1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чистка баллона для дайвинга

Содержание

rebreather-diver.com

Обслуживание баллонов

  • Нравится
  • Не нравится

DGeo 16 Jun 2008

  • Нравится
  • Не нравится

DGeo 12 Jul 2008

Воздух которым мы дышим.
Вот незадача: отличное настроение, прекрасное самочувствие, человек идет под воду, погружается, а через 15 минут начинает чувствовать себя плохо. Причем иногда просто некомфортно, без возможности толком объяснить симптомы, а иногда до сильных головных болей, стука в висках и тошноты. И если в первом случае однозначно говорить о причинах не приходится, то во втором причина такого самочувствия, как правило, кроется в качестве воздуха, которым мы дышим под водой. Что именно вызывает плохое самочувствие? Пары масла, углекислый газ, угарный газ и окислы азота, или даже пары каких-нибудь растворителей. Представьте, бывает и такое.

Хотите об этом поговорить? Давайте. У Винни-Пуха был «неправильный» мед, у нас с вами бывает «неправильный» воздух. Для забавного медведя из совсем недетской сказки это закончилось падением с дерева и тремя колючками в носу, мы же с вами так легко можем не отделаться. О том, какое место в нашей дайверской жизни занимает «правильный» и «неправильный» воздух, и какое влияние он оказывает на нас самих и наше оборудование.

Неизменные спутники «неправильного воздуха», оказывающего негативное влияние на наш организм и нашу технику — избыток углекислого газа, оксид углерода и оксиды азота в составе выхлопных газов, масло и влага. И проблемы с их появлением связаны с работой компрессора и грамотным обслуживанием техники.

Напомню, как производится забивка баллона — обыкновенный воздух сжимается до высокого давления в устройстве, которое называется компрессором. Все компрессоры, как и обыкновенные двигатели, должны смазываться маслом, и, чтобы очистить воздух, он поступает в один сепаратор, затем на второй, и далее в фильтр высокого давления, а после этого — в баллон. Все гениально просто. Есть только одна маленькая проблема — регулярная замена картриджей фильтра высокого давления, а также четкое исполнение инструкций по обслуживанию компресора. Если компрессорщик не делает первое или второе, то влага или масляный конденсат поступают в баллон. И вот тут-то появляются проблемы: влага, конденсируясь, вызывает внутреннюю коррозию, а масло остается внутри и, когда вы начинаете дышать, оно попадет вам в легкие.

Сжатый воздух, которым мы дышим под водой, содержит, кроме азота и кислорода, также углекислый газ. Это основной компонент выдыхаемого воздуха, накапливание которого в организме приводит к нарушению дыхания, головокружению, жару, головным болям, дремотному состоянию вплоть до потери сознания. Хотя начальные симптомы отравления углекислым газом и появляются при достаточно высоких его концентрациях – 3-4%, все же избыток этого газа во вдыхаемом воздухе при повышенном парциальном давлении потенциально опасен. Превышение пределов содержания СО2 может произойти при заборе воздуха компрессором из недостаточно вентилируемых помещений, где находятся несколько человек или курят (курение в помещении добавляет 2 г СО2 на одну сигарету) а также при несвоевременной замене фильтров-картриджей в фильтрующих системах компрессоров.

Кроме того, молекулярные фильтры, используемые в современных компрессорах, способны адсорбировать СО2, который затем накапливается в картридже фильтра. После остановки компрессора СО2 из фильтра, в силу снижения парциального давления, снова частично высвобождается. При этом при повторном запуске освободившийся СО2 попадает в заполняющую систему и ваш баллон. Что бы этого избежать, рекомендуется после запуска компрессора продувать его «вхолостую» в течение 1-2 минут. Держу пари, половина персонала, обслуживающего компрессоры в нашей стране, об этом не знает.

Если всасывающий патрубок компрессора при забивке был расположен вблизи, либо по ветру выхлопа работающего двигателя внутреннего сгорания, можно столкнуться с еще одной досадной неприятностью, влияющей на качество нашего воздуха – попаданием в него выхлопных газов. Из их смеси наиболее опасны оксиды азота и оксид углерода (СО) — ядовитый, бесцветный газ без вкуса и запаха, образующийся в результате неполного сгорания углеводородов в двигателях. Обычно он выбрасывается в атмосферу, однако, если попадает при заполнении в баллоны со сжатым воздухом, представляет большую опасность: оксид углерода затрудняет способность крови переносить кислород, легко образуя с гемоглобином устойчивое соединение – карбоксигемоглобин (HbCO). Кроме этого, оказывает токсический эффект на центральную нервную систему и работу сердца. Первые признаки того, что вы дышите воздухом, немного приправленным СО – шум в ушах, пульсация височных артерий, головокружение и головная боль в лобной и затылочной областях. Оксиды азота, также содержащиеся в выхлопных газах, вызывают изменения в органах дыхания — одышку, кашель, тяжесть в груди и общую слабость. При комбинированном действии на организм оксидов азота и углекислого газа эффект возрастает, особенно в отношении системы транспорта крови. Также токсический эффект значительно усиливается повышенной физической нагрузкой. И еще. Следует иметь ввиду, что токсичность вредных примесей возрастает пропорционально увеличению парциального давления, т.е. глубины погружения. Именно поэтому для появления проблем под водой этих газов достаточно самую малость – при концентрации СО в 100 ppm (100 частей на миллион) дыхание таким воздухом на глубине 30 м уже опасно для жизни, а при 600 ppm половина содержащегося в вашей крови гемоглобина напрочь потеряет способность переносить кислород, чудесным образом превратившись в HbCO.

Теперь о хорошем. Фильтрующие системы компрессоров, приводимых бензиновым или дизельным двигателем, комплектуются специальными фильтрами, содержащими компонент, удаляющий зловредный СО, (правда, до определенных пределов концентрации СО в воздухе). Так что, даже если ветер поменялся, а ответственный за забивку этого не заметил или особого значения этому событию не придал, в результате в баллоне у вас все равно окажется чистый воздух без примесей выхлопных газов. Но при двух существенных условиях: во-первых, в фильтрующей системе должен стоять именно СО-удаляющий фильтр, а во-вторых, он должен быть работоспособным – т.е. вовремя заменен. Здесь все понятно — насыщенный фильтр, отработавший свой ресурс, своих функций не выполняет.

Другой досадной неприятностью, которая может сильно испортить впечатление от погружения, является попадание в сжатый воздух паров масел. Кроме того, что эти пары придают дыхательной смеси крайне неприятный привкус, при повышенном давлении их концентрация может оказаться достаточно высокой и вызвать раздражение легочных мембран, в результате чего появляется сильный кашель. В более тяжелых случаях попадание паров масел в легкие может привести к развитию пневмонии. Попадание масла в баллон происходит по причине износа поршневых колец компрессора, применения несоответствующего типа компрессорного масла, неэффективной работы сепаратора и фильтра. Но это в худшем случае. Обычно же современный нормально работающий компрессор практически не расходует масло, а пары эффективно задерживаются сепараторами, которых на хорошей технике устанавливается минимум два, а то и три, и фильтрующей системой, задерживающей даже следы масла.

Отсюда, как вы уже поняли, следует один очень важный вывод: ключевые моменты в обеспечении вас чистым и сухим воздухом, а не коктейлем из масла, СО и NxOx – это нормально работающий компрессор и «правильный» компрессорщик. Правильный компрессорщик ответственно относится к обслуживанию техники, использует рекомендуемое масло, следит за воздухом, попадающим во всасывающий патрубок компрессора и не экономит на фильтрах. Искренне хочется верить, что неправильных компрессорщиков не бывает.

Регулятор
Современный регулятор — устройство довольно надежное, и при правильном обслуживании должен служить долго. И тем не менее, иногда случается так, что мы сталкиваемся с его поломкой, одна из которых — увеличение сопротивления на вдохе. Причиной, как правило, является все то же качество воздуха, подаваемого компрессором, а также внутреннее состояние баллона.

Попадающая внутрь влага, особенно соленая, повреждает уплотнения внутри регулятора и вызывает окисление рабочих частей. Воздух из баллона, в котором присутствует внутренняя коррозия, может содержать твердые частицы, приводящие к отказу регулятора. Масло, попадающее из компрессора с изношенной поршневой, активно забивает регулятор и приводит к его отказу. Кроме этого, как мы уже говорили, пары масла могут привести к неприятным и опасным последствиям для здоровья самого дайвера. Мы опять возвращаемся к качеству воздуха.

Для того, чтобы не пропустить в регулятор примеси и твердые частицы, многие производители устанавливают в регуляторах металлопорошковые фильтры. Часто по внешнему виду такого фильтра можно определить, какой воздух был в вашем баллоне:

* Черно-коричневый налет — говорит о большой концентрации масла в воздухе, значит проблема в компрессоре.
* Буро-рыжий — в вашем баллоне влага, и его стенки ржавеют; таким воздухом пользоваться тоже нельзя.
* Зеленовато-серый цвет фильтра — вода попала в регулятор, возможно, его не правильно промывали.
* Белый налет — в ваш регулятор попала соленая вода, и он требует срочного обслуживания.
Следите за состоянием фильтра своего регулятора — проверяйте его после каждого погружения. Тогда вы сможете вовремя обнаружить проблему с воздухом и избежать последствий.

Июнь 2000 года, городок Мияко-джима, префектура Окинава, Япония. Баллон, изготовленный из алюминиевого сплава (объем 10,3 литра, рабочее давление 220 бар, материал: А6351-Т6, производитель: Luxfer Gax Cylinders) внезапно взорвался сразу после заполнения воздухом. После расследования инцидента в материале баллона были обнаружены многочисленные микротрещины, вдоль оси горловины и резьбы. После обнаружения таких же трещин в баллонах, изготовленных из другого сплава, А6061-Т6, дотошные японцы создали в Институте Безопасности Газов Высокого Давления (High Pressure Gas Safety Institute of Japan — HPGSI) комиссию по расследованию причин взрыва во главе с профессором Токийского Технологического Института. В задачи расследования также входило изучение возможности разрыва баллонов, изготовленных из сплава А6061-Т6.

Сегодня взорванным баллоном никого не удивишь, случаев достаточно, Интернет изобилует и фотографиями и описаниями. Вопрос в причине.

Почему приведен в качестве примера случай в Японии? Во-первых, потому, что там был проведен тщательнейший анализ причин, чего не делалось в других подобных случаях, данные о которых разрозненны и содержат, по большей части, информацию в виде констатации фактов. Во-вторых, потому, что инцидент произошел именно с алюминиевым баллоном, хотя принято считать, что они не подвергаются коррозии, поскольку при попадании влаги на внутренних стенках баллона образуется пленка устойчивого к коррозии оксида алюминия. Спросите продавца в любом магазине дайверского снаряжения – именно это он вам и расскажет. И будет прав. Только вот про упрямство фактов всем известно.

После окончания расследования в октябре 2001 года на сайте HPGSI был опубликован открытый отчет, согласно которому взрыв был вызван комплексом из пяти причин:

1. Материал (A6351-T6), восприимчивый к внутренней зернистой коррозии и образованию внутренних микротрещин в результате напряжения и коррозии.
2. Несоответствующая требованиям процедура изготовления баллона, допускающая появление кристаллических зерен в материале.
3. Присутствие внутренней влаги и соли в баллоне.
4. Крайняя сложность визуального обнаружения микротрещин.
5. Отсутствие течи перед разрывом – не сработал принцип LBB – Leak Before Burst.

Что может произойти со стенками стального баллона, черный металл которого интенсивно корродирует в присутствии влаги и соли? Да ничего особенного. Они просто становятся тоньше. Что дальше в таком случае может произойти с сосудом динамических нагрузок высокого давления, да еще и при регулярном превышении максимального давления (сами знаете, сколько отзывчивые компрессорщики по просьбе трудящихся давят «на гарячую») – то же ничего страшного. Такой сосуд может просто взорваться. Не сильно, примерно, как ручная граната.

Нет, пугать вас разорванными баллонами – никак не цель этой статьи, для любителей ужастиков – поищите в Интернете, там такой информации хватает. Да и в прессе писали об этом не раз. Скорее наоборот, хочется сказать, что есть мифы, а есть факты: баллоны взрываются часто – миф. Стальные баллоны делаются с большим запасом прочности, допускающим образование коррозионных каверн почти в половину толщины – факт. НО: стенки медленно и неуклонно будут корродировать в присутствии влаги – то же факт. Двенадцатилитровый баллон с давлением 220 бар имеет потенциальную энергию взрыва, соответствующую взрыву ручной гранаты в закрытом пространстве – факт. И главное: баллоны крайне редко, но все таки взрываются – самый неприятный факт. И происходит это, как показывает статистика, в момент его заполнения, или при хранении в нагретом солнцем автомобиле. Причина тому – истончение стенок баллона в результате внутренней коррозии и превышение рабочего давления. Причина внутренней коррозии — все та же банальная вода в баллоне. Причина появления воды – недостаточно осушенный воздух, поступающий из компрессора при забивке, и хранение баллона пустым, без давления. Так что, решать вам, дорогие собратья по дайвингу – регулярно делать внутренний осмотр и гидравлические испытания, правильно хранить баллон и использовать хорошо осушенный воздух, или плавать с гранатой на спине, у которой выдернута чека.

О стандартах качества «правильного» воздуха, принятых в мире, максимальному составу примесей и о том, как работают фильтрующие системы компрессоров высокого давления мы поговорим в следующей статье.

Ивлев Алексей,
PADI DM
специалист отдела продаж и технического обслуживания
компании «Черноморэнерго» — официального представителя
BAUER-POSEIDON KOMPRESSOREN Ges.m.b.H.
http://www.bauer-pos. correct air.htm

  • Нравится
  • Не нравится

Vik 12 Jul 2008

Хорошая статья. И картинки впечатляющие!
То-то моя задница, при покупки нового Б/У баллона, мне вечно нашёптывает — «А снеси-ка ты хозяин его на опрессовочку. 😉 «. Хотя Жаба и ворчит — мол «неча деньги на ерунду тратить» 😀

Жаба — она же как шлюха — ну отстрелит хозяину задницу. Пособолезнует — да и у другого на груди приютится! 😳
А вот для задницы — это как для жены — на лицо явная потеря кормильца! 🙄
(Во нынче табачёк прущий пошёл. ) 😀 😀 😀

Чистка баллона для дайвинга

В баллон заливается горячий раствор (с температурой плюс 60—70 °С) ортофосфорной кислоты (50—70 г ортофосфорной кислоты на 1 л пресной воды) и поверхностно-активного вещества «Синтонол ДС-10» или «Прогресс» (3—5 г вещества на 1 л воды) в количестве 15—20 % объема очищаемого баллона и перекатывают его в течение 15—20 мин с угловой скоростью 0, 32—0, 48 рад/с.

После слива раствора баллон следует промыть горячей пресной водой с температурой плюс 60—70°С в течение 15—20 мин, а затем холодной пресной водой с температурой плюс 5—20 °С в течение 10—15 мин.

После промывки баллона холодной водой операции очистки будут закончены, и баллон следует продуть воздухом (осушить) до полного удаления влаги с внутренней поверхности ориентировочно в течение 40—60 мин.

Для осушки внутренней поверхности баллона следует использовать осушенный и очищенный от масла и механических частиц воздух, прошедший через блок осушки и очистки), сжатый до давления 1,5—2,0 кгс/см 2 нагретый до температуры плюс 50—60°С.

Допускается одним и тем же раствором очищать не более четырех-пяти баллонов, после чего необходимо приготовить, свежий раствор.

После осушки внутренних поверхностей баллонов визуально проверяется их чистота. На внутренней поверхности баллонов не допускаются продукты коррозии, жировые загрязнения, остатки моющих растворов, темные и черные пятна от осыпающегося шлака.

Качество очистки внутренней поверхности следует контролировать белым хлопчатобумажным пыжом. После протирки внутренней поверхности хлопчатобумажный пыж светлых тонов не должен иметь видимых загрязнений. Очищенные и осушенные баллоны должны быть защищены от попадания грязи технологическими заглушками до момента их монтажа на штатном месте и присоединения трубопроводов.

Для предохранения на указанный период внутренних поверхностей баллонов от легкого налета ржавчины необходимо произвести консервацию заполнением баллонов чистым сухим воздухом до давления 5—10 кгс/см 2 .

Техника безопасности при выполнении работ по химической очистке баллонов

К работам по химической очистке баллонов допускаются лица, подготовленные и сдавшие зачет по безопасности труда.

Все лица, занятые на выполнении работ по очистке баллонов, должны быть обеспечены спецодеждой и индивидуальными средствами защиты согласно действующим отраслевым нормам.

При работе с кислотными и щелочными растворами следует применять защитные очки и резиновые перчатки.

Приготовление кислотных и щелочных растворов должно производиться в помещениях, имеющих вытяжную вентиляцию.

При приготовлении кислотного раствора ортофосфорная кислота должна добавляться только в холодную воду.

При приготовлении щелочного раствора для обезжиривания, содержащего едкий натр, последний должен растворяться небольшими порциями при непрерывном помешивании во избежание выбрасывания раствора. Добавление воды в емкость с водным раствором едкого натра допускается только в холодный раствор во избежание выбрасывания раствора из емкости. Для защиты кожных покровов от воздействия паров растворителей, кислот и щелочей работающим должны выдаваться защитные мази и пасты (паста ХИОТ-б и др.).

После проведения работ по очистке баллонов использованные кислотные и щелочные растворы должны быть нейтрализованы.

Поиск на Барахолке

По всей Беларуси

ВЕЛОАКСЕССУАРЫ: насосы, замки, велосвет, компьютеры и другое

Светодиодные фонари, Велофары, Насосы, Замки, Перчатки, Очки, Сумки, Грипсы, Зеркала, Звонки, Багажники, Велокресла, Щитки, Рога, Камеры, Фляги, Рем. комплекты и многое другое! НИЗКИЕ ЦЕНЫ, Наш сайт: www.konturs.by Доставка по Минску и РБ. Звоните!

Минск Konturm

Мощные светодиодные фонари, велофары, ВЕЛОАКСЕССУАРЫ, достав.

Светодиодные фонари, велофары, налобные фонари, БАЛАКЛАВЫ, Маски, подшлемники, тактические перчатки, НИЗКИЕ ЦЕНЫ, ДОСТАВКА, Наш сайт: www.konturs.by Заказать товар Вы можете по телефону: 8-029-6184588 Доставка по Минску и Беларуси.

Аккумулятор защищенный 26650 KeepPower IMR26650, 5500 мАч.

Аккумулятор защищенный 26650 KeepPower IMR26650 (5500 мАч). 100% НОВЫЙ ! Звоните МТС 375- три- три- три-47790-три. Торга нет.

Минск 2732427

Аккумулятор защищенный 26650 KeepPower IMR26650, 5500 мАч.

Аккумулятор защищенный 26650 KeepPower IMR26650 (5500 мАч). 100% НОВЫЙ ! Звоните МТС 375- три- три- три-47790-три. Торга нет.

Минск 2732427

Груза для подводной охоты и дайвинга

Светодиодные фонари для подводного плавания, дайвинга, охоты

Светодиодные фонари (фонарики) для подводной охоты, дайвинга. Честные люмены и честная емкость аккумуляторов. Возможна отправка почтой по РБ. Гарантия.

Полоцк skyrider

НОВЫЕ!! Носки (ботики, боты, ботинки) из неопрена. Дайвинг, .

НОВЫЕ!! Носки (ботики, боты, ботинки) из неопрена. Дайвинг, плавание, прочный неопрен. ЦВЕТ: розово-сиреневый Новые и высокого качества. Водонепроницаемые. Теплые, эластичные и удобные в носке. Идеальный спортивный аксессуар для защиты ваших ног от царапи

Сёрфинг Дайвинг

Костюмы для сёрфинга и дайвинга, женские и подростковые, всё новое, недорого. ТОЛЬКО ЗВОНИТЬ +375 29 662 17 81

Минск vvit10

Baofeng Водонепроницаемая рация 15 Вт (8000mAh)

Минск coralclub

Продам снаряжение для дайвинга и подводной охоты

Продам снаряжение для дайвинга и подводной охоты

Минск Wapr

груза для подводной охоты и дайвинга

Груза для подводной охоты и дайвинга 1 кг (95х54х22,5мм),2 кг (95х90х25мм) цена за 1 кг.

Слуцк karp1995

Продам профессиональный фонарь для дайвинга Hollis LED 6

Продам профессиональный фонарь для дайвинга Hollis LED 6. Надёжный американский фонарь, включение скручиванием задней части, случайное включение исключено. Свет очень мощный. Светодиод T6 с нейтральным свечением, подходит как для прозрачной воды так и для

Мини-баллон для дайверов, которые заменит громоздкий акваланг

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Казалось бы просто, но Scorkl удалось достигнуть цели финансирования на Kickstarter всего за четыре часа, а сейчас уже собрано более 1 млн австралийских долларов. Первые поставки устройства для ныряльщиков начнутся в октябре этого года.

Несмотря на то, что Scorkl не является прямой заменой полноценного дыхательного аппарата, он идеально подходит для тех случаев погружений, где обычная дыхательная трубка не предоставляет достаточного времени для работы.

Аппарат обеспечит до десяти минут пребывания под водой (эта цифра будет зависеть от того, насколько часто человек дышит). Когда воздух в баллоне иссякнет, владелец может пополнить его непосредственно из акваланга или с помощью (опционального) ручного насоса высокого давления.

Поскольку он имеет встроенный воздушный фильтр, изготовленный по той же технологии, что и механические компрессоры, которые обычно используются для заправки аквалангов, нет никакого риска загрязнения воздуха в баллоне излишней влажностью, маслами, окисью углерода или двуокисью углерода.

Разработчики Scorkl рекомендуют, чтобы ныряльщики, не обученные погружению с аквалангом, использовали аппарат на глубине не более 3 метров, но опытные дайверы могут смело использовать устройство на глубине более 10 м.

Встроенный в девайс манометр позволяет легко определить, сколько воздуха осталось в баллоне, поэтому при даже минимальной внимательности воздух под водой не закончится.

Один баллон Scorkl с адаптером для накачки обойдется в предзаказе в 269 австралийских долларов ($ 199), а за 538 австралийских долларов ($ 399) можно заказать баллон, адаптер и уникальный ручной насос (или же два баллона).

Тем, кто нацелен на более серьёзные подводные путешествия, стоит обратить внимание на 5 субмарин, владельцем которым можно стать уже сегодня.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читать еще:  Как пользоваться лыжными подъёмниками
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Adblock
detector