16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как тормозить и контролировать скорость “плугом”?

Способы регулирования скорости на спусках

Для того чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно при спусках с гор, необходимо научиться оценивать и регулировать скорость движения в соответствии со своими возможностями. Это относится как к увеличению, так и к замедлению скорости. Второе более важно. Есть пять способов торможения.

Торможение упором. Как правило, применяется для уменьшения скорости при спусках наискось в условиях как твердого, так и мягкого снега перед слишком крутыми участками трассы. Начните спуск наискось на параллельных лыжах, а затем, немного освободив нижнюю лыжу от веса тела, отведите ее в упор и снова плавно загружайте. Поставленная на кант, она будет срезать слой снега и замедлять движение. После нескольких метров торможения вновь поставьте нижнюю лыжу параллельно верхней. Для усиления торможения необходимо выдвинуть нижнюю лыжу немного вперед и еще больше загрузить ее весом тела. Перенесите вес тела в сторону этой лыжи с одновременным разворотом туловища и принятием углового положения.

Для обучения этому приему подыщите небольшие участки склона чуть большей, чем обычно, крутизны и, приняв положение упора, начинайте спуск. Вы почувствуете, что кант нижней лыжи с силой цепляется за снег. Чтобы усилить торможение, полностью перенесите вес тела на нижнюю лыжу и с силой давите на нее пяткой. Выдвинутая вперед нога служит вам опорой, не давая туловищу слишком подаваться вперед.

Торможение «плугом». Применяется на склонах различной крутизны и снежного покрова при движении прямо вниз. Разведите задники лыж в стороны, удерживая носки, и, постепенно став на канты, с силой надавите на них. Чем сильнее вы будете давить на задники, не изменяя их положения, тем больший эффект торможения получите.

На пологом и твердом склоне научитесь раздвигать задники, скользить в «плуге» на почти плоско поставленных лыжах и снова сводить их вместе. Затем освойте постановку обеих лыж на канты сведением коленей, и вы почувствуете, как это значительно усиливает торможение. Постепенно вырабатывайте умение принимать положение «плуга» очень быстро и гасить скорость на все более коротких участках торможения. Для сохранения равновесия в передне-заднем направлении с началом торможения отклоняйтесь назад и с силой давите на задники лыж.

Торможение боковым соскальзыванием. Это наиболее эффективный прием, дающий возможность не только быстро уменьшить скорость, но и остановиться, когда нет возможности изменить направление спуска. Он применяется на любой скорости как для плавного ее уменьшения, так и для резкой остановки, при выполнении спусков прямо и наискось. Только в условиях глубокого снежного покрова, на неподготовленном склоне нельзя пользоваться этим приемом.

Техника бокового соскальзывания описана в разделе «Соскальзывания». Любым способом разгружают лыжи, вращением ставят их под углом к направлению движения и распределяют вес тела так, чтобы точка силы сопротивления снега и точка приложения движущей силы в момент загрузки лежали в одной плоскости. В этом случае вы будете спускаться по склону в первоначальном направлении на лыжах, поставленных под любым углом (до 90°) к направлению движения. Чем большим будет этот угол, тем большего эффекта торможения вы добьетесь. Для уменьшения длины участка торможения сильнее врезайте канты лыж в снег, не забывая развернуть туловище в направлении спуска и отклониться в противоположном для удержания равновесия. Распределите вес тела по длине лыж равномерно, иначе вас будет уводить в сторону от первоначального направления.

Торможение с использованием поворотов. Этот способ применяется в основном для удержания такой средней скорости спуска, которая не вызывает перенапряжения мышц при выполнении различных поворотов. Например, вы совершенствуете технику поворотов среднего радиуса. Правильно выполнив 3—4 поворота, вы наберете такую скорость, которая окажется для вас чрезмерной, поэтому пятый и шестой повороты следует выполнить сознательно с большим соскальзыванием при движении лыж по дуге. В результате скорость снизится.

Применяют тормозящие повороты и при переходе на более крутые участки склона, чтобы удержать скорость спуска в разумных пределах, обеспечивающих безопасность.

Торможение с изменением стойки спуска. На больших скоростях движения по склону тормозящего эффекта можно добиться, если увеличить площадь лобового сопротивления переходом в более высокую стойку, да еще развести руки в стороны.

Как тормозить и контролировать скорость “плугом”?

Сегодняшний наш урок мы посвятим тому, как правильно фотографироваться с лыжами на склоне. Отлично, на этом мы прощаемся с вами, а в следующем уроке мы пройдем:

Торможение плугом, стойка плуг и прямые спуски с контролем скорости

И следующий урок начинается прямо сейчас.

Стойка плуг

Стойка плуг нужна для контроля скорости в спусках и для остановки. В стойке плуг лыжи стоят носками вместе, пятками врозь, коленные и голеностопные суставы согнуты, в тазобедренном суставе мы наклоняем туловище вперед, спину делаем круглой, руки перед собой, палки по диагонали смотрят назад, лыжи загружаются равномерно.

Сейчас я покажу несколько приёмов, в которых мы можем встать в стойку плуг.

  1. Стоим в основной стойке, оставляю одну лыжу, принимаем стойку плуг. Основная ошибка у Ильи – слишком широко расставлены носки, мы также можем оставить другую лыжу.
  2. Второй вариант – поочередно оставляем одну лыжу, потом вторую лыжу. Следим за тем, чтобы лыжи были загружены равномерно и стояли на внутренних кантах.
  3. Третий вариант – мы расставляем лыжи в прыжке. Разгибанием коленного и голеностопного сустава распрямляем ноги и в дальнейшем сгибании коленного и голеностопного сустава надавливаем на лыжи, разводя пятки.
Читать еще:  Аккумулятор для скутера какой лучше

Это были упражнения на месте, чтобы научиться принимать стойку плуг. Теперь мы это будем делать уже движении на склоне. Для выполнения этих упражнений старайтесь выбирать пологие длинные склоны с хорошим выкатом на ровную поверхность, в противном случае вы рискуете упасть, ударится, повредить себе что-нибудь. Начинаем движение в основной стойке, на выкате принимаем стойку плуг и останавливаемся.

– Илья, у тебя одна ошибка была: ты перед тем, как сделать стойку плуг, не сделал разгибание коленного и голеностопного сустава, пытаясь раздавить лыжи прямо уже на загруженных лыжах. Разгрузи лыжи сначала, потом снова загружая лыжи, разведи пятки.

Спуск в плуге по прямой

Переходим к следующему упражнению – спуск в плуге по прямой. Становимся в стойку плуг на склоне, лыжи должны быть загружены равномерно, начинаем движение, немного разгибая коленный и голеностопный сустав, тем самым раскантовывая лыжи, двигаемся вниз по склону, следим за равномерностью нагрузки лыж, чтобы движение было прямолинейным, внизу на выкате увеличиваем давление на лыжи и останавливаемся.

– Илья, если бы поднял перед собой руки, было бы отлично, а так хорошо.

-Женя, у меня очень сильно начала затекать голень в районе давления на язык ботинка, это нормально?

-У начинающих да, это нормально.

Принимаем стойку плуг на склоне, начинаем движение путем разгибания коленного и голеностопного сустава, немного раскантовывая лыжи, продолжаем разгибать коленный и голеностопный сустав, тем самым уменьшая ширину плуга. Продолжаем движение, сгибая коленный и голеностопный сустав, увеличиваем давление на лыжи и останавливаемся.

Сноубордические привычки у Ильи ничем не перешибить, до сих пор сидит ж*ой на склоне.

Остановка на склоне

Следующее упражнение – остановка на склоне.

В этом упражнении мы начинаем движение почти с параллельных лыж, разгоняемся и делаем остановку в воротах, которые я поставлю палками, то есть вам нужно остановится в конкретно заданной точке.

– Молодец, только руки надо было вынести вперед.

– Это было не очень просто.

– Что ты можешь сказать о своем последнем проезде? Что в нем было не так?

– Ну мне показалось, что я тормозил только правой лыжей, левая как-то сама по себе ехала.

– Почему это происходило?

– Ну видимо как-то неправильно распределил вес.

– Да, ты неправильно распределил вес, перенеся его в основном на одну лыжу, а другую лыжу поставил на кант, тем самым заблокировав себе возможность перейти в нормальный плуг.

Спуск в плуге по диагонали

Если у вас изначально всегда так получается, то для этого есть одно очень хорошее упражнение. Мы делаем проезды в плуге по диагонали, располагая ту лыжу, которая заблокировала нам нормальный плуг и ехала на канте, ниже нас по склону. Если изначально блокируется, например, правая лыжа, то мы эту лыжу ставим вниз по склону и едем по диагонали в основном на этой лыже.

– Илья, следи за расстоянием между носками, 5-8 см это идеальное положение.

Сегодня мы с вами научились стойке плуг, научились контролировать скорость в плуге и останавливаться. В следующий раз мы научимся делать повороты в стойке плуг.

Как всегда, с вами был портал Сленерджи, Илья Косяченко, ученик, и Евгений Моисеенко, инструктор международной категории по горным лыжам. Благодарим магазин реал спорт за предоставленное снаряжение

Как научиться кататься на горных лыжах? Как устроены лыжи. Учимся надевать лыжи, двигатья по прямой, тормозить и поворачивать плугом, упором и на параллельных лыжах.

Любители горнолыжных спусков часто используют различные техники. Карвинг является одним из самых популярных стилей, и для него предусмотрены специальные лыжи.

Школа горных лыж. Шаг за шагом

Школа горных лыж. Шаг за шагом. Урок № 2

Пашем плугом

Перед тем, как рассказать вам об одном из самых простых и универсальных приемов катания, а именно – управлении лыж с помощью плуга, считаю своим долгом немного вернуться назад и более детально остановиться на базовом элементе горнолыжной техники – «обычной стойке».

Поскольку естественный наклон ваших ботинок и так обеспечивает относительно правильную позицию, вам может показаться, что этого достаточно. Но это не совсем так. Я хочу, чтобы вы утрировали свою стойку. Сильнее согните колени и надавите голенью на ботинок. Согнитесь в поясе и округлите плечи так, чтобы грудь была «проваленной». Вытяните руки вперед, при этом локти должны смотреть не в стороны, а вниз. Опустите слегка голову, но смотрите ВСЕГДА ВПЕРЕД, а не под ноги. Если ваши плечи, колени и носки стоп находятся на одной оси, значит стойка правильная.

Я вполне допускаю, что стоя на лыжах в таком положении, вы будете чувствовать себя глупо, но уверяю вас, что на склоне эта стойка сослужит вам неоценимую службу. Дело в том, что на снегу начинающий и неопытный лыжник подспудно пытается избавиться от пока еще неестественной для него позиции и принять более натуральную – распрямленную. А этого делать никак нельзя, поскольку одно-единственное «открывание» плечей ведет за собой следующую цепочку малоприятных последствий. Отклоняется торс, опускаются руки, вы разгибаетесь в тазобедренном суставе и вам, соответственно, уже значительно тяжелее удержать колени в согнутом состоянии и сохранить давление на ботинок. Как только вы ослабили давление на ботинок, вы теряете полный контроль над лыжами. Лыжи этого не любят и почувствовав свободу, обязательно взбрыкнут из-под вас.

Эта цепочка может начать рваться с любого элемента, так что пока обычная стойка не станет для вас естественной, почаще проверяйте себя: колени – согнуты, плечи – округлены, руки — вперед. Если в одном из звеньев непорядок, и вы чувствуете, что часто теряете равновесие, вот вам два приема, которые вы должны отработать до автоматизма. Запомните два ключевых слова: «руки» и «голень». Говоря себе эти два заклинания, вы тем самым развиваете в своем сознании образ, который в реальности означает «вытянуть руки вперед» и «подавить сильнее на ботинок». Скорректировав эти два фактора, вы сможете быстро восстановить равновесие в стойке и гармонию в ваших с лыжами взаимоотношениях.

Читать еще:  Почему повышен кортизол и как снизить уровень гормона

Я считаю, что это самый универсальный и часто используемый маневр на горных лыжах. Он применяется всегда и везде, и начинающим «чайником» и маститым «профи» его можно использовать как на пологом склоне, так и на крутом. «Плугу» можно учиться даже раньше чем обычному прямому спуску, поскольку это идеальное средство для контролирования скорости и торможения.

Итак, встаньте в обычную стойку, опустив носки лыж вниз по склону и упершись спереди на палки. Теперь, разведите пошире пятки лыж, задавите вперед ботинки и убирайте палки. Поехали. В зависимости от того, с какой силой вы давите на ботинки и, соответственно, на внутренние канты лыж, вы можете регулировать свою скорость. Есть еще одна закономерность – чем шире вы развели пятки, тем больший угол образуется между лыжами и тем меньше скорость. Почувствовав себя достаточно уверенно после таких упражнений, попробуйте «поиграть» плугом, то есть несколько раз за спуск меняйте давление на лыжи и угол лыж. Отработав эти навыки, вы почувствуете, что можете контролировать скорость.

Косой спуск (траверс)

Косой спуск еще называют траверсом. Он полезен как подготовительное упражнение к повороту или если вам попросту нужно пересечь склон от одного края к другому.

Примите обычную стойку, поставив лыжи поперек склона. Сделайте небольшую разножку, выдвинув верхнюю по склону лыжу на полстопы вперед. Попутно замечу, что такая позиция должна стать для вас сама собой разумеющейся, поскольку она необходима при исполнении поворотов, любого рода юзов, траверсов и даже прямых спусков.

Ваша нижняя лыжа стоит на внутреннем канте, а верхняя – на наружном. В горных лыжах почти всегда «рабочим» является именно внутренний кант лыжи. Чем больше на него давление – тем сильнее его сцепление со снегом и тем четче лыжа делает поворот.

Оттолкнитесь палками и начните движение поперек склона. Скорость можно контролировать, усиливая или уменьшая давление на нижнюю лыжу. Если склон некрутой и мягкий, то для удержания нужного усилия на лыжу вам вполне будет достаточно давления, оказываемого посредством вашей нормальной стойки. На жестком же или ледяном и крутом склоне этого усилия вам не хватит. Поэтому сильнее задавите нижнее колено к склону; если и это не поможет и вы все равно соскальзываете вниз по склону, то приподнимите верхнюю ногу. Это обеспечит переход дополнительного веса на нижнюю лыжу.

Используя все эти приемы, вы сможете контролировать скорость, а также угол вашего движения по отношению к направлению склона. Чем больше вы давите на внутренний кант нижней лыжи, тем ближе вы к перпендикулярному вектору; чем больше вы «отпускаете» лыжи, тем быстрее едете и тем ближе к вектору спада склона.

Поупражняйтесь в траверсах, пересекая склоны от одного края к другому. В конце траверса попытайтесь остановиться, очень сильно надавив на внутренний кант нижней лыжи и использовав палки для упора. Остановившись, развернитесь в другую сторону – так, чтобы склон снова был перед вами.

Таким образом, сделайте несколько траверсов, стараясь менять давление на кант, угол и скорость вашего спуска, пока не доберетесь до низа. Сделайте несколько таких спусков, пока не почувствуете себя «виртуозом траверса».

Из плуга в траверс

Вообще-то я питаю большую страсть к разбиванию сложного и непрерывного учебного процесса на простые этапы-составляющие. Мне это напоминает игру в «puzzle»-мозаику, где из простеньких деталек выстраивается общая картина, иногда – целое произведение искусства. Так и при обучении горнолыжной технике: начинающим гораздо легче (с эмоциональной точки зрения) выучить отдельные элементы, рассмотреть их со всех сторон и потом собрать в единое целое.

Два составных элемента вы уже знаете и достигли определенного совершенства в этом. Это плуг и траверс. Теперь пришло время собрать эти элементарные детали в общую картину – целый поворот.

Вы едете в плуге по левому (например) краю склона. Начинайте сильнее задавливать левую лыжу, переложив на нее большую часть веса тела. Вы увидите, что ваша траектория начала меняться, и лыжа сама начала выписывать дугу. Как только лыжа станет перпендикулярно линии склона, приставьте правую лыжу к левой и пересеките

таким образом склон в траверсе. В конце склона остановитесь и посмотрите на тот путь на снегу, который вы проделали. Должно напоминать один большой поворот. Поздравляю вас с самым первым самостоятельным поворотом!

Теперь развернитесь на месте и проделайте то же самое, но уже в другую сторону. Последовательность движений: плуг – давление на правую лыжу – левый траверс.

На что стоит обратить особое внимание? В этом упражнении самое главное – чтобы вы сразу научились чувствовать, каким образом реагируют ваши лыжи в зависимости от импульсов, переданных через ботинок. Замечайте с самого начала, на какой участок лыжи попадает наибольшее давление и как она ведет себя при этом. Конкретно в этом упражнении я хочу, чтобы вы почувствовали, как меняется давление на лыжу при переходе из плуга в траверс. Сделайте 3-4 спуска, чтобы ваши навыки стали автоматическими, прежде чем мы перейдем к более укороченному варианту этого упражнения.

Торможение «плугом» на лыжах: пошаговая инструкция

Многие любят активный отдых и зимой отправляются на горнолыжный курорт. Новички сразу берут несколько уроков катания на лыжах у инструктора. Со стороны всё кажется так легко, но нужно особое мастерство, чтобы правильно спускаться с уклонов. Важно усвоить способы торможения, чтобы кататься красиво и с удовольствием. Самая главная техника торможения — «плугом» и «упором» («полуплугом»).

В каких случаях применяется

Опытные лыжники проходят спуски, не используя торможений, ведь многолетний опыт даёт много разных ухищрений. Недостаточно подготовленный лыжник часто не может на ходу справиться с высокой скоростью, поэтому нужно обязательно научиться её убавлять. Торможение «плугом», «упором» применяется в случаях, когда появляется неожиданное препятствие, если вдруг падает кто-то из участвующих лыжников.

На соревнованиях помеху могут создавать зрители. Техника торможения «плугом» на лыжах иногда используется при недостаточно известном маршруте, на очень резких спусках. Это очень эффективный способ приостановки. Он помогает корректировать быстрый темп и приостанавливаться.

Читать еще:  Как отрегулировать карбюратор на скутере 4 тактном

Начать следует со стойки «плуг»

Каково же значение выражения «в плуге»? Тот, кто хоть раз видел устройство и работу обычного плуга, сразу поймёт, в какую позу должен стать спортсмен. Для лыжника это означает, что он должен принять стойку, которая поможет ему контролировать скорость с помощью торможения или остановиться. Торможение «плугом» даже начинающий спортсмен может выполнить без затруднений. С чего же начать выполнение стойки? Она выполняется по следующему плану:

  • Передки лыж необходимо свести, а задники — максимально развести в стороны. Идеальным расстоянием между носками будет промежуток в 6-8 см.
  • Ноги нужно согнуть в коленях и голеностопах.
  • Корпус необходимо прогнуть вперёд.
  • Немного согнутые в локтях руки нужно вытянуть перед собой.
  • Вес тела желательно рассредоточить поровну на обе лыжи.
  • Палки должны быть направлены назад.

Несколько приёмов применения данной стойки

Научиться выполнять торможение «плугом» на лыжах можно несколькими способами:

  1. Самый простой приём — это отставить одну ногу в сторону. Выполнять его нужно, находясь в основной стойке (ноги согнуты в коленях, корпус наклонён вперёд, руки впереди). Одна нога остаётся на месте, а вторую нужно отставить в сторону, но носок не должен отодвигаться дальше 10 см от другого.
  2. Находясь в основном положении, можно по очереди отставлять лыжи: передние концы — вместе, задние — врозь. При этом лыжи должны наклоняться на внутренние рёбра.
  3. Приём «плуга» в прыжке. Для этого необходимо слегка подпрыгнуть и в одно время — свести носки и расставить пятки.
  4. Четвёртый эффективный приём — плавным надавливанием на полозья нужно раздвигать пятки, медленно выпрямляя колени и голеностопы. В итоге ноги нужно выпрямить полностью.

Торможение «плугом» в движении

После того как начинающий лыжник испробовал стойку «плуг», пора испытать её в движении и научиться приостанавливаться внизу трассы. Чаще всего для маршрута выбираются длинные склоны с выездом на прямолинейную местность. В таких случаях нет риска получения травмы из-за резкого падения.

Сначала спортсмен поднимается на склон. После этого он принимает основную стойку на лыжах (выше описывается). Затем он двигается прямо вниз по трассе. После набора скорости готовится выполнить торможение «плугом»: постепенно выпрямляет ноги, разгибая колени. Затем лыжник сгибает ноги в коленях, надавливает на внутренние рёбра лыж и разводит задники в стороны. Таким образом, это действие напоминает работу плуга. На выкате он совершает торможение, перенося массу тела на внутренние рёбра лыж.

У начинающих лыжников после первых торможений могут затекать ноги, но не стоит переживать — на первых порах это нормально.

«Плуг» помогает контролировать скорость

На крутых склонах торможение «плугом» помогает регулировать скорость катания. От чего же она будет зависеть? Для эксперимента нужно подняться на покатый спуск. После этого следует принять на склоне стоку «плуг». Дальше в этом положении необходимо начать движение вниз. Бояться высокой скорости не следует, потому что данное торможение очень надёжное. Если систематически сгибать и разгибать ноги, а также надавливать на внутреннюю окантовку лыж, изменять промежуток между задниками, то можно спокойно уменьшать или увеличивать скорость. Когда угол между задниками будет увеличиваться, движение будет замедляться, а когда он будет уменьшаться, езда ускорится.

Совершенствование торможений

После того как начинающий лыжник освоит торможение на небольших склонах, можно начать освоение более крутых трасс или спусков, на которых меняется рельеф. Самыми частыми ошибками, которые допускают новички, осваивая метод «плугом», являются следующие погрешности: носки лыж иногда перекрещиваются, неравномерно распределяется давление на каждую лыжу, что изменяет направление движения. Иногда новички недостаточно разводят пятки или мало сгибаются, не сводят колени. Если возникают подобные ошибки, то следует ещё несколько раз потренироваться на невысоких склонах.

Техника «упором»

Тот, кто освоил торможение «плугом», легко сможет пользоваться методом «упора». Чтобы легче было понять его суть, можно заняться имитацией движений на месте по несколько раз. Предназначено такое торможение для спусков наискось, по диагонали. Это такой своеобразный разворот лыж или боковое соскальзывание. Вот примерный инструктаж для торможения «упором»:

  • Для начала при спуске нужно слегка присесть.
  • Затем следует выполнить резкий толчок вперёд и выпрямиться. Это позволяет снять нагрузку с лыж.
  • Следующим действием будет поворот голеностопными суставами, что помогает развернуть лыжи под углом на бок.
  • Для выполнения этого движения подключаются плечи и туловище.
  • Чем больше величина угла разворота лыж, тем сильнее будет торможение.

В конечном итоге можно использовать опору на палку. Для того чтобы полностью остановиться, лыжи необходимо поставить поперёк спуска строго на ребро. Чаще всего таким методом торможения пользуются мужчины или опытные спортсмены, девушкам лучше использовать его на низких склонах, потому что для его выполнения нужно немало сил и сноровки.

Управляемое падение

Что делать в тех случаях, когда невозможно применить ни технику «плугом», ни «упором»? Бывают случаи, что лыжник движется по спуску на высокой скорости, вдруг на его пути неожиданно появляется препятствие. В таком случае просто необходимо резко затормозить или остановиться.

Иногда предотвратить наезд на объект можно только с помощью преднамеренного падения. Это в тех случаях, если препятствие застигло лыжника врасплох и находится настолько близко, что нет возможности притормозить. Если умело управлять падением, то существует вероятность не получить травму, быстро подняться и продолжить катание.

Для такого случая нужно знать следующие хитрости управляемого падения:

  • Сначала нужно постараться присесть.
  • Потом необходимо попытаться завалиться назад и набок.
  • В это же время следует лыжи развернуть поперёк трассы.
  • Затем с помощью палок можно легко подняться и снова продолжить скольжение.

Бывают случаи, что при таком падении лыжи перекрещиваются. Тогда следует перевернуться на спину, поднять ноги вверх и направить лыжи в нужное положение. После этого необходимо перевернуться набок и подняться.

В некоторых случаях туристы применяют торможение палками. Это бывает при большом количестве снега на склонах, когда падение неуместно. Эти методы подходят только для любителей, спортсмены в гонках их не используют.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector