1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение техники слалома-гиганта

Методика тренировки

Основными задачами тренировки являются изучение и совершенствование техники в видах горнолыжного спорта, развитие необходимых физических и воспитание волевых качеств спортсмена, освоение тактических приемов ведения спортивной борьбы.

Тренировка в слаломе

Основой техники слалома являются сопряженные повороты малого и Среднего радиусов. Характерная особенность их состоит в том, что длина дуги здесь очень коротка, а в некоторых случаях от поворотов остаются одни входы и мгновенная постановка лыж на канты. Однако даже короткое время удержать лыжи в дуге поворота в слаломе очень трудно, так как трассы оборудуются на твердом леденистом снегу. Большие скорости при выполнении поворотов вызывают значительный боковой снос.

Первая задача при совершенствовании техники слалома — освоение приемов, уменьшающих действие центробежной силы и улучшающих сцепление лыж со снегом. Для уменьшения действия этой силы с началом движения по дуге активно выполняют сгибание ног, особенно наружной, на которую переносится вес тела. Это сгибание снимает сверхдавление и, предотвратив боковой снос лыж, удерживает на заданной дуге поворота.

Другой прием, способствующий уменьшению бокового сноса при большой длине дуги поворота,— коньковый шаг (когда сгибания ног недостаточно). Примерно с середины дуги вес тела полностью переносят на наружную лыжу и направляют ее по касательной к повороту. Боковой снос этой лыжи прекращается — она движется прямо, и ею можно достаточно эффективно выполнить отталкивание. В момент толчка вес тела быстрым движением переносят на внутреннюю лыжу, врезанную в снег. После этого наружную лыжу подтягивают к внутренней. Этот прием достаточно трудный, и на его выполнение затрачивается много сил. Главная ошибка, сводящая на нет все усилия спортсмена,— медленный перенос веса тела с лыжи на лыжу.

Второй задачей при совершенствовании техники является увеличение темпа поворотов. На первом этапе этого добиваются увеличением скорости взаимных движений отдельных частей тела при выполнении элементов техники поворота: опоры палкой, входа в поворот, постановки лыж на канты и т. д. В дальнейшем стараются уменьшить количество этих движений или изменить их значимость. Например, существуют четыре формы работы палками при выполнении поворотов. Первая — вынос палки вперед, постановка ее в снег и мощная опора на нее. Вторая — вынос палки вперед и постановка в снег, но опоры на нее не производят. Третья — вынос палки вперед, но в снег она не ставится. Четвертая — рука вперед выносится, а палка остается в положении штырем назад. Используя третью и четвертую формы работы палками, можно увеличить темп выполнения поворотов за счет уменьшения общего количества движений в цикле.

Третья задача — научиться оценивать и регулировать скорость спуска по трассе. Тогда вы сможете создавать различные тактические планы прохождения трасс соревнований, расширить арсенал тактических приемов спортивной борьбы.

В слаломе участки трасс, проходимые с очень большой скоростью, чередуются с участками, поставленными более плотно, в которых большее значение имеет темп движений спортсмена. При подходе к таким участкам следует снизить скорость. Это можно сделать, выполнив один-два тормозящих поворота, но лучше использовать мощное и очень короткое торможение боковым соскальзыванием. В этом случае путь короче, а надежность прохождения следующего сложного участка выше. Для увеличения скорости используются повороты с вращением (минимально необходимым) вокруг их середины. Этот прием позволяет смещать стопы с траектории спуска, а путь ОЦТ тела лыжника еще больше спрямляется. Включение в переходы от поворота к повороту конькового шага также увеличивает скорость спуска.

Все приемы техники слалома следует изучать и совершенствовать на специально оборудованных учебно-тренировочных трассах. В произвольных спусках осваиваются только отдельные элементы этих приемов.

