0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История водолазного дела

В глубинны веков, в глубь океана – история водолазного дела. Продолжение.

Следующий этап освоения морей и океанов наступил только после тысячи лет средневекового застоя. Так, в 1538 году императору Карлу V было продемонстрировано в Толедо устройство в виде колокола, позволяющее совершать продолжительные погружения. Воздух в сжатом виде предполагалось доставлять на него в специальных емкостях, снабженных балластом. Основным стимулом к развитию в этой области служило стремление завладеть упокоившимися на дне сокровищами затонувших кораблей.

В 1667 году английский король Карл II поддержал проект Уильяма Фипса по поднятию серебряных слитков с затонувшего у берегов Сан-Доминго испанского галеона. По инициативе монарха был объявлен всенародный заем для сбора средств на эту экспедицию. Сведения о технической стороне этой операции фактически отсутствуют, но закончилась она вполне успешно — серебро было поднято!

Удачным примером сотрудничества двух ведущих морских держав того времени может служить реализация в Англии в 1624 году проекта голландца Корнелиуса Дреббла. Медик по профессии, он находился на службе короля Якова I в качестве воспитателя его детей. Сконструированный им подводный аппарат, по описанию химика Роберта Бойля, представлял собой, выражаясь современным языком, оригинальную комбинацию надводного и подводного модулей. В первом находились 12 гребцов, приводивших в движение весь комплекс, а во втором, погруженном на глубину четыре метра, размещались шесть пассажиров. Сам король участвовал в первом испытательном заплыве на Темзе. Судя по тому, что подводный круиз продолжался несколько часов, Дребблу удалось каким-то образом обеспечивать регенерацию воздуха внутри аппарата.

Как разъяснил один его коллега по медицинской части, он получил «некую квинтэссенцию воздуха, несколько капель которой было достаточно, чтобы дыхание осуществлялось столь же легко, как и на природе». Можно предположить, однако, что воздух подавался с поверхности посредством шланга, а удалялся через систему клапанов. Легенда же о чудодейственной квинтэссенции должна была завуалировать более прозаический, чисто технический способ решения проблемы. Разработчик стремился сохранить видимость волшебной иллюзии, сказки.

В 1682 году итальянец Борелли впервые предложил для погружений разработанный им комплект снаряжения с системой подачи и удаления воздуха, впоследствии названый «скафандром». Бурное же развитие средств освоения подводной среды приходится на XVIII век. В 1715 году некий английский негоциант Джон Летбридж усилил обыкновенный пивной бочонок дополнительными обручами, снабдил иллюминаторами и рукавами, переходящими в перчатки. В этом устройстве он мог в течение 30 минут находиться на глубине до 20 метров и достаточно свободно передвигаться по дну. В 1721 году знаменитый английский астроном Галлей спроектировал эффективную систему подачи и удаления воздуха для подводного колокола. Во время испытаний он с четырьмя ассистентами провел два часа на глубине 12 метров.

Особенностью его проекта являлось то, что данное устройство было достаточно автономно — воздух под давлением периодически подавался из специального резервуара, а не с поверхности. В последующих модификациях проекта к базовому колоколу подсоединялся посредством шланга другой, рассчитанный лишь на одного человека. Несколько позднее для подачи и удаления воздуха начали применять насос.

Слово «скафандр» ввел в обращение в 1775 году аббат Ла-Шапель в направленном морскому министру Франции послании, в котором описывалось устройство, наделяющее человека способностями подводного корабля. Предложенный термин в переводе с греческого и означает «человек-корабль». В те же годы французский винодел Франсуа Фремине сконструировал водолазный шлем, воздух в который нагнетался по шлангу насосом с поплавкового воздухозаборника, приводимым в действие самим человеком. Предусматривалась и возможность циркуляции. Система Фремине позволяла находиться на глубине 15 метров в течение часа. (Думается, что для Фремине не составила бы труда защита кандидатской диссертации по подводным исследованиям).

Первый подводный военный аппарат был спроектирован и опробован во время войны за независимость Северо-Американских Штатов. Американец Дэвид Бушнелл собрал его из деревянных компонентов и снабдил металлической обшивкой. Плавучесть регулировалась балластными цистернами, передвижение аппарата под водой осуществлялось посредством двух винтов, вращаемых вручную, на случай экстренного всплытия был аварийный балласт. Вооружение состояло из мины, закрепленной на гарпуне, острие которого было снабжено винтовой нарезкой. По внешнему виду аппарат напоминал черепаху, соответственно так его и окрестили — «Turtle» (англ. «черепаха»).

Темной сентябрьской ночью 1776 года «Черепаха», управляемая пехотным сержантом Эзрой Ли, начала, то ныряя, то всплывая, подкрадываться к стоящему на бостонском рейде 64-пушечному английскому фрегату «Eagle» (англ. «орел»). Через пару часов маневрирование увенчалось успехом, сближение с целью завершилось. Увы, подводная часть корпуса английского корабля оказалась защищена медной обшивкой, и ввинтить в него гарпун не удалось.

С «Черепахи» началась история создания боевых подводных кораблей, представляющих собой отдельное направление в освоении человеком морских глубин, все более и более расходящееся с собственно водолазным делом.

Разработчики же водолазного снаряжения к 1865 году вышли практически на современный уровень. Этого удалось добиться благодаря плодотворному сотрудничеству в данной области горного инженера Бенуа Рукорла и морского офицера Огюста Деноруза. Созданная ими система состояла из стальной емкости на 24—40 литров сжатого воздуха и, главное из мембранного регулятора, обеспечивавшего подачу воздуха под давлением окружающей среды. При вдохе, когда давление в легких слегка снижается, открывается один из двух клапанов, через другой клапан осуществляется выдох в воду. Фактически так был изобретен современный баллон аквалангиста. Но, видимо, этот проект слишком опережал свое время, и развитие продолжилось по более традиционному пути без отрыва от пуповины — тянущегося с поверхности шланга.

Кроме того, разработчики и пловцы еще пребывали в счастливом неведении относительно декомпрессионных заболеваний. Хотя морской инженер Ф Тригер, специализировавшийся на создании водолазного снаряжения, еще до того, как он изобрел кессонную камеру, рекомендовал водолазам после всплытия проводить в шлюзовом блоке не менее семи минут, интуитивно осознавая необходимость медленной декомпрессии.

Большим вкладом в исследование различных аспектов дыхания под давлением стала вышедшая в 1878 году книга профессора физиологии Поля Берта. В ней высказывалось предположение, что все проблемы водолазов обусловлены тем, что у них в крови растворяются газовые смеси с разным парциальным давлением. При этом внимание уделялось в первую очередь показателям азота и кислорода. Было установлено, что кислородное отравление происходит при давлении 9 атмосфер, то есть на глубине 90 метров, а после длительного пребывания в условиях повышенного давления появляется опасность развития хронической гипероксии. В этой связи отмечалось, что пороговое значение парциального давления кислорода составляет 0,6 атмосферы, а азот плохо растворимый при атмосферном давлении, становится весьма растворимым под большим давлением. Поэтому в процессе всплытия водолаза он активно выделяется из крови, приводя к эмболии, закупорке сосудов и болевым ощущениям в суставах.

Акванавты могут чувствовать это, побывав на глубине 40—50 метров, а с 70—80 метров эти проявления становятся уже вполне выраженными. Одним из наиболее важных заключений, сделанных Бертом, было указание на необходимость замедленного всплытия — чтобы позволить азоту, растворенному в насыщенном состоянии в крови, уступить место кислороду, находящемуся в легочных альвеолах.

Благодаря работам П.Берта, а также немецких инженеров Ф. Зиебе и Г. Гормана к 1882 году удалось создать скафандр, в системе жизнеобеспечения которого применялся чистый кислород по замкнутому циклу. Углекислый же газ поглощался специальными патронами с каустической содой.

В конце XIX века английский физиолог Хэпдэйн сформулировал практические правила, устанавливающие взаимосвязь между глубиной и продолжительностью погружения. На случай экстренного всплытия была разработана следующая методика: пловца помещали в барокамеру, давление в которой быстро доводилось до значений, соответствующих максимальной глубине его погружения, а затем медленно снижали давление, моделируя всплытие по специальной таблице, созданной тем же Хэлдэйном.

Читать еще:  Acid slide – крутое торможение на роликах

В 1925 году капитан французских ВМС Ив Ле Приер создал автономный скафандр, в котором нашла применение система Б. Рукорла и О. Деноруза. Вскоре после этого в практику широко вошло использование очков, носового зажима, загубника, клапана «утиный нос» (для выдоха) и баллона на 150—200 литров. Дальнейшим нововведением Приера стала маска из гибкой резины с иллюминатором. Дыхание в ней могло осуществляться и носом, и ртом.

Наибольших успехов в практическом использовании этих разработок удалось добиться итальянским водолазам. Так, в 1929 году ими была начата уникальная операция по подъему на поверхность золотых и серебряных слитков с затонувшего на глубине 120 метров у юго-восточного побережья Бретани английского пакетбота «Египет». Впервые вскрытие корпуса осуществлялось путем подрывов, применялись также щипцеобразные манипуляторы, с помощью которых снимались листы обшивки. К сожалению, все 12 человек водолазной команды трагически погибли при параллельно проводившихся ими работах на транспорте с боеприпасами. Однако в 1932 году итальянцы вернулись на «Египет» и за несколько недель подняли 3,75 тонны золотых и 1,5 тонны серебряных слитков.

Довели же все наработанное к середине тридцатых годов XX века в области освоения человеком океанских глубин до совершенства, как известно, знаменитые Ж. И. Кусто и Ф. Ганьян. Этот период — своего рода рубеж между тем, что уже стало историей, и тем, что пока является хроникой текущих событий, несомненно, достойных внимания, но относящихся к несколько другой теме.

LiveInternetLiveInternet

Резюме

ПОПОВ Юрий Вячеславович

  • ОбразованиеВладивостокское Мореходное Училище ММФДальневосточный технологический институт

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

История развития водолазного дела

Скафандр капитана Немо

…«Пользуясь прибором Рукеройля-Денейруза, изобретённым вашим соотечественником и усовершенствованным мною, вы можете безо всякого ущерба для здоровья погрузиться в среду с совершенно иными физиологическими условиями. Прибор этот представляет собою резервуар из толстого листового железа, в который нагнетается воздух под давлением в пятьдесят атмосфер. Резервуар укрепляется на спине ремнями, как солдатский ранец. Верхняя часть резервуара заключает в себе некое подобие кузнечных мехов, регулирующих давление воздуха, доводя его до нормального…» Жюль Верн «Двадцать тысяч лет под водой»…

Не уверен насчёт капитана Немо, равно как и насчёт его «Наутилуса», но водолазный скафандр Рукеройля-Денейруза не является выдумкой мсье Верна. Скафандр действительно существовал и успешно применялся в России.

Профессиональное сословие водолазов в России появилось в начале XVII века вместе с развитием рыбного промысла на Волге и в устье Яика (Урала). Тогда же, кстати, и появился сам термин «водолаз». Водолазы занимались поддержанием в рабочем состоянии казённых и монастырских учугов (подводных свайных заграждений, куда загонялись рыбы).

Старец Иринарха из Спасо-Прилуцкого монастыря на изгибе реки Вологды в январе 1606 г. отметил: «Дал старцу Якиму Лузоре за водолазное и на горшки девять алтын». А в 1675 г. патриарх Иоаким жалуется царю Алексею Михайловичу: «А учюжному де их промыслу без вина быти невозможно некоторыми делы, потому что водолазы для окрепья учюжных забоев и водяной подмойки и дыр без вина в воду не лазят и от того де астраханскому их учужному промыслу чинитца мотчанье и поруха великая и многое нестроение». В общем, проблемы с этими работягами. Где сядешь, там и слезешь.


Водолазный скафандр Рукеройля-Денейруза, 1870-е

История сохранила массу «прожектов» водолазного снаряжения, которое позволило бы продлить пребывание человека на дне морском. Это были и разного рода горшки и кожаные мешки и деревянные бочонки, надеваемые водолазу на голову. Но похоже, никто кроме самих изобретателей эти изобретения не применял.

Греческие ловцы губок, астраханские водолазы и японские ныряльщицы-ами ныряли на задержке дыхания. Первым водолазным снарядом, действительно позволившим продлить пребывание человека под водой стал водолазный колокол, представлявший собой перевёрнутый кверху дном деревянный или медный стакан. Однако самые выносливые из водолазов не могли находиться в колоколе более получаса вследствие «духоты и сгущения воздуха».

Английский астроном Эдмонд Галлей (да-да, тот самый, Галлей, предсказавший возвращение кометы Галлея) построил водолазный колокол, вентилируемый с помощью бочонков со сжатым воздухом, присылаемых с поверхности. Как ни странно, идея оказалась удачной и сам Галлей с четырьмя рабочими пробыл свыше 11 часов на глубине около 9 сажен. Впервые вентиляция водолазного колокола с помощью помпы была достигнута в 1788 г. Смитоном и с этого момента многочасовое пребывание водолазов под водой перестало быть экстраординарным событием.

В 1797 г. немцем А. Клингертом была предложена первая «одежда для водолазов», в которой действительно можно было работать под водой дольше трёх минут. Она состояла из непромокаемой ткани, на плечах водолаза прикреплявшейся к краю металлического колпака, который покрывал голову водолаза. Внутрь двух дыхательных кожаных труб с распределительным клапаном для вдоха и выдоха была вделана спиральная пружина для того, чтобы давлением воды не сплюснуло стенки.

Помпа для вентиляции костюма не предусматривалась ибо предполагалось, водолаз сможет дышать в воде самостоятельно. В 1798 г. изобретение Клингерта было испытано на реке Одер под Врацлавом. Уже при незначительном погружении у водолаза возникали затруднения дыхания, а на глубине 6 футов дышать стало невозможно, вследствие того, что давление воды на грудь водолаза превзошло силу дыхательной мускулатуры.

Впоследствии Клингерт усовершенствовал свой костюм, придав ему окончательно монструозный вид. Для противодействия давлению воды на грудную клетку водолаза Клингерт превратил аппарат в металлическую кирасу с приделанными к ней штанинами. Поскольку герметичность этого сооружения была сомнительна, к кирасе крепился насос для выкачивания воды, попадающей в аппарат.

В 1819г. эмигрировавший в Англию немецкий механик и оружейник Август Зибе изготовил первый водолазный костюм из водонепроницаемого материала, соединенный с металлическим шлемом. По современной классификации это был костюм «мокрого» типа, поскольку водолазная рубаха была негерметичной.

Костюм работал по принципу водолазного колокола: с судна воздух подавался водолазу с помощью насоса и выходил из-под нижнего края водолазной рубахи, неплотно прижатой к телу. Снаряжение Зибе было успешно испытано при работах по подъему английского линкора «Ройял Джордж», однако нагибаться водолазу не рекомендовалось — при наклонах вода попадала под рубаху.

Водолазные работы. Гравюра 1835 г.

В 1823 г. англичане братья Джон и Чарльз Дин получили патент на вентилируемый скафандр для пожарных, который они в 1828 г. предложили использовать для водолазных работ. Воздух для дыхания нагнетался помпой по шлангу с берега или с водолазного бота, избыток воздуха выходил из под нижнего края шлема.

В России снаряжение Динов впервые появилось в 1838 г. на Черноморском флоте а в 1848 г. было задействовано при подъёме тендера «Струя», затонувшего в районе Новороссийской бухты на глубине более 20 м. Командовал операцией никому неизвестный (пока ещё не известный) офицер П.С.Нахимов.

Шлем от костюма Дина.

Почти одновременно с англичанами в 1829-1830 гг. кронштадтский механик Гаузен создал аналогичный костюм. В основе костюма лежал всё тот же принцип водолазного колокола. Голова водолаза помещалась под шлемом в виде опрокинутого котла. К нижнему краю шлема пристегивалась изогнутая железная (впоследствии кожаная) шина, проходившая между ног водолаза. Нагибаться в костюме Гаузена как и в костюме Динов категорически воспрещалось. В противном случае воздух выходил и вода мгновенно заполняла шлем.

В 1873 г. кронштадтский водолаз споткнулся во время работ и принял наклонное положение, о чем не успел дать знать сигналом; он был вытащен без признаков жизни. Несмотря на очевидные недостатки костюм Гаузена использовался в России вплоть до 1870-х гг.

Костюм Гаузена. Рисунок не очень достоверен, поскольку водолаз изображён без свинцовых водолазных бот.

Менее чёткое, но более достоверное изображение водолаза в костюме Гаузена. Иллюстрация из энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

Вышеупомянутый Август Зибе не собирался останавливаться на достигнутом. Он наладил производство усовершенствованных водолазных костюмов. Теперь костюм стал цельным и закрывал все тело, кроме кистей рук, а свинцовые боты и груз обеспечивали достаточную остойчивость на грунте. Зибе снабдил водолазный костюм травящим клапаном, который находился на груди и приводился в действие самим водолазом.

Читать еще:  Как сделать своими руками индукционное отопление. Как сделать индукционный котел отопления своими руками: изготовление самодельного теплогенератора. Для меньшего потребления энергии, нужно

Кстати, именно Зибе впервые назвал водолазный костюм «скафандром» от сочетания греческих слов «лодка» и «человек». Чарльз Паслей применил секторную резьбу для соединения котелка шлема с манишкой. Так родилась знаменитая «двенадцатиболтовка» фирмы Зибе, Горман и К°, с незначительными усовершенствованиями используемая по сей день.

Патент на усовершенствованное водолазное снаряжение был выдан Августу Зибе в Лондоне, в 1855 г. Но в Россию новейшая технология водолазного дела добралась не вполне обычным путём.

Шлем двенадцатиболтового снаряжения Зибе-Гормана выпуска 1870-х годов из фондов ЦВММ. Фото А.Аристархова, 2006 г.

В 1857 г. Российское правительство заключило контракт с экспертом по подводным работам Гоуэном на расчистку дна Севастопольской бухты. Требовалось поднять или разрушить корпуса 28 кораблей, затопленных в ходе Крымской войны. Вместе с Гоуэном в Севастополь прибыли трое водолазов. Они подрывали корабельные корпуса пороховыми зарядами и поднимали на поверхность с помощью лебёдок.

Водолазные работы в Севастопольской бухте

В 1857-59 гг. англичанин Гейнке привёз в Россию девять скафандров собственного изобретения. Однако на самом деле Гейнке не изобретал, а просто усовершенствовал конструкцию снаряжения Зибе. В России патентные споры иностранцев мало кого волновали и в 1861 г. снаряжение Гейнке было принято на вооружение Российским флотом, а на Адмиралтейских ижорских заводах было организовано его производство.

В том же 1861 г. в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом.

Шлем снаряжения Гейнке из фондов ЦВММ. Фото А.Аристархова, 2006 г.

И наконец, снаряжение Рукеройля-Денейруза образца 1865 г., прославленное гениальным Жюлем Верном. Снаряжение лейтенанта французского флота Денейруза и горного инженера Рукеройля состояло из резиновой рубахи и медной лицевой части с иллюминаторами.

За характерный внешний вид маску назвали «Le Groin» — «свиное рыло». Маска крепилась к рубахе специальным хомутом. Воздух подавался с поверхности ручной помпой через ранец-«аэрофор», состоящий из баллона-ресивера и автоматического устройства подачи воздуха. Водолаз вдыхал воздух через шланг с загубником и выдыхал в воду через лепестковый клапан на том же шланге.

Запас воздуха в ранце позволял водолазу дышать при пережатии или разрыве шланга. Правда, не 9-10 часов по Жюлю Верну а всего лишь около 15 мин. Но и этого часто хватало для подъёма водолаза.

Водолазная станция, оснащённая снаряжением Рукеройля-Денейруза. Гравюра 1870-х годов. На переднем плане – водолаз без маски. Справа у трапа – водолаз готовый к спуску.

В аварийной ситуации, когда требовался экстренный спуск водолаза, снаряжение Рукеройля-Денейруза можно было использовать без водолазной рубахи и маски:

Водолаз с аппаратом Рукеройля-Денейруза, готовый к экстренному спуску

Недостатки снаряжения Рукеройля-Денейруза заметны невооружённым глазом: Увесистая металлическая маска висит у водолаза чуть ли не на бровях и не защищает голову от ушибов, маленькие иллюминаторы отдалены от глаз и через них сложно что-либо разглядеть, соединение маски с рубахой металлическим хомутом трудно назвать надёжным. Кроме того, водолазы отмечали большое сопротивление дыханию. Тем не менее, снаряжение было удостоено высших наград на парижской всемирной выставке в 1867.

В России снаряжение Рукеройля-Денейруза образца 1865 г. появилось в конце 1860-х гг. и использовалось гражданскими водолазами, работавшим при постройке опор Литейного моста в Петербурге. Но сражаться с неуклюжими масками оказалось не под силу даже Суровым Русским Мужикам. Флот забраковал снаряжение Рукеройля-Денейруза. К чести французов стоит отметить, что уже в 1872 г. на выставке в Петербурге они представили усовершенствованное снаряжение с нормальным металлическим шлемом.

Изюминкой снаряжения стал способ крепления котелка шлема к манишке – на болтах. Быстро снять шлем чтоб «освежить голову» как на двенадцатиболтовках Зибе, невозможно (попробуй быстро отвернуть три гайки), зато повысилась герметичность костюма.

Усовершенствованный скафандр Рукеройля-Денейруза обр. 1872 г.

Снаряжение Рукеройля-Денейруза обр. 1872 г. было принято на вооружение военным флотом России. Его производство было налажено на Адмиралтейских заводах и в Кронштадтской опытной механической и водолазной мастерской братьев Колбасьевых. После доработки снаряжение русскими мастерами оно стало прототипом «трёхболтовки», здравствующей на флотах и в портах России по сей день.

Фото конца 1890-х годов. Возможно, первая фотография русских водолазов. Водолаз в трёхболтовом снаряжении обр. 1872 г., с дыхательным ранцем Денейруза за спиной. Всё в точности, как описал мсье Жюль Верн в своём романе.

P.S. Капитан Немо был солидарен с водолазной службой Российского флота в своём критическом отношении к первоначальному варианту снаряжения Рукеройля-Денейруза образца 1865 г. На странице 116 (изд. «Правда» 1985 г.) читаем: «…чтобы выдерживать на дне моря значительное давление верхних слоёв воды, пришлось вместо маски надеть на голову, как в скафандре, медный шлем с двумя трубками – вдыхательной и выдыхательной».

Роман был опубликован в 1870 г. Через два года инженеры усовершенствовали скафандр, заменив маску шлемом. А вы говорите — фантаст!

Боровиков П.А. Иллюстрированная история водолазного дела в России. М. Моркнига. 2008

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Российская империя, Санкт-Петербург, 1890—1907 год

История водолазного дела.

Как дышали под водой наши предки. Первые водолазные костюмы и жизнь под водой. Водолазное дело в России.

Надолго погружаться под воду люди пытались с глубокой древности. Греки и римляне использовали запас воздуха в колоколе, или дышали через кожаную трубку, похожую на хобот слона. Конечно, речь еще не шла о профессиональном дайвинге. Это были единичные смелые эксперименты, вызванные больше любопытством, чем практическими потребностями. Человек погружался разве что на метр-полтора, и практически не мог выполнять работу. Опытные ныряльщики с тренированными легкими приносили больше пользы.

В Средние века подводные технологии мало продвинулись. Знаменитый конструктор Леонардо-да-Винчи проектировал скафандры для сборщиков жемчуга в Индийском океане. Но, по мнению профессионалов, в таком облачении невозможно находиться на морском дне. Огромное давление просто раздавило бы грудную клетку. К тому же запас воздуха сильно ограничен, а глубокое ныряние требует времени.

Более реалистичное оснащение появилось стараниями Джона Смита в 1790 году. Этот строитель маяков решил использовать насос для закачивания воздуха в колокол. Таким образом, исчезала потребность в герметизации: жидкость не вытесняла наверх через шланг, поступающий под давлением газ. Воздушный насос помог создать первый колокол современного типа. Подобные устройства, с некоторыми улучшениями, иногда применяют до сих пор для донных работ.

Пригодный для практического использования водолазный костюм придумал инженер Август Зибе в 1819 году. Металлический шлем со стеклянным иллюминатором заменял громоздкий колокол. Но куртка водолаза еще пропускала воду. Через 18 лет изобретатель впервые изготовил герметичный костюм. На запястьях комбинезона были резиновые манжеты, кисти рук оставались свободными. Это позволяло работать голыми пальцами.

Связь с поверхностью затрудняла передвижение водолаза. Проблему решили в середине 19 века, когда стали закачивать кислород в баллоны. Так же поступают и теперь, только вместо тяжелых стальных часто используют алюминиевые, или композитные из углеродного волокна. Толстые стенки емкости из алюминия почти невесомые в морской воде. Но чтобы не брать дополнительный груз, иногда ныряют со стальными баллонами.

В Российской империи достаточно быстро внедряли передовые достижения европейских стран. Наибольший интерес к подводным технологиям проявляли военные моряки. В особенности, когда появились субмарины, и возникла проблема доставки матросов при невозможности всплытия.

Выпуск стандартного подводного снаряжения наладил инженер Гауден в 1829 году. Снабжение воздухом с поверхности затрудняло применение техники в боевых условиях. Однако, подводная лодка конструкции Александровского (1866) содержала шлюз для входа подводников. Более совершенная субмарина Керна, испытанная в 1868-1871 годах, тоже имела шлюзовой отсек.

Читать еще:  Правильный выбор рюкзака для сноуборда

Российский офицер Мамота сделал в 1978 году подвижный аппарат для диверсантов. На глубине до 4 метров моряки дышали через трубу с поплавками, выведенную наверх, или пользовались кислородными баллонами. Универсальность аппарата открывала широкие возможности в бою.

5 мая 1882 года по указу императора Александра III открылась первая в мире государственная школа водолазов. Заведение находилось в Кронштадте, на базе военного флота. Подготовленные там специалисты спасли немало человеческих жизней в последующих войнах и катастрофах мирного времени.

Русско-японская война 1905 года подстегнула развитие водолазной техники. Была сконструирована подлодка «Осетр», удобная для осуществления диверсий. Учебный отряд подводников в Либаве проводил регулярные тренировки. К сожалению, из-за мировой войны и последующей революции надолго затормозился прогресс водолазного дела. Россия вела тяжелые сухопутные сражения, затем сказался общий упадок экономики.

Советская власть возобновила разработки в 1926 году. На основе регенеративного дыхательного аппарата Генри Флюса (создан в 1879-ом) русские инженеры выпустили серийные образцы ЭПРОН-4. Регенерация кислорода продлила срок пребывания под водой. Уменьшилась потребность в компрессорах, как и опасность случайного взрыва баллона. Диверсанты быстро и скрытно выходили из субмарин через торпедные отсеки. Тренировки 30-х годов помогли морякам встретить во всеоружии Великую Отечественную войну. Разведчики и боевые пловцы совершали успешные диверсии в глубоком тылу врага.

Многие послевоенные разработки СССР по сей день не имеют аналогов в мире. Впечатляют уникальные гидрокомбинезоны для высадки с самолетов и немедленного ухода вглубь моря. Воздушно-подводный комплекс предназначен для парашютных прыжков с высоты 8 км, и автономного плавания в течение нескольких часов.

Водолазные работы в Тюмени и Тюменской области представлены нашим «Международным центром подводных исследований». Водолазы самого высокого уровня.

История водолазного дела

ИСТОРИЯ ВОДОЛАЗНОГО ДЕЛА

Если считать водолазным искусством способность человека погружаться под воду и оставаться там пусть даже самое короткое время, то в этом случае морские спасательные работы начались, вероятно, с того самого момента, когда некий оставшийся безымянным представитель рода человеческого первым без всякого принуждения отважился сделать несколько шагов в океан. Вряд ли он поступил так, чтобы утолить жажду, вероятнее всего, ему нужно было достать что-то упавшее в воду, а может быть, вытащить из нее кого-то. Обычно взрослый человек испытывает боль в ушах, когда нырнет в глубокий конец плавательного бассейна, а шесть — десять проведенных под водой секунд кажутся ему целой вечностью. Однако греческие ловцы губок или полинезийские охотники за раковинами могут пробыть под водой четыре минуты, а наиболее опытные — до пяти минут, причем ныряют они на глубину 30 м без всякой подачи воздуха с поверхности. Подобный метод погружения достаточно широко распространен в природе — им пользуются киты, дельфины, тюлени и даже личинки комаров. Находясь на поверхности, они делают глубокий вдох и удерживают воздух, пока не всплывут.
Существует шумерская легенда о Гильгамеше, нырявшем на дно моря в поисках водоросли, которая даровала бы ему бессмертие. Судя по тому, что Гильгамеш давно уже отошел в мир иной, поиски его не увенчались успехом. Однако еще до периода расцвета шумерского государства среди обитателей Месопотамии, по-видимому, встречались водолазы — при археологических раскопках в этом районе были обнаружены резные перламутровые украшения, изготовленные примерно в 4500 г. до н. э. Такие же украшения, изделия мастеров Древнего Египта эпохи VI династии (2800—2200 г. до н. э.), найдены во время раскопок в Фивах. Однако самыми древними ныряльщиками-водолазами, существование которых подтверждается «вещественными доказательствами», были обитатели Крита. На обнаруженных при раскопках Кноса гончарных и резных изделиях, относящихся примерно к 3000 г. до н.э., изображены рыбы и различные ракообразные в своем естественном окружении, причем, судя по высокой точности воспроизведения, такие изображения могли быть выполнены только по описаниям водолазов, или, точнее, ныряльщиков. Их снаряжение, вероятно, состояло из закрывавшей лицо тонкой пластинки, изготовленной из шлифованного рога или черепахового панциря. Пластина закреплялась на лице с помощью куска ткани, пропитанной камедью или смолой, обеспечивающей водонепроницаемость соединения.
Гомер в «Илиаде», описывая падение возничего колесницы Гектора, использует для сравнения образ водолаза:
Стремглав, водолазу подобно, сам он упал с колесницы.
В трудах Геродота (490—425 до н. э.) упоминается греческий ныряльщик по имени Сциллиас, нанятый Ксерксом, чтобы достать сокровища с персидского корабля, разбившегося о скалы неподалеку от горы Пелион. Сциллиас решил перейти на сторону греков. Перерезав швартовы персидских судов, он затем проплыл под водой десять миль. «Сам я думаю,— глубокомысленно замечает Геродот, — что он проделал этот путь в лодке».
Аристотель (384—322 до н. э.) в своей «Истории животных» с такой точностью описывает рыб, что он либо сам владел искусством ныряния, или же его снабжали только что пойманными образцами морской фауны ныряльщики-профессионалы.
Из особого вида моллюска изготовляли «императорский пурпур», которым красили ткани для одежд римских императоров. Пропитанные водой морские губки служили греческим и римским воинам своеобразными фляжками во время их долгих походов.
Осада Тира (334 до н. э.) была успешно завершена Александром Македонским после того, как водолазы уничтожили боновые заграждения в гавани этого города. Согласно Фукидиду, подобным же образом поступили греки при осаде Сиракуз в 415 г. до н.э.
Примерно в тот же период на острове Родос в Эгейском море разработали специальную шкалу оплаты водолазов, учитывавшую трудности этой профессии. Как утверждает римский историк Ливий, водолазы получали половину стоимости поднятого ими с глубины 7,3 м, треть — если груз или ценности лежали на глубине 3,7 м, и одну десятую, когда погружаться требовалось не более чем на метр. В «Жизнеописаниях» Плутарха упоминается о том, как Антоний, решив принять участие в проводившихся в присутствии Клеопатры состязаниях рыбаков-удильщиков, нанял водолаза-левантинца, чтобы тот нацепил ему на крючок рыбу, гарантировавшую победу в состязаниях. На беду об этом прослышала Клеопатра и наняла другого водолаза, стараниями которого бедняга Антоний вытащил из воды вяленую рыбу.
Тем временем военные деятели подхватили идею Сциллиаса о перерезании швартовных и якорных канатов вражеских судов. Водолазы использовали этот прием при осаде Византия (196 н.э.), Ле Анделюса (1203) и Майнца (1793).
Когда Ричард Львиное Сердце осадил в 1191 г. крепость Акру, турецкие водолазы выполняли роль почтальонов, обеспечивавших связь осажденного города с внешним миром. А во время осады турками Мальты (1565) в порту острова под водой то и дело возникали кровопролитные схватки между водолазами враждующих сторон. Вплоть до осады Кадиса в 1805 г. в состав экипажей испанских военных кораблей входили обнаженные ныряльщики-водолазы.
Сфера развития водолазного дела в такой форме не ограничивалась только Средиземным морем. Существуют доказательства того, что подобные водолазы-ныряльщики имелись практически в любом районе суши, омываемом теплым морем. Рисунки на стенах пещер в безлюдной области Арнем Лэнд (Австралия) изображают туземных ныряльщиков, пронзающих стрелами рыб. Исконные обитатели Багамских островов были чрезвычайно искусными ныряльщиками, охотившимися за рыбами с помощью лука. Алчные испанские поработители практически стерли этот народ с лица земли, безжалостно принуждая туземцев доставать жемчуг со дна моря. Жители Полинезии и знаменитые японские «ама» в наши дни являются представителями традиционной профессии водолазов-ныряльщиков. Работающие на японского короля жемчуга Микимото женщины-водолазы «ама» по десять и более раз в день погружаются на глубину 44 м. Очки в специальной оправе — вот их единственное водолазное снаряжение. Один европейский путешественник, посетивший в XIV в. район Персидского залива, упоминает в своих записках о ловцах жемчуга, пользовавшихся масками и зажимами для носа, изготовленными из панциря черепахи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector