В Кабардино-Балкарии определились участники Кубка мира по парапланеризму
Содержание
- 1 В Кабардино-Балкарии определились участники Кубка мира по парапланеризму
- 1.1 Парящие над Чегемом
- 1.2 Как подготовиться к полету
- 1.3 Как добраться до старта
- 1.4 Цены на курорте Чегем
- 1.5 Парящие над Чегемом
- 1.6 Как подготовиться к полету
- 1.7 Как добраться до старта
- 1.8 Цены на курорте Чегем
- 1.9 Спортсмен–парапланерист из Москвы погиб в горах Кабардино-Балкарии
- 1.10 Парапланерист Глеб Сухоцкий: «Цель — стать чемпионом мира»
Парящие над Чегемом
Чегем любят за удивительные водопады. Но если углубиться в узкое ущелье на десяток километров, то откроется великолепная долина, а в ней село Эль-Тюбю.
Это средневековое поселение жило «по заветам предков». Занимались земледелием, на лугах пасся скот. Так было, пока экстремалы не обнаружили, что здесь дуют «правильные» ветры.
— Спортсмены приезжали по 30-50 человек в год, небольшими группами. Взлетали, приземлялись в ущелье и пугали овечек. Случалось, пастухи их прогоняли, но они все равно пробирались. Смелые ребята: если с горы можно летать, ни бездорожье, ни отсутствие сервиса их не остановят, — говорит местный житель Марат Мушкаев, стоявший у истоков полетов в Чегеме.
В 2004 году на земле, принадлежавшей семье Мушкаевых, Марат разбил кемпинг. Стал приглашать пилотов. Сарафанное радио сработало, народ повалил валом.
В 2008 году Мушкаев зарегистрировал Федерацию спорта сверхлегкой авиации Кабардино-Балкарии, в 2009-м здесь прошел первый Кубок парадрома Чегем. С тех пор сюда съезжаются на первенство России.
Стартуют в Чегеме на склоне горы Зинка. По словам пилота-инструктора Михаила Рыбасова, здешние воздушные потоки позволяют совершать полеты любого уровня. Хочешь — отправляйся на несколько часов в воздух или чередуй старты в тандеме. Можно без страха вставать на крыло новичкам.
Старты на парадроме платные, он получил официальный статус.
-Это приграничная территория, возникали проблемы, пришлось зарегистрироваться. Теперь у нас есть аэронавигационный паспорт и позывной летного места, — объясняет Марат.
Парадром дает работу многим жителям села. В кафе, на заготовке полуфабрикатов. Продают приезжим вязаные носки и шапки, горный чай, мед. Принимают гостей на ночлег. В майские праздники все дома были полны. Летом спортсмены живут в палатках, но сюда едут и туристы. Того и гляди в Эль-Тюбю не хватит рук.
— Пилоты любят Чегем за условия: с мая по октябрь летать можно почти каждый день. Обычно на летных площадках погоду приходится ждать неделю, — говорит Рыбасов. — Сейчас положение в Чегеме нравится всем. Надеемся, что так будет и дальше.
Как подготовиться к полету
Выбрать инструктора по рекомендациям, почитать отзывы, расспросить летавших.
Пройти обучение в летной школе или у частного инструктора. В школе можно общаться и учиться не только на своих ошибках. Индивидуальный наставник заметит не те действия вовремя.
Параплан и подвесную систему в хорошем состоянии можно купить с рук за 50 тысяч рублей. Важна обувь, закрывающая голеностоп, и шлем. Двухнедельное обучение стоит 20-30 тысяч рублей. Инструкторы и школы предоставляют снаряжение, но со своим цена ниже.
Как добраться до старта
Парадром Чегем находится в 150 километрах от аэропорта Минеральные Воды и в 66 километрах от Нальчика. Маршрут проходит мимо Чегемских водопадов.
Старт находится на высоте 1650 метров. Самая высокая точка — Скалистый хребет (3600 метров).
Цены на курорте Чегем
Ознакомительный полет 20 минут — примерно 4 тысячи рублей.
Маршрутный полет вдоль гор и скалистого хребта 60 минут — 11 тысяч рублей.
Фото- и видеосъемка на экшен-камеру — 1 тысяча рублей.
Ночевка в горном кемпинге — 250 рублей.
Место в двухместном вагончике на парадроме — 600 рублей в сутки.
Комната в селе с завтраком — 1500 рублей в сутки.
Деньги брать с собой наличными, терминалов в Эль-Тюбю почти нет.
Парящие над Чегемом
Чегем любят за удивительные водопады. Но если углубиться в узкое ущелье на десяток километров, то откроется великолепная долина, а в ней село Эль-Тюбю.
Это средневековое поселение жило «по заветам предков». Занимались земледелием, на лугах пасся скот. Так было, пока экстремалы не обнаружили, что здесь дуют «правильные» ветры.
— Спортсмены приезжали по 30-50 человек в год, небольшими группами. Взлетали, приземлялись в ущелье и пугали овечек. Случалось, пастухи их прогоняли, но они все равно пробирались. Смелые ребята: если с горы можно летать, ни бездорожье, ни отсутствие сервиса их не остановят, — говорит местный житель Марат Мушкаев, стоявший у истоков полетов в Чегеме.
В 2004 году на земле, принадлежавшей семье Мушкаевых, Марат разбил кемпинг. Стал приглашать пилотов. Сарафанное радио сработало, народ повалил валом.
В 2008 году Мушкаев зарегистрировал Федерацию спорта сверхлегкой авиации Кабардино-Балкарии, в 2009-м здесь прошел первый Кубок парадрома Чегем. С тех пор сюда съезжаются на первенство России.
Стартуют в Чегеме на склоне горы Зинка. По словам пилота-инструктора Михаила Рыбасова, здешние воздушные потоки позволяют совершать полеты любого уровня. Хочешь — отправляйся на несколько часов в воздух или чередуй старты в тандеме. Можно без страха вставать на крыло новичкам.
Старты на парадроме платные, он получил официальный статус.
-Это приграничная территория, возникали проблемы, пришлось зарегистрироваться. Теперь у нас есть аэронавигационный паспорт и позывной летного места, — объясняет Марат.
Парадром дает работу многим жителям села. В кафе, на заготовке полуфабрикатов. Продают приезжим вязаные носки и шапки, горный чай, мед. Принимают гостей на ночлег. В майские праздники все дома были полны. Летом спортсмены живут в палатках, но сюда едут и туристы. Того и гляди в Эль-Тюбю не хватит рук.
— Пилоты любят Чегем за условия: с мая по октябрь летать можно почти каждый день. Обычно на летных площадках погоду приходится ждать неделю, — говорит Рыбасов. — Сейчас положение в Чегеме нравится всем. Надеемся, что так будет и дальше.
Как подготовиться к полету
Выбрать инструктора по рекомендациям, почитать отзывы, расспросить летавших.
Пройти обучение в летной школе или у частного инструктора. В школе можно общаться и учиться не только на своих ошибках. Индивидуальный наставник заметит не те действия вовремя.
Параплан и подвесную систему в хорошем состоянии можно купить с рук за 50 тысяч рублей. Важна обувь, закрывающая голеностоп, и шлем. Двухнедельное обучение стоит 20-30 тысяч рублей. Инструкторы и школы предоставляют снаряжение, но со своим цена ниже.
Как добраться до старта
Парадром Чегем находится в 150 километрах от аэропорта Минеральные Воды и в 66 километрах от Нальчика. Маршрут проходит мимо Чегемских водопадов.
Старт находится на высоте 1650 метров. Самая высокая точка — Скалистый хребет (3600 метров).
Цены на курорте Чегем
Ознакомительный полет 20 минут — примерно 4 тысячи рублей.
Маршрутный полет вдоль гор и скалистого хребта 60 минут — 11 тысяч рублей.
Фото- и видеосъемка на экшен-камеру — 1 тысяча рублей.
Ночевка в горном кемпинге — 250 рублей.
Место в двухместном вагончике на парадроме — 600 рублей в сутки.
Комната в селе с завтраком — 1500 рублей в сутки.
Деньги брать с собой наличными, терминалов в Эль-Тюбю почти нет.
Спортсмен–парапланерист из Москвы погиб в горах Кабардино-Балкарии
В горах Чегемского района Кабардино-Балкарии погиб парапланерист из Москвы, об этом в пятницу, 21 сентября, сообщил ТАСС глава Нальчикского подразделения Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России Мухаммат Гулиев.
Спортсмен погиб поблизости от горы Ак-Кая, он был участником соревнований, проходящих в Чегемском районе. Парапланерист отклонился от маршрута и летел на низкой высоте.
На сайте ГУ МЧС республики говорится, что в Чегемском районе парапланерист совершил жесткую посадку. Спасатели, прибывшие на место инцидента, обнаружили тело погибшего.
В конце июля параплан совершил жесткую посадку в Малоярославецком районе Калужской области, пострадал 10-летний ребенок.
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2020
Парапланерист Глеб Сухоцкий: «Цель — стать чемпионом мира»
Крымский парапланерист впервые в истории выиграл этап Кубка мира по парапланерному спорту. Симферополец Глеб Сухоцкий победил в соревнованиях, которые проходили в болгарском городе Сопоте в дисциплине «парящий полет». В ходе шестидневных гонок он пролетел на параплане 524 километра за 12 часов, опередив 123 сильнейших парапланериста планеты. «Деловой Крым» поговорил с чемпионом о состязаниях, ближайших планах спортсмена и будущем крымского парапланеризма.
Глеб Сухоцкий, 35 лет
По образованию — инженер-строитель.
Основатель, владелец и руководитель строительной компании «Крым-Кровля».
Парапланерным спортом занимается с 2005 года.
Мастер спорта международного класса.
Удостоен медали FAI (Международная авиационная федерация) за вклад в развитие аэронавтики.
Победитель и призер многих международных соревнований, призер Кубка России, чемпион Украины и России, лидер сборной команды России, победитель IV этапа Кубка мира по парапланерному спорту 2018 года.
Входит в ТОП‑10 сильнейших пилотов мира по рейтингу FAI.
Текст: Вадим Никифоров, собственный корреспондент газеты «Коммерсантъ» в Крыму
Фото из архива Глеба Сухоцкого
— Вы недавно выиграли этап Кубка мира. Расскажите, как это было?
— Увлекательно! Сопот — очень красивое и интересное летное место, люблю там летать. К тому же летные условия были подходящие, я бы сказал, мои любимые: сильные восходящие потоки доходили до хорошей высоты, более трех километров, и позволяли лететь быстро и динамично, на драйве.
Был очень хороший прогноз погоды, который гарантировал много летных дней. Анализируя многие топовые соревнования, я понимаю, что при количестве тасков (задач на соревновательный день) больше четырех главное — стабильность, рисковать не стоит. Многие сильные пилоты выигрывают одну задачу, но сильно ошибаются в другие дни и проигрывают соревнование. Стояла задача быть каждый день в ТОП 10–15. После четырех дней у меня была примерно четвертая-шестая позиция, на пятый день смог реализовать преимущество и победить по итогам дня. В последний день было достаточно прийти в первой двадцатке, чтобы по итогам соревнований подняться на подиум, или в десятке — для первого места. Я пришел девятым.
— Кубок мира — это самые крупные соревнования в парапланерном спорте?
— Да, на Кубке мира соревнуются все лучшие спортсмены. 125–150 лучших парапланеристов планеты. Кроме этапов Кубка мира, самыми престижными турнирами считаются суперфинал Кубка мира, чемпионаты мира и Европы.
— Как проходят соревнования в дисциплине «парящий полет»? Что делают парапланеристы? Как оценивают их действия?
— Парящий полет — это когда пилот стартует с горы (в Сопоте старт на высоте 1400 метров), набирает с восходящим потоком высоту, а потом планирует к следующему восходящему потоку. На соревнованиях все участники стартуют одновременно. Мы вместе набираем высоту и движемся по заданному маршруту. Дистанция соревнования — около 100 км. Пилот должен обязательно пролететь через определенные точки на маршруте, но двигаться от одного пункта к другому можно разными путями. Кто-то может через горы полететь по дуге, кто-то может набрать высоту, потеряв время, но потом компенсировать потерю за счет быстрого полета, кто-то низко над землей летит по самому короткому маршруту, но рискует приземлиться, не завершив дистанцию. Выигрывает тот, кто первый пришел к финишу. Соревнования длятся несколько дней. Баллы за каждый летный день суммируются. Причем учитываются не только дистанция и скорость, но и лидирование: насколько пилот рискует и летит впереди относительно других.
Болгарский Сопот, у подножия Балканских гор — одно из лучших мест в Европе для полетов на параплане.
— Кто оплачивает расходы на участие в соревнованиях? Есть ли помощь со стороны государства?
— За свой счет летаем. Некоторым помогают спонсоры. Один раз в год может перепасть оплата дороги на чемпионат мира или Европы — это все.
Что касается полетов в Крыму — государство пока интересуется, в основном, вопросами национальной безопасности. Внимательно следит за тем, чтобы мы не летали, где не надо. А поддержки парапланерного спорта со стороны государства в Крыму пока нет.
— Получается, спортсмены все оплачивают самостоятельно?
— Да, сейчас этот спорт держится на энтузиастах. Для большого спорта нужно позволить себе тратить приличные деньги и, самое важное, иметь достаточно свободного времени. Я провожу на соревнованиях около двух месяцев в году. Полный комплект оборудования стоит порядка 7 тысяч евро, не космические суммы. А вот взять и уехать на неделю-две-три на соревнования в другую страну, и так четыре раза в году, — это не каждый может себе позволить. У меня, например, есть строительный бизнес, он и является двигателем моего успеха.
— А за победы на соревнованиях предусмотрены призовые суммы?
— На соревнованиях среднего уровня были призы — порядка тысячи долларов. Но компенсировать этим затраты на спорт или, тем более, заработать на жизнь невозможно. Вместе с тем, спортивные успехи поднимают твой статус, позволяют выработать уверенность в себе. Раньше приходил на переговоры, передо мной мэтры, акулы бизнеса, с которыми нужно держать ухо востро и не ударить в грязь лицом. Переживал, но стоит включиться в «спортивный режим» — и дело идет.
Да и понимание, что в своем спорте являешься одним из лучших в мире, прибавляет уверенности в себе. Спорт сильно помог мне в жизни, мотивировал и продвинул в карьере.
Опять же, на некоторых людей парапланеризм производит впечатление.
В Кубке мира участвуют лучшие пилоты планеты.
— Ради чего летают парапланеристы?
— Когда человек начинает летать — это азарт, кайф, очень яркие переживания. В первое время возникает зависимость, неуемное желание полета. Вечно ждешь благоприятной погоды, чтобы полетать.
Сейчас у меня уже нет этого дикого желания. Интерес соревноваться с лучшими. Наблюдать за тем, как работает мозг, как действуешь в экстремальных условиях. Еще важный момент — с кем летаешь. Например, был несколько лет назад чемпионат Венгрии в Македонии. По его завершению, буквально через день, в том же месте те же организаторы проводили этап Кубка мира. Ощущения были, что мы переехали на другую локацию, в другую страну, в другое измерение, хотя просто поменялись участники. Очень сильные люди. Работать, соревноваться, общаться с ними — особое удовольствие.
— Что сегодня сдерживает развитие парапланерного спорта в Крыму?
— В России сильнейшее парапланерное сообщество.
Все стартовые возможности для развития есть. В Крыму достаточно качественные парапланерные клубы, многие пилоты приезжают к нам учиться из других регионов. Хорошие инструкторы, погода, красивые горы, позволяющие много летать пилотам самого разного уровня.
В Крыму масса летных мест, начиная от мыса Фиолент и до Керченского полуострова. И в глубине Крыма, и вдоль всего южного побережья — шикарные летные места.
После возвращения Крыма в Россию сюда приезжала масса людей различного уровня. Они много говорили о различных проектах, обещали сделать из Крыма мировую Мекку парапланеризма. Но дальше разговоров дело пока не пошло.
Кубок мира по парапланеризму
Ежегодные международные соревнования состоят из 5–6 этапов, которые проводятся в различных странах мира. С 2010 года победителя Кубка мира определяют на суперфинале, в котором участвуют лучшие пилоты, определенные по итогам этапов кубка. Суперфинал текущих соревнований пройдет в Бразилии в марте следующего года.
— То есть парапланеризм в регионе не развивается?
— Развивается, пилотов все больше, культура полетов выше. Мы проводили в Крыму чемпионат России, другие соревнования. Но все исключительно за счет организаторов. Если бы соревнований было больше, наши пилоты летали бы лучше. Например, во Франции есть государственная поддержка парапланерного спорта. У них 20 тысяч пилотов в стране, и в топ‑50 мира человек 20 — всегда французы. У нас не так. Мы привыкли быть самодостаточными и на помощь государства не рассчитывать.
— Есть ли у парапланерного спорта олимпийские перспективы?
— Этот вопрос обсуждается уже несколько лет. Правда, речь идет не о парящем полете и гонке, которыми я занимаюсь, а об акропилотировании. Мы надеялись, что уже в программу Олимпиады 2020-го года в Бразилии парапланеризм будет включен, к тому же, там очень сильные организаторы соревнований и пилоты. Но тогда в число олимпийских включили другой вид спорта.
— Чаще всего популярность вида спорта оценивается аудиторией и количеством его телетрансляций. Я на телевидении парапланерный спорт не видел. В чем причина?
— Наверное, техника еще не дошла до такого уровня, чтобы качественно показать наши соревнования в прямом эфире. Но сам по себе вид спорта очень зрелищный, заявляю как участник. Красиво выглядят сама гонка, локации. Посмотрите видео или фото в сети — это же потрясающе! Часто старты проходят непредсказуемо: человек, который лидирует, может неожиданно приземлиться незадолго до финиша. А тот, кто вроде бы отстал, может, в итоге, финишировать первым, очень азартно.
Так что перспективы здесь у парапланерного спорта отличные. Когда-нибудь наверняка он будет транслироваться спортивными телеканалами, и рейтинги у этих трансляций будут высокие. А рекламодатели интересуются парапланерным спортом уже сегодня. Многие команды представляют различные бренды. У сборной России, к сожалению, пока спонсора нет. Но мы готовы к сотрудничеству. Если кого-то заинтересует — обращайтесь.
— Какие у вас планы? Каких результатов хотели бы добиться теперь?
— Стать чемпионом мира и победить в суперфинале Кубка мира. В марте мы с нашим крымским спортсменом Андреем Чеснаковым едем на суперфинал в Бразилию. Летом 2019 года — чемпионат мира в Македонии.