  • Методы и средства тренировки в слаломе
  • Тренировка в слаломе-гиганте
  • Тренировка в скоростном спуске

Методика постановки техники поворотов слалома-гиганта

Слалом-гигант по праву считается самой технически-сложной дисциплиной горнолыжного спорта. Лучшие спортсмены в гиганте должны демонстрировать быстроту слаломистов и ведение дуги на скорости, присущее спусковикам. Именно поэтому при подготовке спортсменов и, особенно юниоров, рекомендуется посвящать слалому-гиганту около 70% общего тренировочного объёма. Мы много говорим об этом на тренерских семинарах. Однако, просто время проведённое на длинных гигантских лыжах, ничего не даёт. Важен именно правильный подход к постановке техники.

Как показывает опыт, сразу начать вырезать весьма круглые повороты, даже отдалённо напоминающие те, что демонстрирует Калле Палландер на трассе гиганта Кубка Мира в большинстве случаев не получается.

Вместо того чтобы вырезать дугу подобную этой (оставленной серебрянной медалистокой в гиганте в сезоне 2007/08 итальянокой Мануэлой Мёльг на тренировке перед чемпионатом мира),


Фото автора

юниоры зачастую или просто проскальзывают боком, или вырезают очень отлогие дуги вдоль склона. Ни один из этих вариантов выполнения поворотов не работает даже в простой трассе и не приближает их к настоящим поворотам слалома-гиганта.

Каков же выход из положения?

В этой статье я поделюсь методикой постановки техники правильных поворотов. Эта методика основана на сочетании двух упражнений представляющих экстримальные варианты выполнения поворотов – поворота с чистым резанием и поворота с проскальзыванием по всей дуге.

Прежде чем переходить непосредственно к методике, разберёмся, в чём же проблема спортсменов, которые или режут вдоль склона, или наоборот – сбрасывают лыжи боком. Как правило, проблема в обоих случаях одна и таже. Спортсмен просто ставит лыжи на канты и стоит на них, вырезая дуги заданные радиусом лыжи. Это весьма статичное катание, состоящее из «запертого» положения с одной и с другой стороны, думаю, всем знакомо. Ноги практически не сгибаются между дугами и не разгибаются к началу нового поворота. Поэтому, как только склон становится чуть круче или трасса требует выполнения менее отлогого поворота, лыжи просто сбрасываются и пихаются боком. Основная причина такого катания в отсутствии правильной работы ног и в неправильной механике закантовки.

Я предлагаю решать каждую из этих проблем отдельно. В частности, выполнять следующие упражнения: динамичные отлогие повороты вдоль линии падения склона для постановки правильного смещения для закантовки лыж и предельно круглые повороты с плавным проскальзыванием лыж по всей дуге поворота для постановки продвижения и сгибания-разгибания ног. Далее, наработанные отдельно в упражнениях технические навыки постепенно складываются в технику настоящих поворотов слалома-гиганта.

Остановимся детально на первом упражнении — отлогих поворотах, также названных банан-поворотами.


Фото Лев Ахсанов

На данной фотографии автор демонстрирует банан-поворот. Полагаю, что посмотрев на форму оставленной дуги сомнений в точности данного названия ни у кого не возникнет. Банан-повороты практикуются обычно на относительно пологом склоне. Так как банан-поворот занимает очень мало времени и выполняется практически в линии падения на высокой скорости, он позволяет спортсмену выполнять именно правильную закантовку лыж за счёт смещения внутрь дуги просто путём выпрямления внешней ноги и сгибания внутренней. Динамика при этом максимальна, и у спортсмена нет времени на то, чтобы прочувствовать сгибание ног между дугами и выполнить акцентированное выпрямление в верхней части дуги. Это вполе явно видно и на этой раскадровке банан-поворота:


Фото Лев Ахсанов

Данная демонстрация банан-поворотов сделана камерой производящей 10 кадров в секунду. Нетрудно подсчитать, что за секунду лыжник выполнил два поворота. Естественно, что кроме смещения и закантовки в таком экстремальном ритме весьма сложно ставить и другие необходимые движения. Так попытки поставить работу ног и продвижение вперёд между дугами в режиме банан-поворотов будут скорее всего безуспешными. Более того, в банан-поворотах, как правило, возникают проблемы с перецентровкой, и спортсмены начинают «терять» носок внешней лыжи.

Читать еще:  Инструктор по горным лыжам в США: каково это?

Поэтому, вместо закатывания ошибок неизбежно проявляющихся в банан-поворотах, я рекомендую переходить к другому упражнению — максимально круглым поворотам, часто называемым тренерами S-поворотами. S-поворот — это круглый закрытый поворот, в котором лыжи плавно проскальзывают по всей дуге, как это демонстрирует автор на фото ниже:


Фото Лев Ахсанов

Полагаю что, как и в случае с банан-поворотом, в правильности названия этого упражнения сомнений не возникает. На данной раскадровке лыжник выполняет поворот на весьма крутом склоне. Именно на склонах средней крутизны и на крутых склонах рекомендуется работать над S-поворотами. Для чего же они нужны? Прежде всего, для того чтобы без скорости, как бы в замедленном темпе, прочувствовать все необходимые движения ускользающие как в обычных, так и в банан-поворотах. Данная раскадровка сделана той же камерой дающей 10 кадров в секунду. Полагаю, нетрудно подсчитать, что один S-поворот занимает около 2-х секунд. При этом фаза перехода из одной дуги в дуругую занимает более пол-секунды. Этого времени достаточно, чтобы явно согнуть и разогнуть ноги и выпрямиться для входа в поворот.

Рисунок движения в S-повороте должен быть утрированным в плане разгибания и продвижения внутрь дуги, как показано на более крупном плане раскадровки ниже:


Фото Лев Ахсанов

В представленном здесь S-повороте присутствует практически полный биомеханический цикл движений необходимых в повороте слалома-гиганта. Однако, всё происходит на медленной скорости, с закантовкой, но без резания дуги поворота. Надеюсь, что на этой раскадровке явно видно выпрямление внутрь дуги. При этом лыжи плавно проскальзывают, идя на кантах. Именно плавность в выполнении длинной и круглой дуги представляет сложность для многих юниоров, привыкших резать почти прямые дуги выполняемые просто закантовкой лыжи и использованием её бокового выреза.

Как правило, такие спортсмены сводят S-повороты к вращению лыж и к зигзагам. Котнтроль скорости и удерживание формы дуги тоже является проблемой. Сложность представляет и переход из одной медленной дуги в другую, так как без скорости лыжи почти не проходят под телом. Поэтому важно чтобы ноги разгибались немного вверх и вперёд (внутрь дуги) как это происходит при входе в поворот на этом фрагменте раскадровке S-поворота:


Фото Лев Ахсанов

Не смотря на то, что S-повороты выполняются относительно медленно, следует избегать каких-либо статичных положений. В этом упражнении очень важны постоянное движение и плавность. Надеюсь, это явно видно из приведённой выше раскадровки, так как положение лыжника на каждом кадре отличается от предыдущего.

Тем не менее, в S-поворотах может нарабатываться как движение вверх, так и излишнее следование корпуса за лыжами. Чтобы не «закатывать» эти не совсем правильные движения, я предлагаю использовать S-повороты с односторонним двойным уколом как показано на этой раскадровке:


Фото Георгий Дубенецкий

Двойной укол создаёт правильное положение корпуса и добавляет к разгибанию вверх более явное продвижение вперёд и внутрь дуги. Естественно, что переходить к S-поворотам с двойным уколом следует только когда достигнута форма и определённая плавность в обычных S-поворотах с одиночным уколом.

Далее встаёт вопрос о том, как правильно использовать эти два ключевых типа поворотов. С одной стороны мы имеем банан-поворот – макисимум динамики, смещение, закантовка и резание короткой отлогой дуги. При этом спортсмен испытывает минимум контроля за своими движениями. Основной задачей является почувствовать закантовку лыж в динамике за счёт смещения внутрь будущей дуги. Никакого акцента на переход между дугами не делается. Для этого используется S-поворот, в котором лыжник фокусируется на сгибании ног между дугами, продвижении и выпрямлении при минимальной динамике.

Безусловно, в S-поворотах неизбежно нарабатывается статичность и пропадает ощущение «чистого» канта. В банан-поворотах есть ощущение закантовки, но нет элементов для перехода из дуги в дугу, необходимых в настоящих поворотах. Поэтому я бы не рекомендовал злоупотреблять каждым из этих упражнений. Вместо этого я всегда чередую работу в режиме банан-повротов и S-поворотов. Так же я часто возращаюсь к этим упражнениям, когда у спортсмена возникают проблемы с поворотами слалома-гиганта. Например, если пропадает работа ног и продвижение, я делаю S-повороты или необходимые упражнения в режиме S-поворотов. Если же спортсмен теряет чувство кантов и динамику, я возвращаюсь к банан-поворотам. Естественно, что при этом важна правильная крутизна склона.

Хочу отметить, что предложенная методика работает и на лыжах для супер-гиганта. На слаломных лыжах она тоже работает, но возникает много проблем с наработкой совершенно неправильных движений. Именно поэтому я рекомендую выполнять всё это на лыжах для гиганта, а создав хорший поворот слалома-гиганта, его легко перенести и на слалом и на супер-гигант. Надеюсь что грамотное сочетание банан-поворотов и S-поворотов принесёт всем успех и хорошие повороты.

Фото Лев Ахсанов
Монтаж Галина Ахсанова
Фото и монтаж Георгий Дубенецкий

Слалом, работа над техникой в сезоне 2018. Траектория

В свободном спуске траектория для для меня не особо важна. Но конечно, стараюсь идти как можно круче. То есть выписывать круглые повороты, но с минимальным возможным радиусом. Это если стоит задача повышения уровня техники, а не просто покататься

В общем, можно исходить из того, что у каждого есть своя дуга минимального радиуса, которую он может вырезать «со скрежетом», определяющаяся лыжами, крутизной горки, жесткостью покрытия и техникой. Если попробовать завернуть круче, то лыжи уйдут в занос.

В заметке порассуждаю об опыте прошедшего (2018) сезона по переносу участка такой чистой дуги в слаломную трассу.

До этого (2018) сезона

Тему траектории при прохождении слаломной трассы рассматривал довольно долго, поэтому откровения вряд ли возможны. Начну с заметки: Слалом, работа над техникой в сезоне 2016. Траектория. В этой заметке обозначил крайние случаи, между которыми лежит оптимальная траектория.

Самый плохой из крайних случаев это слишком прямая траектория, когда лыжник «ломит» прямо на вешку и непосредственно около нее поворачивает. Отмечу сразу, что если сможешь повернуть, то ничего плохого в этом нет. Если кусок трассы открытый или техника позволяет владеть большими углами закантовки, то почему бы и нет? Плохо то, если по каким-то причинам не сможешь повернуть чисто.

Тогда остается поставить лыжи боком (после вешки!) и скоблиться пока не выйдешь на следующую вешку. В дрифте как таковом ничего плохого нет. Но не после вешки.

Слишком закрытая траектория — это когда выносит из коридора трассы. В общем-то тоже ничего хорошего. Более того, если сильно вынесло из коридора, то чтобы вернуться, нужно опять таки перестать выписывать дугу и тормозить дрифтом. Кстати, о дрифте в понимании заметок про горные лыжи здесь: Кирпичи фундамента горнолыжной техники.

Борис Прошляков

В той заметке от 2016 года акцентирована важная (хоть и известная) мысль, сформулированная для меня тренером Борисом Прошляковым: «Непосредственно перед вешкой нужно вставить прямой участок поперек склона, а поворот должен быть сделан до этого участка». Это и есть ключ для построения траектории, правда для применения этого ключа пришлось слегка «смазать замок» 🙂

Рассуждения о траектории прохождения трассы «в общем» конечно не вредны, но мало что дают в конкретике, поскольку оптимальная траектория у каждого своя. Как уже сказал, она сильно зависит от того, какую дугу можешь вырезать. Это зависит в основном от рабочего угла закантовки, который можешь выдать. Подробнее здесь: Радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота. Например, я могу «зависнуть» на значительной части дуги с углом закантовки 45 градусов.

Кант, 24 марта 2018. Фото — Сергей Комлев

Читать еще:  Правильный выбор велогибридов

Поэтому мне приходится исходить из того, что мой радиус карвингового поворота ненамного меньше радиуса бокового выреза лыжи. Точнее для слаломки с радиусом бокового выреза 12.5 м радиус поворота при закантовке 45 градусов составляет примерно 9 метров. Коллеги более высокого класса легко (или это только кажется, что легко?) выдают углы 60 градусов и больше, и это дает качественное уменьшения радиуса поворота (при 60 градусах 6 метров, при 70 градусах 4 метра).

В прошлом сезоне в «московском гиганте» схватил построение траектории «от обратного», то есть от того, какую дугу могу вырезать. Подробнее здесь: Советы по прохождению слаломной трассы. Сезон 2017, раздел «Построение траектории от рабочего участка дуги». В гиганте гораздо легче чем в слаломе предугадать, как поедут лыжи по дуге, поэтому можно чувствовать «любимую дугу» связки лыжи-лыжник. Далее задача приехать в это точку, а потом спокойно жать по этой дуге к вешке.

В этом (2018) сезоне

Итак, исходим из того, что у каждого лыжника есть своя дуга, которую он может вырезать (точнее, рассматриваем таких лыжников, которые могут вырезать дуги). Чем выше класс у лыжника, тем круче дуги он может вырезать (за счет большего угла закантовки, например). Допустим у лыжников разного класса, стоит одинаковая задача: подойти к вешке под углом 45 градусов к линии падении склона. В виде упражнения.

На рисунке представлены данные для трассы «Между вешками 6.5 лыж (10.7 м), развод 2 лыжи (3.3 м)». Условие — прорезать часть дуги, начиная с 4 метров до вешки так, чтобы пройти вешку под углом 45 градусов поперек склона. Три траектории соответствуют углам закантовки 60 градусов (радиус поворота 6.1 метр), 45 градусов (8.7 м) и 70 градусов (4.2 м). Рабочий участок траектории показан четко, а подводящие части окружности «затерты».

Нужно отметить, что о резаной дуге «от вешки до вешки» можно говорить для такого участка трассы только при углах закантовки более 60 градусов (это соответствует выводу заметки: Радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота). При 60 градусов «затертая» траектория синего цвета на графике почти «достает» до предыдущей вешки, а зеленая (70 градусов) находится в «коридоре» трассы с запасом. При угле закантовки 45 градусов оказаться в начале рабочего участка можно только другими способами (дрифт, разгрузка-перецентровка и т.п.). Тем не менее, на выделенном рабочем участке дуги за 4-е метра до вешки при любых из представленных углов закантовки можно прорезать дугу. Нужно только оказаться в нужной точке и с уже поставленными на «правильный курс» лыжами. Далее можно смело давить в лыжу.

То есть, для выполнения такого упражнения «на бумаге» нужно делать так. Найти свою точку, от которой можешь прорезать дугу до вешки. Подойти к этой точке в зависимости от того какие углы закантовки можешь выдавать. А потом все (лыжники по трем траекториям на рисунке) одинаково давят и режут окончательно.

Это и есть поворот в трассе, построенный от «любимой дуги». Вопрос только в том, как найти эту точку от которой можно «бескомпромиссно» нажимать. К сожалению, к середине сезона, перепробовав много вариантов пришел к выводу, что никак. Точку эту в слаломной трассе не получалось найти даже при многократном прохождении одной и той же трассы. А уж в соревновательном режиме и подавно. То есть, в «московском» гиганте получалось найти на уровне ощущений, а в слаломе нет. Надо сказать, что наш «московский» гигант находится как бы между «настоящим» гигантом и слаломом. Подробнее здесь: «Лыжи для московского слалома-гиганта». Поэтому странно все-таки, что в слаломе не работает.

Напишу чуть, как именно не работает. Допустим лыжник может держать максимальный угол закантовки 45 градусов. Если он выйдет в «волшебную точку», то далее прорежет дугу до вешки. На рисунке эта траектория обозначена лиловым цветом.

Но, так как эта волшебная точка не известна, то можно ошибиться и зайти чуть внутрь. На рисунке такая траектория обозначена желтым пунктиром. Эта траектория ведет к непрохождению ворот, поэтому как только это станет понятно, давление на лыжу и закантовка будут уменьшены и траектория спрямится. Но для того, чтобы вернуться на траекторию после вешки нужно снова увеличить угол закантовки, причем еще больше, чем было на входе на участок. А на входе было на максимальных возможностях. Поэтому у этого лыжника лыжи пойдут в снос, причем после вешки. То есть поворот будет смазан.

Если же ошибиться в другую сторону и зайти «слишком наружу», то вешка будет пройдена правильно, но начнет выносить из коридора трассы. Вернуться без проскальзывания тоже не получится, поскольку угол закантовки и так был запредельный для имеющегося уровня техники. Поэтому опять таки лыжи будут поставлены боком в снос.

В общем, на деле получается, что построение траектории «от любимой дуги» приводит к заметному уменьшению углов закантовки по сравнению с теми, которые можешь выдавать в свободном спуске. Это, подчеркну еще раз, в слаломе, на типичной «нашей» (довольно закрытой) трассе. В московском гиганте или в более открытом слаломе, картина гораздо лучше. Хотя главная цель: дрифтить до вешки, точнее даже «не дрифтить после вешки» у меня таким образом была достигнута с самого начала сезона 2018.

Наконец, перехожу к хорошей новости. Просчитывать дугу в слаломе можно и даже довольно просто. Надо было только услышать ранее полученные знания. Например, совет от Бориса Прошлякова, процитированный выше. Или из советов самому себе от 2017 года: Тренировки по слаломной трассе и свободное катание, где было сформулировано: «В свободном спуске нужно стараться, чтобы по «внутренней системе координат» каждый поворот заканчивался поперек склона».

Дал себе жесткую установку: проезжать вплотную под каждой вешкой точно поперек склона. То есть не целиться под 45 градусов, а совсем поперек, начиная прямо с первой вешки (ну в крайнем случае со второй, если уж очень нужно растолкаться со старта). Причем, так как едешь поперек склона, то к вешке можно подъехать с хорошими углами закантовки и взять ее серединой щитка. В такой красивой позе, как обычно фотографируют лучших горнолыжников планеты.

Дэйв Райдинг (Dave Ryding)

Вот, например, Дэйв Райдинг (Dave Ryding). Прекрасная динамичная фотография. Но если подъехать в вешке поперек склона, то на достаточно крутом склоне в такой позе можно и остановиться.

Почему гораздо проще строить траекторию с окончанием строго поперек вешки? Во-первых, не нужно целиться в предполагаемую неизвестную идеальную точку. Во-вторых, потому что на подходе к вешке не нужно сопрягать дугу со следующими поворотами (как ни кощунственно это звучит ). Действительно, происходит разделение в построении траектории «на лету». На вешке заканчивается предыдущий поворот, а после вешки, после этого горизонтального участка поперек склона можно просчитывать дальше, но так, чтобы около следующей вешки опять оказаться поперек склона. И на лыжи хорошо нажимать и кантовать, когда поперек едешь, они не будут рыскать. И дрифт если есть, то остается строго до вешки. В общем сплошные плюсы за исключением того, что едешь поперек вместо того, чтобы как все нормальные горнолыжники ехать вниз

Во всяком случае, решил покатать так какое-то время, чтобы отвыкнуть от вредной привычки ломить на вешку с соскребанием после вешки, где и так уже все разбито. Но понравилось! «Возвращаться» к старому не хотелось. Сложные участки трасс стали проходиться легко и непринужденно.

В этом сезоне мы много снимали друг друга на видео. Больше всех снимала Полина Нечаева, пользуясь случаем благодарю еще раз

Полина Нечаева, Кант 4 апреля 2018

Полина придумала снимать других во время подъема вверх, поскольку с этого подъемника хорошо просматривается склон. Поэтому не нужно было специально тратить свои спуски на съемки. Снимала Полина почти на каждом подъеме, в общем, видео было много, гораздо больше чем в прошлом сезоне.

Читать еще:  Как построить параплан с мотором

Когда посмотрел на видео как выглядят спуски с ощущением «у вешки еду точно поперек склона» оказалось, что никакого «поперек» нет. Шок! Ощущение «поперек» это как оказалось мощный обман системы координат, которая едет вместе со мной на лыжах. Максимальный угол поперек склона оказался как раз рассмотренный выше 45 градусов. А если чуть «отпустился» при подходе к вешке, то и вообще выглядит как прямая траектория.


Подозревал это и раньше, но не думал, что до такой степени. Так что, такое построение траектории могу рекомендовать не только себе. Чем и занимался в сезоне Работает и у других Что интересно, этот прием совсем не зависит от уровня техники лыжника. Доступно каждому!

В гиганте (по крайней мере в московском), тоже можно строить траекторию таким образом, чтобы «поднырнуть» под ворота поперек склона, но есть специфика. Дело в том, что в гиганте перегрузки заметно больше, чем слаломе, поэтому такой выход поперек «любой ценой» может привести к излишнему дрифту перед воротами. Но в гиганте и места больше и времени для принятия решения. Поэтому можно заходить покруче, а если понимаешь, что лыжи-лыжник не справляются с перегрузкой, то чуть отпуститься и «опустить» траекторию.

Вадим Никитин

Олимпийская дисциплина гигантский слалом — что это, история, техника, знаменитые трассы, снаряжение

Гигантский слалом это одна из спортивных горнолыжных дисциплин, входящая в программу Олимпийских игр. В этом соревновании лыжники должны спуститься по трассе с разнообразным рельефом, пройдя через серию синих и красных ворот, расположенных вдоль, поперек и диагонально относительно трассы. Спуск происходит на огромной скорости около 80 км/час.

Дисциплина гигантский слалом или просто «гигант», благодаря своим характеристикам — скорости, маневренности, легкости, силе и выносливости спортсменов — считается наиболее полной среди горнолыжных дисциплин. По этой причине горнолыжники-слаломисты могут выступать в соревнованиях и по специальному слалому и по супергиганту. Однако многие спортсмены предпочитают концентрироваться только на этой спортивной дисциплине.

История возникновения

Слово «слалом» имеет норвежское происхождение и означает «след на горе». Никто не знает, когда первый раз люди попробовали спуститься по снегу на лыжах. Существуют скальные рисунки, изображающие такие сцены, возраст которых около 7000 лет. В 1905 году в Лилиенфельде прошли соревнования, напоминающие слалом.

Первое международное соревнование по этой дисциплине прошло 20 января 1935 году в Италии в городке Моттароне (Mottarone) региона Пьемонте (Piemonte) можно сказать случайно. В тот день в программе стояло соревнование по свободному спуску, но по причине недостатка снега комиссар-устроитель гонок принял решение установить на спуске ворота, по конфигурации и радиусу практически такие же, как и в наши дни, чтобы «растянуть» лыжников на трассе. Поскольку трасса была длиной только 1,5 км, было проведено два заезда.

Гигантский слалом вошел в Международную Федерацию лыжного спорта (FIS) в 50-х годах прошлого века; до того времени существовали только две горнолыжные дисциплины: свободный спуск и слалом (специальный). Гигантский слалом был добавлен в программу Мундиаля в 1950 году и в соревнования на Зимней Олимпиаде 1952 года. Соревнования же на Кубок мира по гигантскому слалому стали проходить, начиная с 1966/67 годов, когда FIS создало систему соревнований на Кубок мира по горнолыжным видам спорта.

Как проходят соревнования

Обычно соревнование по гигантскому слалому состоит из двух заездов на двух трассах; побеждает тот, кто показал наименьшее время, которое складывается из результатов обоих спусков. К тому же лыжник должен обязательно пройти через все ворота.

Уок, уок, уок — это звук гигантского слалома, звук, который слышен при сбивании древков, когда лыжник проезжает сквозь ворота. Этот звук может привести в восторг, а может напугать.

Слаломисты одеты в настоящие доспехи, как воины перед боем, но это сравнение приходит на ум, только глядя на внешний вид спортсменов. На самом деле слалом больше похож на танец. Ведь ворота расположены по-разному: они бывают закрытыми, когда стоят вертикально вдоль трассы, открытыми, когда расположены горизонтально и косыми, когда находятся под углом к трассе. Спортсмен должен пройти их все, иначе дисквалификация! Так как это соревнование на скорость, то слаломисты стараются пройти дистанцию как можно ближе к флагам, в то же время избегая опасности запутаться в древках. Это настоящий миллиметраж, хирургическая операция!

Слаломистам просто необходимо быть отлично натренированными и физически сильными. Весь спуск проходит на полусогнутых ногах и наклоненном корпусе. И чем больше скорость, тем больше наклон. Важно вовремя и правильно переносить вес тела при переходе с одного поворота на другой. Это умение приходит после многочисленных спусков.

В соревнованиях на Кубки мира во второй этап проходят только 30 лучших спортсменов из прошедших классификацию в первом этапе. В других соревнованиях FIS по гигантскому слалому ко второму этапу допускаются все участники, в некоторых соревнованиях есть только один заезд.

Повороты на трассе с углом наклона 11 — 15 градусов происходят каждые 250-400 метров в соревнованиях среди женщин и 250-450 метров среди мужчин. Ширина ворот от 4-х до 8-ми метров при расстоянии между ними минимум 10 метров. Время спуска занимает от 1.05 до 1.30 минуты со скоростью 60-80 км/час.

Какая разница между гигантским и специальным слаломом

Исторически гигантский слалом развился и эволюционировал из специального. Они оба представляют собой технические дисциплины в горнолыжном катании, в то время как свободный спуск и супергигант являются скоростными дисциплинами.

Скорости в гигантском слаломе больше, чем в специальном из-за особенностей расположения ворот на трассе. В «гиганте» они отстоят на большем расстоянии друг от друга и шире, так что лыжники делают более широкие повороты, без потери скорости. Сами ворота тоже имеют разницу. На трассах слалома-гиганта каждые ворота имеют двойные столбы, связанные между собой флажками разного цвета. В специальном слаломе столбы у ворот одиночные и без флажков.

Разница есть и в снаряжении. Лыжи для «гиганта» длиннее — 190/195 см для мужчин и 183/188 см для женщин — в соревнованиях на Кубки мира, и более мягкие по сравнению со специальным слаломом. По другим своим характеристикам лыжи для гигантского слалома имеют минимальный радиус кривизны для того, чтобы повороты не проходились чересчур легко. Что касается лыжных палок, то в гиганте используются те, что имеют изгиб, (в специальном прямые).

Как уже было сказано выше, экипировка слаломиста по внешнему виду напоминает доспехи воина. Это потому, что под комбинезон они надевают пластиковую защиту:

Защитные щитки из карбона или пластика закрепляются и сверху комбинезона. Они предохраняют и самого спортсмена и комбинезон от изнашивания.

Комбинезон для слалома особенный — он должен быть из эластичного материала и облегать тело максимально для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха при спуске, а следовательно увеличить скорость.

Для того, чтобы не замерзнуть, материал должен быть не продуваемым или продуваемым только в определенных местах. Для этого перед соревнованием комбинезон отдают специально обученному человеку, который с помощью специального оборудования установит продуваемость в 5-ти точках и поставит металлическую пломбу с индивидуальным номером в районе голени, что значит, что спортсмен в этом костюме может участвовать в соревнованиях. В комбинезоне также есть поролоновые вставки для защиты от падений.

Для слалома можно использовать не только комбинезон, но и лыжный костюм. Брюки в нем высокие, с защитной вставкой для спины.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector