

Возможно, вам повезет и вы найдете судно в идеальном состоянии — «купили, думали, будем кататься, а как-то не получается, она уже три года лежит». Но такое бывает редко. «Бэушная» байдарка, как правило, имеет пробоины в оболочке и повреждения каркаса. У хорошего хозяина они будут заклеены, отрихтованы и пр. И все же, покупая такую лодку, стоит взять с собой понимающего в байдарках человека. И уж по крайней мере попросить при вас собрать судно. Некомплектность каркаса и его повреждения выявятся сразу. Некоторых запчастей порой днем с огнем не найдешь, и сделать их самостоятельно не всегда получается даже в условиях неплохой мастерской. Не пожалейте на проверку времени – особенно в случае наличия у лодки надувных элементов. Если в них есть даже маленькая течь, то за час-другой они потеряют упругость.

И еще о везении. У каких-нибудь пенсионеров может обнаружится старая байдарка в приличном состоянии. Скорее всего, это будет «Таймень» (вероятно, самая массовая байдарка советских времен), или «Салют» (предок «Тайменя»). Будьте готовы к тому, что каркас окажется вполне годным. Правда, у «Салюта» слабым местом является деревянный кильсон – сдвоенный «хребет», идущий вдоль нижней части лодки, он чаще всего ломался и подгнивал. А вот оболочку почти наверняка придется менять: в советских лодках она была из прорезиненной ткани (чаще всего – на хлопчатобумажной основе) с брезентовой декой. Резина от времени начинает отслаиваться и осыпаться, а хб-волокна после многочисленных намоканий, скорее всего, окажутся гнилыми. К счастью, для этих лодок можно купить оболочки из современных материалов (их делают, например, харьковская компания «Пеликан» и киевская фирма «Нэрис»).

Может оказаться, вам предложат что-то более экзотическое. Например, немецкие RZ-85 или «Колибри», польский «Нептун» или старый советский «Луч». Ходовые характеристики у этих судов очень хороши, но могут возникнуть проблемы с каркасом (у «немца» и «поляка» он целиком деревянный, у «Луча» — с многочисленными деревянными деталями) и почти наверняка возникнут с оболочкой. К счастью, в Украине можно найти фирмы, которые берутся за изготовление нестандартных «шкур» — это, в частности, харьковская «Романтика» или киевский «Нэрис».

Автор — Александр Данковский
(страничка Александра в Facebook)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector